Конкурентные позиции бизнеса

Процедуры определения индекса конкурентоспособности товаров

Рассмотрим процедуры определения приведенных выше показателей конкурентоспособности F, K и C.

Процедура определения F.

Последовательность определения значения F представляется следую­щим пошаговым алгоритмом:

1::= Субъект оценки (орган сертификации, общество защиты прав по­требителей, потенциальный покупатель или уполномоченное им лицо) дол­жен ознакомиться с предлагаемой ему методикой оценки конкурентоспо­собности. В ней может содержаться определенное количество групп товаров Tg (g = 1,k), аналогичных тем, к которым проявляет интерес покупатель. Каждой группе товаров поставлено в соответствие множество показателей в виде набора эталонных свойств F_E = {Fe} (e= 1,m). Покупатель, который желает приобрести товар Tp, должен решить к какой группе множества Tg соотнести интересующий его товар. Это операция идентификации, т. е. опре­деления соответствия товаров Tp <=> Tg. В дальнейшем при пользовании ме­тодикой оценки конкурентоспособности товар Tg будет условно заменять товар Tp, т. е. Tg осуществляет представительские функции товара Tp.

2::= Пользуясь методикой, субъект оценки из расширенного множества функциональных показателей, поставленных в соответствие товару Tg, фор­мирует свое множество показателей F_G = Fj (j = 1,a), в которое он включа­ет только те показатели, по которым желает оценить приобретаемый товар. В одном случае это может быть весь набор показателей товара Tg на уровне эталонного товара, в другом случае - это только часть этих свойств, соот­ветствующая конкретным целям покупки. При необходимости покупатель может порекомендовать включить в методику какой-либо показатель, кото­рого там нет.

3::= Локальные показатели Fj из множества FG покупатель ранжирует по степени значимости. Исходя из тех целей, которые он поставил при по­купке товара, выбранные и ранжированные показатели Fj представляются в виде кортежа R_G = < F1, F2, ..., Fa >, где F1 - показатель, имеющий наи­большую важность (первый член кортежа); Fа - показатель, имеющий наи­меньшую важность (последний член кортежа).

4::= Покупатель формирует линейный вектор важности р1, р2, ра, оце­нивая локальными коэффициентами в степень важности показателей, вхо­дящих в кортеж R G. ^и этом должно быть выполнено условие - р1 + р2 +

... + ва = 1.

5::= Только после того, как субъект оценки детально изучил товар Tg, не реальный, а представительский, ознакомился с его функциональными пока­зателями на уровне эталонных свойств, он переходит к ознакомлению и ре­альной оценке того товара Tp, который ему предлагает изготовитель. Естест­венно, что после предварительного изучения всех особенностей функцио­нального назначения товара Tg работа по оценке реального товара Tp являет­ся целенаправленной и эффективной. На этом шаге оценки товара покупа­тель идентифицирует показатели Fj из кортежа RG с аналогичными показа­телями реального товара Tp. Для этого последовательно рассматриваются показатели кортежа R G, например, покупатель берет первый показатель F1, которым может быть универсальность товара. В соответствии с F1 произво­дится оценка наличия в реальном товаре этого признака. Если этот признак имеется, то это соответствующим образом фиксируется и осуществляется переход к признаку F2, фиксируется наличие или отсутствие этого признака в товаре Tp и эта операция повторяется до конца кортежа R G. Список на­личных показателей товара Tp оформляется в виде множества, FP = Fj (j = 1,b), где b - количество показателей в FP, которое может быть равно или меньше количества показателей (эталонных) множества F_G. Этот шаг - составление заявочного списка показателей.

