Бизнес как система
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в ее характеристику. Бизнес (деловые отношения) представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в одно целое.
Система бизнеса включает:
• субъекты деловых отношений;
• инфраструктуру бизнеса;
• системы управления (менеджмента), изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги);
• собственные внутренние импульсы развития (конкуренцию).
Субъектами бизнеса выступают: предприниматели, потребители.
Работники по найму, государственные структуры (табл. 1.2). Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.
Таблица 1.2 Основная характеристика субъектов бизнеса
|
В зависимости от масштабов деятельности различают малый, средний в большой бизнес. В качестве критерия отнесения предприятия к одной из вышеперечисленных категорий обычно используют численность работающих:
• малое - предприятие с численностью работающих до 100 человек;
• среднее - от 100 до 500 человек;
• крупное - более 500 человек.
По статистике, большинство населения, занятого в экономиках различных стран, работает на предприятиях численностью менее 500 чел.
Каждая группа предприятий имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Масштабное производство в значительной степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.
Средний бизнес зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом.
Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг.
Малый бизнес во всем мире динамично развивается, что обусловлено его г ибкостью, способностью оперативно реагировать на запросы рынка.
Следует подчеркнуть, что малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса н странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах преобладает принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют мелкие, а взаимодополняют, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, например, из каждых десяти новых технологических идей девять рождаются на малых фирмах. Если большой бизнес способствует повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малый - придает хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим изменениям.
Для нормального функционирования бизнеса необходима соответствующая инфраструктура.
Инфраструктура бизнеса - это совокупность организационно-правовых форм, увязывающая деловые отношения в единое целое.
Такими формами (элементами инфраструктуры бизнеса) в современной рыночной экономике являются:
• кредитная система и коммерческие банки;
• посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валют ных биржах;
• аукционы, ярмарки;
• биржи труда;
• информационные технологии и средства деловой коммуникации;
• налоговая система и налоговая инспекция;
• страховые компании;
• рекламные и информационные агентства, средства массовой информации;
• торговые палаты, другие объединения деловых людей;
• таможенная система;
• профсоюзы работающих по найму;
• коммерческо-выставочные комплексы;
• система подготовки кадров;
• консультационные (консалтинговые) компании;
• аудиторские компании;
• общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности.
Инфраструктура современного бизнеса - неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря наличию названных в ней элементов бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми.
Важным вопросом в бизнесе является партнерство.
Партнерство может осуществляться в сфере производства, товарообмена, торговли, финансовых отношений. От решения вопроса выбора партнеров зависит в значительной степени успех или неудача в бизнесе. С кем иметь дело, кого избрать в партнеры, с кем налаживать необходимые связи9 Для ответа на эти вопросы полезно, обратиться к опыту работы бизнесменов, которые уже «набили шишки».
Их опыт свидетельствует о том, что следует избегать связей с неизвестными людьми и не брать малоизвестных людей в партнеры. Вот что говорит по этому поводу директор российского малого Предприятия «Интерьер» Андрей Смирнов: «Самое главное, как выяснилось, не помещение, не оборудование и не регистрация предприятия. Самые большие проблемы - это связи и кадры. Больше всего сил и времени ушло на то, чтобы появились какие-то налаженные связи. Поставщик, заказчик, покупатель в идеале должны быть если не друзьями, то хотя бы знакомыми. Иначе вас будут обманывать во всем». По всему видно, ч то этот человек натерпелся вдоволь обид, пока обрел надежных партнеров.