КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конкурентоспособность государства
Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности государства и существующих методик оценки уровня конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы:
• понятие конкурентоспособности государства имеет как достаточно широкое толкование (".степень возможности страны при условии свободного и справедливого рынка производить товары и услуги. " - Комиссия по промышленности конкурентоспособности при Президенте США), так и достаточное узкое толкование, увязанное либо только с одним блоком параметров (".экономическая возможность расплачиваться за полученные средства" - Всемирный банк развития), либо с одним параметром (".это производительность" - М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса);
• показатели оценки "конкурентоспособности страны", чаще всего, не имеют идентичной базы для сравнения и используются авторами произвольно, например, при отсутствии исходных данных по странам за данный год используются данные более раннего периода [58];
• в качестве критериев для сравнения некоторых показателей используются экспертные оценки, что снижает степень объективности.
Предлагаемая автором [34] иерархия уровней конкурентоспособности субъектов рынка включает:
• базовое понятие (понятие продукции) и базовый уровень (конкурентоспособность предприятия);
• конкурентоспособность носителей технологии - макротехнологии производства продукции (конкурентоспособность отрасли, кластера) и конкурентоспособность носителей ресурсов или нормативно-правовых условий формирования конкурентной среды [конкурентоспособность государства (региона)].
Уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности, связанное с изменениями практики мировой экономики, базируется на следующих моментах:
• наличие и уровень использования имеющихся ресурсов должны не только обеспечивать конкурентоспособность на данный момент времени, но и иметь способность (создавать условия) наращивать потенциал роста конкурентоспособности;
• из всех ресурсов наибольшее значение для достижения, удержания и наращивания потенциала роста конкурентоспособности для всех субъектов рынка имеют инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;
• скорость наращивания ресурсов (инновационных, интеллектуальных) как потенциала роста конкурентоспособности должна соответствовать скорости, обеспечивающей уровень роста производства ВВП и качества жизни на уровне мировых значений.
В соответствии с этим при уточнении понятийного аппарата конкурентоспособности следует определять (табл. 4) [34]:
• пороговое значение конкурентоспособности - наличие и эффективность использования освоенных (факторов) на уровне, позволяющем считать субъект рынка конкурентоспособным;
• потенциал роста конкурентоспособности - наличие инновационных ресурсов (технологии, ноу-хау, интеллектуальный потенциал);
• скорость формирования инновационных факторов роста - наличие условий и механизмов (инновационная и предпринимательская привлекательность, риски) для наращивания потенциала роста конкурентоспособности.
4. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка
Уровень иерархии |
Понятие конкурентоспособности |
Конкурентоспособность страны |
Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые |
Уровень иерархии |
Понятие конкурентоспособности |
Темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений |
|
Конкурентоспособность региона |
Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений |
Конкурентоспособность отрасли |
Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производств с высокой добавленной стоимостью, с высоким уровнем переработки, с высоким научно-техническим потенциалом) |
Конкурентоспособность кластера |
Способность использовать потенциал макротехнологий для получения мультипликативных эффектов на всех уровнях вертикальной интеграции производства товаров и услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков, и наращивания конкретных преимуществ за счет лидерства в технологиях производства, оптимизации форм организации и управления сбытом как базового условия потенциального роста конкурентоспособности |
Конкурентоспособность предприятия |
Для потребителей - способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров. Для конкурентов - способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности. Для инвесторов - способность использовать ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия. Для субъектов рынков - партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) - способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста |
Исходя из вышесказанного, произведенное автором [34] уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности позволяет:
• разработать методический аппарат (параметры и критерии оценки уровня конкурентоспособности) в соответствии с требованиями развития мировой экономики;
• использовать систему показателей, учитывающие специфические требования каждой группы субъектов рынка;
• определять пороговые значения ресурсов, ниже значения которых субъект рынка не способен формировать конкурентоспособность;
• определять скорость, с которой необходимо наращивать потенциал роста конкурентоспособности, обеспечивающей устойчивый экономический рост и качество жизни населения в соответствии с мировыми значениями;
• формировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкурентоспособности и механизмов взаимодействия при создании конкурентных преимуществ и по усилению рыночных позиций.