6::= Проверка заявочного списка показателей предлагаемого товара. Цель проверки - удостовериться в том, что показатели заявочного списка FP действительно имеют место в товаре Tp. Вся важность заключается в том, чтобы показатели товара не были подменены признаками показателей. Имеется в виду, что градация показателей начинается с определенного ми­нимального значения, которое надежно удостоверяет наличие показателя какого-либо качества. Эти минимальные пороговые значения показателей являются границей между признаками показателей и их действительным на­личием в товаре. Пороговые значения показателей приведены в процедуре определения показателей качества K и обозначаются как Wi(j) ^и j = 1. Под­тверждение наличия показателя Fj в оцениваемом товаре Tp фиксируется в двоичном виде: 1 - если показатель имеется в товаре; 0 - если показатель от­сутствует или имеют место лишь признаки показателя. Если имеют место оценки Wi(1), Wi(2) и т. д., то m(Fj) =1. В этом случае значение качества пре­вышает пороговое значение и это дает товару определенное конкурентное преимущество. Результатом проверки заявочного списка является список F_Z = Fj (j = 1,e), содержащий e показателей рассматриваемого товара, про­шедших проверку. Если все показатели заявочного списка прошли проверку, то e = b, если часть показателей из заявочного списка не прошла проверку и оказалась за чертой пороговых значений, то e < b.

7::= Определение численного значения показателя функционального назначения рассматриваемого товара: F = в1 F1 + в2 F2 + ...+ ве Fe

Все члены множества F_Z имеют двоичное значение 1, а те члены мно­жества F_P, которые не прошли проверку и не вошли в F_Z, получили дво­ичное значение 0. В подсчете они не участвуют. При e < b, суммарное зна­чение коэффициентов ве в вышеприведенном уравнении < 1.

Процедура определения К

Рассмотрим методику определения показателей качества К. Численное значение показателя качества К товара определяется по тем показателям функционального и потребительского назначения, которые внесли какой - либо положительный вклад в оценку F. Дальнейшая оценка качества произ­водится по каждому функциональному показателю, вошедшему в проверен­ный заявочный список F_Z=Fj (j = 1,e). Для этого необходимо по каждому показателю Fj установить градации качества. Каждый функциональный по­казатель будем pассматривать в виде лингвистической переменной, т. е. та­кой переменной, значениями которой являются слова или фразы естествен­ного языка. Лингвистическая переменная F определяется следующей чет­веркой характеристик:

< Fj, j, PM, Wj(i) >,(j = 1,e), (i = 1,r);

Где Fj - название переменной; j - теpм-множество переменной Fj, пред­ставляющий собой множество всех названий лингвистической переменной; Pji) - семантические правила, порождающие множество названий лингвис­тической переменной; Wj(i) - меpа значимости качества, соответствующая Iji). Каждому функциональному показателю в виде лингвистической пере­менной поставлен в соответствие теpм-мн0жеств0 j), i-й теpм j-го функ­ционального показателя представляет собой градуированное значение каче­ства этого показателя, обладающее именем Fj и мерой качества Wj^) .

В качестве примера рассмотрим механизм оценки качества примени­тельно к такому функциональному показателю, как надежность изделий. Надежность, как лингвистическая переменная F11, определяется теpм - множеством

Т11 = {Т11(1),. ^Л^ ^ЦЗ^ ^П^ Т11(5)} },

Где Т11(1) - недостаточная надежность, Т11(2) - низкая надежность, Тщз) - средняя надежность, Т11(4) - высокая надежность, Т11(5) - сверхвысокая надежность.

Переменная "надежность" в каждом отдельном случае может прини­мать одно из приведенных названий: недостаточная надежность, низкая на­дежность и т. д. Эти случаи определяются соответствующими правилами

P11 = {P11(1), P11(2> P11(3> P11(4> P11(5)} },

Каждому терму поставлено в соответствие определенное правило, т. е.

P11(1), ^ Т11(1), ^^11(2),, ^ P11(3> ^ ^11(3^ ^^11(4)^, ^ ^П^ P11(5), ^

Т11(5),

Где знак соответствия.

Для того чтобы сформировать логические правила или продукции P11, необходимо произвести предметный анализ всех факторов, влияющих на надежность изделий и выявить основные логические переменные, которые в наибольшей степени влияют на качественную градацию надежности. Анализ имеющейся литеpатуы показывает, что в качестве таких переменных могут быть приняты следующие:

1. Долговечность (DL) с количественной мерой в виде вероятности V(DL) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния. В зависимости от состояния надежности устанавливаются количественные значения этой вероятности на основании технических данных по эксплуата­ции рассматриваемых изделий или методом экспертных оценок. Например, порог недостаточной надежности соответствует вероятности VD1, низкая на­дежность определяется вероятностью VD2 и т. д.

