Два портрета одного бизнес-плана
Чтобы статьжизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в по планированию.
Бизнес-план — это официальный документ. Для того чтобы разработать его, нужно собрать представительную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.
Первый вид бизнес-плана — официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: пессимистический и реальный (оптимальный).
Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он имеет название рабочего бизнес-плана и позволяет:
• глубже понять важность официального бизнес-плана;
• составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело;
• детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем и, таким образом, быть готовым преодолеть их в будущем, так как вы сможете принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;
* заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство), т. е. что вы не в состоянии изменить;
• осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения;
' по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.
Таким образом, рабочий бизнес-план — это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.
Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном плане, для того чтобы было легче осуществлять ссылки. Хранение его должно быть организовано таким образом, чтобы было легко вынимать документы, иметь закладки по основным разделам. Он должен быть особо конфиденциальным.
Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них конкретизируются краткосрочные и цели
Бизнеса, маркетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.
Помня о пробелах в информации, вы сможете их заполнить, когда появится возможность иметь больше сведений. Следует нумеровать и ставить даты на всех своих дополнениях.
Частьдокументации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.
3.2. Процесс бизнес-планирования
Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел проекта) и разделы рифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес-планирования — это оценка инициаторами проекта:
• возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);
• потенциальных потребителей;
• конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;
• своего сегмента рынка;
• показателей различных видов эффективности (коммерческой, бюджетной);
• достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.
Итак, бизнес-план это:
• изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;
" определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;
• предвидение рисков предпринимательской деятельности;
• конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
• развитие перспективного (стратегического) взгляда на компанию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис.
Рис. 3.1. Процесс бизнес-планирования |
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в современной экономической ситуации в России являются:
1) создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают получение определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков — cash-shream или stream ofcash-frows);
2) разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:
• эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
Подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
• подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
• выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и Закрытых АО или пая в товариществах при выходе из его состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);
• обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.
Архитектурное построение процесса разработки бизнес - плана и задачи основных его участников приведены на рис. 3.2.
Помощь 1 В получении I денег J Рис. 3.2. Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана и задачи участников процесса |
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности фирмы и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми — без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.
Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. И, конечно, особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций..