Карамелеформующая завертывающая машина КФЗ
Машины КФЗ, совмещающие в себе процессы формования и завертки, применяются для выработки карамели прямоугольной формы с открытым обрезом, различных сортов: леденцовая типа «Театральная», «Прозрачная», «Барбарис» и «Дюшес», с мелкораздробленным жареным арахисом («Грильяжная», «Любительская»), с начинкой, переслоенной карамельной массой: шоколадно-оре - ховой, прохладительной («Бон-бон», «Северное сияние»).
При получении карамели с открытым обрезом и одновременном процессе завертки без предварительной стадии охлаждения необходимо соблюдать следующие условия формования:
1. Во избежание прилипания карамели к этикетке температура карамельной массы, закладываемой в катальную машину, должна быть в пределах 68—75°. Пластичность массы при такой температуре обеспечивается увариванием последней до остаточной влажности 3—3,5%. При более крепкой массе карамель получается с трещинами. Более слабые варки вызывают частые замывки вакуум-аппаратов.
2. Применяемые начинки должны быть густые и не должны выжиматься на месте разреза карамели. Температура начинок допускается в пределах 58—63°. Обработка карамельной массы (приготовление «пирога», получение «складок» см. 3. «Обработка карамельной массы»; «Приготовление пирога» и «Получение складок»).
Прозрачные пласты карамельной массы либо завернутый в верхний іпласт многотрубчатый батон закладывают в катальную машину формующего агрегата.. Карамельный жгут через 'калибрующе-вытягивающие ролики поступает в формующий и завертывающий механизмы, скорости которых отрегулированы на 350 - г - 400 выбросов в минуту карамели, завернутой в этикетку, фольгу и подвертку. Ширина рулонов последних применяется следующая: этикетка 90, подвертка 25, фольга 25 мм.
С целью экономии времени на заправку диаметр рулонов этикетки и подвертки увеличивается с 200 до 300 мм.
Отформованная и завернутая карамель поступает на охлаждающий транспортер. 56
Охлаждение карамели. Отформованная карамель с формующих машин (в виде сплошной щепочки или отдельных карамелек) подается на узкий ленточный транспортер, на котором под воздушным дутьем охлаждается до температуры 60—65°. Наиболее эффективное использование воздуха обеспечива. ется при боковой подаче последнего. Продолжительность пребывания карамели на узком транспортере составляет 40—50 сек. Длина транспортера 14—1,5 м. Материал транспортерной ленты — прорезиненное полотно.
Движение транспортер получает от привода формующей машины. Скорость ленты должна совпадать со скоростью формующих цепей. Если скорость ленты превышает скорость цепей, то карамельная цепочка вытягивается и карамель теряет форму. Если же скорость ленты отстает, то карамельная цепочка будет набегать* ложиться петлями и слипаться.
С узкого транспортера карамельная цепочка посредством сотрясательного механизма передается на качающийся транспортер с пробивными металлическими ситами у входа и выхода для отсева карамельных крошек.
Воздух для охлаждения карамели направляется по воздуховодам и через распределители подается по всей, длине транспортера. На воздуховодах установлены дроссельные клапаны для регулирования подачи воздуха. Транспортер приводится в колебательное движение от двигателя посредством кривошипного механизма. Корпус имеет уклон в сторону движения карамели и составляет примерно 0,15 м (на 10 м длины транспортера). Выход карамели с транспортера перекрывается подъемной заслонкой. Для лучшего использования охлаждающего воздуха (снижение степени рассеивания) корпус транспортера заключается в шкаф. При механизированном производстве карамель охлаждается в закрытых охлаждающих аппаратах (см. «Поточное производство карамели»).
Для охлаждения монпансье применяется ленточный, транспортер, состоящий из двух барабанов и хлопчатобумажной ленты. Длина транспортера 10—12 м.
Для охлаждения леденцовой карамели «Апельсинные и лимонные корочки» на ленте охлаждающего транспортера шириной 280—300 мм, в продольном направлении,, примерно на Уз длины, прикрепляются круглые полосы ремйя или каучуковые трубки. Последние укладываются в 6—7 рядов с расстояниями между ними около 2,5 см* Ширина нашивки 10—12 мм, высота 6—8 мм. Горячая отштампованная полоса карамельной массы, попадая на такую ленту, прогибается на нашитых полосах и в таком виде затвердевает. На качающемся транспортёре отштампованная лента разбивается на отдельные изогнутые дольки и дополнительно охлаждается.
Для любого сорта карамели ее температура на выходе с охлаждающего транспортера должна быть не выше 40—45°. Для этого необходимы следующие условия: оптимальная температура охлаждающего воздуха (для любого периода времени) должна быть в пределах 10— 12°. В летнее время такая температура обеспечивается лрименением кондиционеров или холодильных установок. В, зимний период следует смешивать наружный воздух с внутренним в вентиляционной камере и по мере необходимости подогревать его в калорифере. При более низкой температуре воздуха происходит переохлаждение поверхностного слоя карамели, в результате чего получается много боя и возможно намокание вследствие выпадения росы.
; Общая продолжительность охлаждения карамели 5—6 мин.
Расход охлаждающего воздуха для открытых транспортеров составляет 8000—10000 м3/час.
В процессе охлаждения карамели большое значение имеет относительная влажность воздуха. Во избежание намокания карамели влажность воздуха должна быть не выше 60%. Для поддержания низкой относительной влажности воздуха как охлаждающего, так и внутреннего в дехах необходимо обеспечить его кондиционирование.
После охлаждения и отборки карамель ссыпается в лотки (при немеханизированном производстве), которые устанавливаются на стеллажи, и транспортируется на участки дальнейшей обработки: завертка, глянцевание, обсыпка или расфасовка в герметичную тару.
При поточном производстве карамель транспортируется от охлаждающих аппаратов посредством специальных транспортеров.
Отходы карамели, получаемые в процессе формования и охлаждения, собирают в лотки, взвешивают, и отправляют на роспуск для переработки.