2. Безотказность (BZ) с количественной мерой в виде вероятности V(BZ) изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного вре­мени (наработки). Аналогично долговечности, устанавливаются значения этой вероятности VB1, VB2, VB3, VB4, VB5, соответствующие состоянию на­дежности изделия.

3. Ремонтопpигодность (RM), которая может принимать одно из значений двоичной оценки: 1 - если изделие обладает ремонтопригодно­стью, и 0 - если не обладает.

4. Сохpаняемость (SX), оцениваемая в двоичном виде.

5. Резеpвиpуемость (RZ), также определяемая оценкой в двоичном

Виде.

Используя приведенные логические переменные, формируем продук­ции, представляющие собой нормальную конъюнктивную форму:

P11 = {P11(1> P11(2> P11(3> P11(4> P11(5)} К

P11(1): VD1 & VB1 & (RMo v RM1) & (SXo V SX1);

Pn(2): VD2 & VB2 & (RMo v RM1) & (SXo v SX1);

Pn(3): VD3 & VB3 & (RMo v RM1) & (SXo v SX1) (RZo v RZ1);

Pn(4): VD4 & VB4 & RM1 & SX1 RZ1 ;

Pn(5): VD5 & VB5 & RM1 & SX1 RZ1 ; где знаки " & ", " v " - логические знаки "И" и "ИЛИ";

RM0, SX0, RZ0 - обозначение отсутствия ремонтопригодности, со - хpаняемости и pезеpвиpуемости в рассматриваемом изделии, соответствен­но;

RM1, SX1, RZ1 - обозначения наличия ремонтопригодности, со - хpаняемости и pезеpвиpуемости в изделии, соответственно.

Численные значения VD1, VD2, VD3, VD4, и VD5, VB1, VB2, VB3,..., VB5 ус­танавливаются специалистами предметной области, которые участвуют в работах по оценке конкурентоспособности изделий.

Мера значимости качества по показателю "надежность" устанавливает­ся экспертами и представляет собой следующее множество оценок:

W11 = { W11(1), W11(2), W11(3), W11(4), W11(5) }.

Оценки W11(1), W11(2), и т. д. поставлены в соответствие термам Т11(1), P11(2), и т. д. Оценки W11(1) изменяются от 0 до 1, например,

Wn(1) =0; Wn(3) = 0,5; Wn{S) = 0,95.

Wn(2) = 0,2; Wn(4) = 0,8.

^иведенный пример только лишь демонстрирует механизм оценки каче­ства применительно к такому широко используемому показателю, как на­дежность.

Задачей специалистов предметной области является выбор таких способов количественной оценки качества, которые были бы удобны в практическом использовании, достаточно точны и максимально информативны. Наиболее ответственной частью работы по качественной оценке товара является опре­деление шкалы качества (шкалирование) по каждому из оцениваемых пока­зателей Fj. Общие рекомендации по шкалированию показателей качества следующие:

^После разработки модели эталонного товара по каждому показателю функционального или потребительского назначения Fj устанавливаются предельные значения его свойств (Wmax и Wmin). Это могут быть, например, численные значения коэффициента полезного действия (КПД) какого-либо устройства или изделия, изменяющиеся от 0,70 (Wmax) до 0,90 (Wmin). При этом меньшее значение КПД соответствует, например, изделию предприятия Ф1, а большее - КПД изделия предприятия Ф2. Предельные значения могут иметь качественные значения. Например, дизайн изделия предприятия Ф1 будет отличным (Wmax), а дизайн изделия предприятия Ф2 - будет посредст­венным (Wmm).

