Общие причины ограниченного применения бизнес-планирования и ограничения при формировании стратегий
В чем причины ограниченного бизнес-планирования? Перечислим наиболее важные.
Недостаток знаний. Ситуации, в которых знания участников бизнес-проекта не отвечают профессиональным требованиям, обычны.
Недооценка требующихся средств. Например, программы управления осуществлением проекта относительно сложны. Их освоение требует больших трудовых и финансовых затрат. Усилия, необходимые для реорганизации предприятия, часто недооцениваются. Имеющиеся в распоряжении команды по разработке бизнес-плана знания, полученные из различных источников, не полностью учитывают специфику компании. В результате требуются дополнительные усилия и расходы. Возникновение этого факта может привести к разочарованию и остановке работ по разработке и реализации проекта.
Значение системного, комплексного планирования не осознается достаточно полно. Слишком много времени тратится на то, чтобы осознать, что подготовительный этап бизнес-планирования должен стать одной из важных и неотложных задач.
Непривлекательная роль руководителя проекта. Позиция лидера проекта непривлекательна для многих менеджеров, которые имеют необходимую квалификацию. Многократно подтверждена идея, что карьера должна делаться в функциональной сфере. Служащий находится на конкретном месте служебной лестницы. У руководителя проекта шансы на успех менее определенны. Это приводит к господству функционального подхода даже в организациях, в которых широко используются современные методы планирования.
Перечень указанных причин не является исчерпывающим, но они помогают объяснить, почему бизнес-планирование недостаточно развивается в последнее время.
Ограничения при формировании стратегий. При формировании каждой разновидности стратегий фирма сталкивается с некоторыми объективными ограничениями.
1. Наличные финансовые ресурсы. Речь идет об источнике необходимых финансовых средств. Если у фирмы слишком мало собственных средств, то она идет на неоправданный риск, занимая деньги под высокий процент. Это по меньшей мере подрывает интересы акционеров в получениидивидендов даже в случае большой прибыли.
2. Размер приемлемого риска. Многие фирмы готовы принять только весьма умеренный, подчас даже минимальный риск. Это существенно снижает диапазон выбора стратегий.
3. Потенциальные навыки и способности менеджеров фирмы. Хорошие стратегии часто требуют навыков и способностей выше тех, которыми обладают руководители фирмы. Например, компания может иметь превосходный производственный потенциал, но не проводит маркетинговые исследования. Иногда это связано с плохой подготовкой и низкой квалификацией специалистов компании. Часто приобретенные менеджерами фирм навыки хороши для одного рынка, например, российского, но недостаточны для зарубежного.
Приобретение новых навыков требует времени, а стратегия предполагает быстрые действия.
4. Отношения в рамках партнерских связей фирмы. Часто поставщики или участники каналов реализации не могут обеспечить приемлемые условия и готовность работать так, как это необходимо для реализации выбранной стратегии.
5. Противодействие конкурентов. Нередко замечательные стратегии перечеркиваются действием конкурентов. Например, стратегия предполагает снижение цен для стимулирования краткосрочного спроса. Конкуренты могут отреагировать на это ведением «ценовых войн», которые являются слишком дорогостоящими и не позволяют компании удерживаться в запланированном русле длительное время.
Когда стратегия сформирована, фирма определяет тактику, которая воплощает разработанную стратегию в основные направления деятельности этой фирмы. Затем разрабатываются правила и процедуры действий, необходимые для реализации выбранных направлений.
Конечный стратегический план фирмы включает:
Видение, миссию и общие цели;
Стратегии фирмы — общую, деловую и функциональные;
Политику действий фирмы;
Программы, проекты и бизнес-планы.