Основы бизнеса

Система государственного регулирования экономики

На разных этапах развития роль государственного регулирования различна и определяется широкой совокупностью факторов, оказывающих влияние на экономику. Классики марксизма-ленинизма говорили об отмирании государства в очень отдаленном будущем. Некоторые исследователи, опираясь на изучение опыта ряда высокоразвитых стран, прогнозируют, что в перспективе по мере создания рыночных регулирующих институтов, развития экономической системы функции государства в экономике будут сокращаться. В нынешней ситуации российской экономики необходимость усиления государственного регулирования не вызывает сомнений.

Выделим основные функции государства в управлении экономикой.

1. Определение целей развития и согласование интересов субъектов

Хозяйствования на всех уровнях

Успех любой политики невозможен без национального согласия относительно целей развития. Такое единство может быть достигнуто только на основе эффективного механизма согласования интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях. О согласовании интересов общества и товаропроизводителя говорилось выше.

2. Формирование структурной политики

С помощью научно обоснованной государственной структурной политики и перспективных планов могут и должны решаться такие общенародные задачи, как улучшение условий и качества жизни людей, выравнивание уровней развития регионов, ускорение научно-технического прогресса, обеспечение сбалансированности государственного бюджета и повышения эффективности внешней торговли.

Роль государственного регулирования становится определяющей в поддержке целого ряда отраслей, направлений производственной, научной, инновационной деятельности. В ряде стран государство оказывает прямую и косвенную помощь конкретным отраслям: трудоемким и материалоемким, по важным с точки зрения экономической безопасности (сельское хозяйство, энергетика) или поддержания занятости (текстильная, металлургическая, судостроительная), а также «локомотивам» НТП (аэрокосмическая).

Государство должно оказывать помощь в преодолении кризисных явлений крупным, структурообразующим комплексам. Можно, например, в счет долгов перед государством провести эмиссию акпий, то есть превратить долги в акции. Таким образом, временно усилить роль государства, долю его собственности в этих предприятиях, поставить во главе высокопрофессио­нальных управленцев.

Меры по подъему отечественной экономики будут способствовать ее включению в международное разделение труда. Прежде всего, необходимо защитить экспортные ниши, где мы еще достаточно конкурентоспособны. Без государственной помощи научно-технической сфере не может быть обеспечена международная экономическая конкурентоспособность страны. Даже транснациональные компании, крупные банки в инвестиционной и торговой деятельности опираются на государственную поддержку, которая имеет самые разные проявления: от льгот, субсидий до подключения к переговорам высоких должностных лиц государства вплоть до президента.

3. Выработка и реализация промышленной политики

Эффективная промышленная политика призвана обеспечивать свободный доступ к основным и общим факторам производства, развивать инфраструктуру, способствовать повышению покупательского спроса па продукцию, поддерживать выработку предприятиями глобальных стратегий развития, обеспечения конкурентоспособности, формировать институци­ональные механизмы, ориентированные на увеличение конкурентных преимуществ.

В целом промышленная политика включает систему согласованных мер, реализуемых государством для повышения конкурентоспособности товаров и услуг национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках и преодоления угрозы экономической безопасности.

Все развитые государства на всех этапах развития обосновывают и реализуют определенную промышленную политику. Так, в ФРГ Центра­льный экспертный совет ежегодно представляет парламенту и правительству доклад, в котором содержатся оценка состояния экономики, прогноз перспектив ее развития, приоритеты. В Японии и ряде индустриальных стран определенные государством приоритеты в сфере электронизации и информатизации технологии определили развитие экономики на ближайшие десятилетия.

Известно, что в СССР именно благодаря жесткой промышленной политике в сжатые сроки была проведена индустриализация страны.

4. Формирование ценовой политики

Государство должно обеспечивать контроль качества продукции, издержек производства, цен. Россия не в состоянии выбраться из бедственного состояния своей экономики, не прибегая к контролю за ценамй в высокомонополизированных отраслях и выправлению пропорций между ценами различных товаров согласно конкретным условиям и структуре российской экономики.

5. Формирование кредитно-денежной и налоговой политики

Переход к преимущественно экономическим методам управления диктует необходимость проведения активной целенаправленной политики в области финансов и кредита, денежного обращения и налогов. Необходимо стабилизировать денежное обращение, провести дедолларизацию экономики.

6. Поддержание конкуренции

Рынку свойственна тенденция к монополизации. Здесь проявляется противоречивость в развитии рынка - постепенно поглощая или вытесняя слабых, стремясь тем самым к монополиям, рынок подрывает свою основу, свое основное преимущество - конкуренцию. Поэтому государство должно способствовать цивилизованной конкуренции, повышению эффективности использования государственной собственности (в частности, следует перевести большую часть природных ресурсов в федеральную собственность и распоряжаться ею во благо всех своих граждан), защищать отечественного товаропроизводителя. Государственное регулирование должно обеспечить защиту конкурентной среды на рынке путем стимулирования частного предпринимательства, проведения правильной социальной политики, выработки антимонопольного законодательства и его применения государством.

7. Создание правовой основы бизнеса

Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование. Государство должно создать такое правовое поле, которое будет способствовать оживлению экономики, обеспечивать защиту населения от криминала и коррупции во всех бюрократических структурах.

8. Информационное обеспечение бизнеса

Важной функцией государства является информационное обеспечение субъектов хозяйствования (выдача информации фирмам, коммерческим структурам о схемах развития и размещения производительных сил, долгосрочных и среднесрочных планах социально-экономического развития страны и ее регионов и т. д.).

9. Перераспределение национального дохода

Существенно должна быть усилена роль государства в пере­распределении национального дохода. Так, в ряде стран повышается удельный вес ассигнований бюджета на удовлетворение общенациональных нужд, решение социальных и экономических проблем.

Функции государства, связанные с концентрацией и перераспре­делением национального дохода, подразделяются на три группы:

• перераспределение доходов для уменьшения социального неравенства, а также обеспечения нетрудоспособных по возрасту, состоянию здоровья и т. п.;

• перераспределение ресурсов в целях поддержания оптимальных для данной страны межотраслевых пропорций;

• макроэкономическая стабилизация, т. е. содействие частному сектору в обеспечении полного использования труда и капитала и устойчивости цен, что отчасти связано с налоговой политикой, государственными кредитами и субсидиями.

10. Обеспечение социальной зашиты и социальной гарантии.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии uo старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помоіци малоимущим и т. д.

В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Основы бизнеса

Управленческие решения при выборе сферы деятельности

Выбор хозяйственной ниши предполагает конкретное решение вопросов, связанных с выбором времени, места, сферы деятельности, в которой создается бизнес. Время создания определяется возможностями предпринимателя и конъюнктурой рынка (экономической и правовой)[1]. Возможности …

Основы бизнеса

И. Я. Кац, Е. В. Суркова, Е. В. Кипчарская Потребность в экономических знаниях сегодня весьма велика на всех уровнях - от государства до рядовых его граждан. В силу обстоятельств, всем …

Практические ситуации

Ситуация I. Государственное регулирование деятельности фирмы В ситуации иллюстрируются вопросы экономического воздействия государства на товаропроизводителя с целью приведения в соответствие объемов производства продукции с платежеспособным спросом. Рассматриваются три важнейших инструмента …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.