Выбор направления развития компании
Видение, миссия и цели развития компании. После того как анализ внутренней и внешней среды фирмы завершен, компания определяет основные ориентиры своей дальнейшей деятельности, основанные на итогах предыдущего этапа. Всю совокупность ориентиров деятельности компании можно разделить на три основных типа:
Идеалы — ориентиры, которых фирма не рассчитывает достигнуть в обозримом периоде, но допускает приближение к ним;
1 т
1 /
Цели — наиболее общие ориентиры деятельности компании в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в большей своей части;
Задачи — конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания работ и функций по выполнению заданий в определенные сроки.
Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования компания намечает конкретные задачи для каждого участника работы.
К идеалам развития компании можно отнести видение.
Видение — это философия бизнеса, обоснование существования компании, не сама цель, а скорее ощущение наличия основной цели. Другими словами: видение — это идеальная картина будущего
Видение определяет уровень притязании в процессе стратегического планирования. Приведем несколько примеров.
Видение фирмы производителя персональных ком
Пьютеров: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».
Видение фирмы «Мерк», специализирующейся в сфере здравоохранения: «Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этой цели».
Очень просто сформулировано видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми».
Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами.
1. Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении.
В видении обычно не выделяется желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система организации.
2. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.
Миссия компании является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от последнего у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в компании, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как видение, миссия представляет общее направление деятельности компании. Миссия — это комплексная цель компании, которая должна быть достигнута в плановом периоде. Миссия включает как внутренние (например, повышение производительности труда) ориентиры деятельности компании, выражая таким образом суть то го успех а, которого она должна добиться, так и внешние факторы.
В чем состоит особое значение миссии для деятельности компании?
Во-первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений компании, для дальнейшего определения целей и задач.
Во-вторых, миссия создает уверенность, что компания преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели.
В-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилия на выбранном направлении, объединяет их действия.
Миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников компании (акционеров, финансовых фирм и т. д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.
Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты:
Философию, при помощи которой могут быть выражены базовые взгляды и ценности компании, служащие основой для создания системы мотивации;
Внутреннюю концепцию деятельности, в рамках которой компания констатирует собственные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;
Описание продуктов или услуг, предлагаемых компанией; характеристику рынка — компания определяет своих новых потребителей, клиентов, пользователей;
Цели компании, выраженные и терминах выживания, роста, доходности;
Технологию, то есть характеристики оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
Внешний образ компании, ее имидж, экономическую и социальную ответственность ее перед партнерами, потребителями и обществом в целом. В этой части миссия должна передавать впечатление, которое компания хочет произвести на внешнюю среду.
Формирование миссии является обычным явлением для высокоразвитого бизнеса. В российской экономике в последнее время составлением миссии начали заниматься возникшие частные фирмы, достигшие определенных успехов. Использование миссии также, безусловно, полезно и для небольших фирм или для только создающихся форм бизнеса. Описание миссии включается в состав бизнес-плана.
Обучая составлению планов, консультанты советуют руководителям фирм выражать миссию кратко, одним предложением, например, для известного банка «Менатеп» следующим образом: «Менатеп» должен стать надежным международным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам в России и в Европе. Таким образом выделяется основная, наиболее значимая цель деятельности фирмы. Этот прием характерен также и для западного бизнеса. Основное направление деятельности фирмы «Пепси - кола» выражено в миссии-лозунге: «Превзойти «Коку!»