^Предельным значениям свойств по показателям Fj ставятся в соответ­ствие предельные качественные оценки, изменяющиеся в диапазоне от 0 до 1. Например, для приведенного случая, если КПД = 0,70, то Wmin = 0 (нижняя часть шкалы), а при КПД = 0,90 - Wmax = 1,0 (верхняя часть шкалы). Анало­гично определяются верхняя и нижняя части шкалы и при качественных по­казателях. В случае оценки дизайна верхним пределом шкалы (Жщах) будет качественное значение дизайна, соответствующее оценке отлично, нижним (Wmm) - посредственно.

^Формируется средняя часть шкалы качественной оценки по показате­лям Fj. Количество промежуточных градуированных значений устанавлива­ется индивидуально по каждому показателю. Например, применительно к шкале КПД можно принять пять значений шкалы, из которых одно - это верхнее, одно - нижнее, а три значения - промежуточные. Если шкала гра-

0,90 - 0,70

Дуируется равномерно, то цена деления шкалы составит ——— = 0,05, а вся

Шкала будет иметь вид: 0,70^0,75^0,80^0,85^0,90. Применительно к оценке дизайна при пяти ее значениях шкала может иметь вид: посредствен­ный дизайн ^-средний^-хороший^-очень хороший ^-отличный. Шкалы мо­гут быть сходящимися, если каждая предыдущая градация входит в после­дующую, и расходящимися, если каждая градация является самостоятель­ной.

^Достоверность результатов оценки по каждому из принятых показа­телей качества зависит от способов измерения качества и от сопоставимости результатов. Качественные показатели определяются обычно экспертным путем, а для определения количественных показателей могут применяться специальные способы измерений или испытаний. Сопоставимость предпола­гает, что результаты качества, полученные различными субъектами оценки, отличаются между собой несущественно.

Последовательность оценки качества К (на примере надежности ка­кого-либо изделия) можно представить в виде следующего пошагового ал­горитма:

1::= Определить значения логических переменных, входящих в правила P11 . Это значит, что необходимо конкретизировать вероятность VD (задать одно из пяти значений шкалы VD), вероятность VB и определить одно из двоичных значений параметров RM, SX и RZ, исходя из достигнутого уровня качества оцениваемого изделия.

2::= Решить логические продукции P11, подставляя в них значения пе­ременных. Результат имеет двоичную форму: 1 (истина) или 0 (ложь). Опре­деляется та продукция, решение которой дает результат 1. Например, это может быть продукция P11(3) .

3::= Определяется терм, соответствующий продукции, с результатом решения в виде 1. Если, например, это была продукция P11(3), то ей соответ­ствует терм W11(3) . Этот терм определяет имя лингвистической переменной <надежно сть>:=<ср едняя надежность>.

4::= По терму определяется количественная мера надежности. Так, на­пример, если был определен терм Т11(1), то ему соответствует мера надежно­сти W11(3) .

Аналогично определяется степень качества по всем другим функцио­нальным показателям, вошедшим в проверочный заявочный список F_Z, на основании которого определяется показатель качества K.

Если какая-либо градация степени качества, являющаяся промежуточ­ной на расходящейся шкале, пропущена, то из конечной оценки вычитается соответствующая доля. Например, в приведенном множестве оценок, конеч­ной является оценка W11(4) = 0,8, но W11(3) = 0, то подсчет ведется следующим образом. Определяется вычитаемая доля в размере W11(3) - W11(2) = 0,5 - 0,2 = 0,3. На эту долю уменьшается конечная оценка, т. е. W11(4) = 0,8 - 0,3 = 0,5.

Если по каждому функциональному показателю, вошедшему в множе­ство F_Z = Fj (j = 1,e), определены показатели качества Wo где j - номер функционального показателя, а i - номер терма или градуированного значе­ния качества по j - му показателю, то можно перейти к определению показа­теля качества K товара в целом. Численное значение качества 1 р

K=1Z W, (j)

° ,=1

Где b - количество функциональных показателей, включенных покупа­телем в заявочный список FP.

Требуется дополнительное пояснение, почему показатель качества K усредняется не по фактическому количеству функциональных показателей e, по которым определялись оценки Wj(i), а по количеству показателей b, кото­рые покупатель включил в свой заявочный список. Короткое пояснение за­ключается в том, что если усреднение значения K проводить по e, то это может привести к необоснованному завышению величины K.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.