БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
В. М.Попов, С. И.Ляпунов, А. А. Касаткин
Известная русская поговорка гласит: «На ошибках учатся». Конечно, имеется в виду: не обязательно на собственных ошибках, Но как узнать о чужих ошибках в интересующей нас сфере деятельности, на которых можно было бы учиться?
Врядлируководитель или бухгалтер какой-либо фирмы охотно и откровенно станет распространяться о своих ошибках, что может продемонстрировать его некомпетентность. Вряд ли и проверяющие с готовностью раскроют свои фирменные «секреты» по выявлению наиболее часто встречающихся ошибок, один лишь список которых составляет своеобразную служебную тайну. Вряд ли и аудиторы, многие из которых раньше были ревизорами, легко поделятся накопленной годами,
В последнее время в России сложилась достаточно разветвленная сеть аудиторских фирм и частнопрактикующих аудиторов. Многие из них выявили и обобщили большое количество типичных ошибок в различных отраслях бизнеса, на которых должны учиться действующие и потенциальные предприниматели. Для этого требуется довести до сведения широкой аудитории специалистов по бизнес-планированию, руководителей и менеджеров всех уровней, и студентов специальную информацию, подготовленную нами и содержащую анализ типичных ошибок, рисков и конфликтов, характерных при разработке, мониторинге, продвижении и реализации бизнес-планов.
Имеющийся опыт по подготовке бизнес-планов для малого и большого бизнеса позволяет сделать, может быть, неожиданное заключение: составить бизнес-план для малого бизнеса весьма сложно. У крупного предприятия высокий «запас непотопляемости» уже в силу величины активов, социальной значимости и т. п. Предприниматель в малом бизнесе, как правило, не защищен. У него нет больших активов, главная гарантия — известность по прошлым сделкам и он сам. Ему надо многим и многое доказывать, чтобы получить деньги или поддержку. Вместе с тем во всем цивилизованном мире большой бизнес начинается с малого. Именно здесь появляются и начинают апробироваться наиболее интересные идеи, а некоторые из них довольно быстро претворяются в жизнь и начинают приносить плоды, становясь большим бизнесом. Этот процесс на средних и крупных предприятиях сопровождается, как правило, ошибками, высокими рисками и неизбежными трудноразрешимыми конфликтами.
Что нужно доказать потенциальному партнеру или инвестору? Во-первых, что у инициатора проекта есть положительный опыт в бизнесе. Во-вторых, что идея имеет рыночные перспективы. В-третьих, что финансовый план, как наиболее ответственный раздел, составлен грамотно и объективно. В нем указано, сколько денег и в какие сроки требуется проекту, как и когда их возвратят и с какой прибылью. В-четвертых, следует подробно остановиться на рисках проекта, так как венчурные деловые проекты характеризуются большими рисками. Все вместе разделы бизнес-плана должны быть системой доказательств перспективности данного проекта. Именно хорошо подготовленный бизнес-план позволяет добиться задуманной цели.
Содержание книги построено на разборе наиболее часто встречающихся ошибок, формализованных рисков и анализе неизбежных более или менее крупных конфликтов. В нее вошли ответы на вопросы, которые задавали заказчики при обсуждении бизнес-планов на предприятиях и с частными инвесторами. Практическая направленность и учет российских реалий — важнейшая особенность книги. Она, на наш взгляд, выгодно отличается отимеющихся изданий, представляющих собой либо примеры американских и английских бизнес-планов, либо специфическую технологию их составления, а бизнес-планирование в России имеет ряд особенностей. В книге проводится достаточно примеров ошибок, позволяющих после ее прочтения самостоятельно сконструировать бизнес-план и защищать его перед потенциальными инвесторами без грубых ошибок со стороны составителей.
Структурно книга выглядит следующим образом. Она содержит три относительно самостоятельных раздела. Первый раздел: «Анализ ошибок, связанных с бизнес-планированием в целом». Здесь анализируются крупные ошибки системного подхода к структуре разработки бизнес-плана, без разделения их по видам. Раздел посвящен стратегическим проблемам бизнеса и не затрагивает частных вопросов, а главным образом Содержит материал о правильном понимании места бизнес-плана в сегодняшних условиях хозяйствования и его роли в предпринимательской деятельности в целом. В нем анализируются причины нечеткого определения общих целей проекта.
Второй раздел: «Анализ ошибок, рисков и конфликтов, связанных со стандартной структурой бизнес-плана». В нем рассматриваются ошибки, присущие отдельным разделам стандартной структуры бизнес-плана. Наиболее сложно формулировать в бизнес-плане стратегию маркетинга, которая основана на изучении спроса на продукцию (услуги). Поэтому в соответствующей главе подробно рассматриваются ошибки в трактовке понятий: клиент, рынок, оценка рынка, сегментация рынка, конкурентоспособность товара, стратегия ценообразования, а также имидж фирмы и его влияние на бизнес. Реальная финансовая оценка бизнес-плана, отсутствие ошибок в процессе составления финансового плана — залог высокой экономической эффективности внутрифирменного планирования. Вопросы наиболее остро возникают в вен
Чурных фирмах, и в книге им уделяется большое внимание.
Каждая глава данного раздела сопровождается наглядными примерами и комментариями к ним.
Третий раздел: «Анализ ошибок, связанных с личными качествами менеджера — руководителя команды разработчиков бизнес-плана». Из названия раздела следует, что он призван помочь менеджерам малых предприятий и менеджерам — руководителям команд по разработке бизнес-планов уяснить свои личные недостатки и преодолеть их в своей непростой работе. Многие менеджеры при разработке бизнес-планов предпочитают действовать по старинке, им не удается совершенствовать свои навыки и идти в ногу со временем. Основные недостатки таких менеджеров: боязнь новых ситуаций, неверие в собственные силы, неумение рисковать при возникновении незнакомых обстоятельств и другие. Можно назвать еще множество барьеров для реализации профессиональных качеств, причем у каждого человека они свои. В книге приводятся советы деятелям бизнеса различных уровней, как устранить собственные недостатки, мешающие работе.
Завершается этот раздел главой «Как преодолеть препятствия» и «Как вести себя с прессой, когда фирма переживает кризис».
Все приведенные в книге советы по исправлению ошибок, предупреждению или разрешению конфликтов имеют вполне конкретный и реализуемый характер.
Авторы благодарят всех уважаемых коллег, которые своими советами либо предоставленными наглядными материалами помогли подготовить эту книгу.
Авторы