КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конкурентоспособность - показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать мини­мальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

По мнению П. С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической пробле­мы следует учитывать следующие факторы:

- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства кон­курентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

- универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

- к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, от­носительность и конкретность;

- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их про­дуктов;

- сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовле­творять требованиям полноты и корректности [22].

Фаминский И., отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим под­ходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином "конкурентоспособ­ность":

- многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;

- относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно некон­курентоспособен на других;

- различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: на уровне товара, предпри­ятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [23].

Профессор Р. А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как "...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно - методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (вы­полняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом" [24].

Существует высказывание М. Эрлиха и Дж. Хайна о том, что конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары.

Гельвановский М., Жековская В., Трофимов И. подчеркивают, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности - макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяй­ственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою оконча­тельную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформи­ровавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [25].

Андрианов В. предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаро­производителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является по­казатель страновой конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан [26].

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами [27 - 29], позволил выделить ее наиболее важные особенности:

♦ конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

♦ задаваемая величина, при создании новой продукции;

♦ отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от ви­да продукции;

♦ относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по тех­ническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

♦ прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность - это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг [17]. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность продукции и непосредственно влияют на ее изменение, другие - обеспечивают конкурентоспособность продукции.

Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется Л. П. Кураковым: "Конкурентоспособность - уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т. п. Конкурентоспособность - относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затра­там на ее удовлетворение" [30].

Однако в этих и многих других концепциях понятие конкурентоспособности практически не связывается с регионом, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям распространены довольно-таки широко.

В настоящее время в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на предприятия, но и на регионы.

Конкурентоспособность региона во многом определяется конкурентоспособностью его продукции. Обеспечение конку­рентоспособности лежит в основе разработки стратегии благополучного развития региона. Однако многие проблемы опре­деления и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются не до конца решен­ными.

Достижение целей повышения благосостояния граждан и устойчиво высоких темпов роста возможно при условии зна­чительного повышения уровня конкурентоспособности России, для чего необходимо обеспечить:

♦ конкурентоспособность государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью):

♦ конкурентоспособность бизнеса - рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и произво­дительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса "из тени", повышение качества кор­поративного управления;

♦ конкурентоспособность "человеческого капитала" - формирование конкурентоспособной на мировом рынке систе­мы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, создание современной системы здравоохранения, а также модернизация системы социальной поддержки населения, обеспечение ее адресности.

Экономический рост является главным условием повышения конкурентоспособности и одновременно сам в значитель­ной степени от нее зависит. Таким образом, задача достижения высоких темпов экономического роста рассматривается во взаимосвязи с задачей повышения конкурентоспособности экономики.

Подход к оценке конкурентоспособности региона можно сформулировать, опираясь на концепцию конкурентоспособ­ности, предложенную М. Портером: "...термин "конкурентоспособная страна" не имеет большого самостоятельного значе­ния, так как основная цель государства в экономике - обеспечить гражданам высокий (повышенный) уровень жизни..., ...единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны - это продуктивность ис­пользования ресурсов" [7].

Продуктивность выражается в стоимости отдачи от единицы труда или капитала (капитал - это произведенные ресур­сы). Она зависит как от качества и характеристик продуктов (этим определяется цена, которую могут назначить), так и от эффективности (эффективность определяется отношением оценки результата к оценке затрат), с которой такие товары про­изводятся.

В конечном счете, продуктивность - главная определяющая уровня жизни в стране, поскольку в ней - основной источ­ник дохода на душу населения. Продуктивность людских ресурсов определяет их заработную плату, а продуктивность ис­пользования капитала - доход, который получают его владельцы. Вследствие большой сложности она может оцениваться системой показателей и индикаторов.

Современные определения национальной конкурентоспособности в основном соответствуют принятому "Организацией экономического и социального развития" общему ее определению как способности открытых для международной конкурен­ции компаний, отраслей промышленности и регионов страны обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и зара­ботной платы.

Соответственно оцениваются такие факторы национальной конкурентоспособности, как достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, используемые новейшие технологии, сформировавшаяся конкурентная среда и проводимая конкурентная стратегия, а также участие страны в экономических и политических союзах. При анализе макро­конкурентоспособности необходимо принимать во внимание и такие важные показатели, как курс национальной валюты, производственные затраты на единицу выпускаемой продукции, приведенные к курсу валюты, стабильность валюты, ры­ночные квоты, таможенные тарифы [26].

Вместе с тем для решения ряда задач социальной политики на федеральном уровне необходимо разрабатывать и специ­альные варианты типологии регионов. Уже проведенные исследования позволяют считать, что весьма информативной ока­зывается типологизация по таким признакам, как покупательная способность денежных доходов; уровень их дифференциа­ции; уровень бедности и ее острота; уровень общей безработицы. Проблема социально-экономического развития фактически выражает степень удовлетворения естественных и культурных потребностей людей и связана с уровнем жизни населения - социальными стандартами [17] России в целом и регионов в частности.

Таким образом, конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и национальных стандартов, а также на основании других показателей.

При этом необходимо учитывать условия в стране: "...два добавочных фактора играют важную роль в национальной системе конкурентного преимущества: случай и правительство", определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции на внутреннем рынке, наличия конкурентной среды, обеспечивающей возможность прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства и ее соответствия стадии развития конкурентных преимуществ. Портер М. выделяет стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ. По его мнению, не­посредственное влияние на национальные конкурентные преимущества правительство в состоянии оказывать на первых двух стадиях [7].

Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы [24, 31], конкурентные преимущества региона можно опре­делить следующими группами факторов:

- конкурентоспособность страны, в которую входит регион;

- природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;

- предпринимательская и инновационная активность в регионе;

- уровень соответствия (отставание или опережение) параметров инфраструктуры региона международным и феде­ральным нормативам;

- уровень международной интеграции и кооперирования региона;

- высокие расходы бюджета на НИОКР;

- высокие расходы в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды);

- высокая образованность населения;

- высокая конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;

- стабильность политической и правовой системы ресурсов;

- высокая продолжительность жизни;

- высокая эффективность использования ресурсов;

- оптимальный экспорт;

- наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение региона;

- значительная доля конкурентоспособных фирм;

- конкурентоспособность трудовых ресурсов;

- гибкость финансовой системы;

- динамичность регионального рынка;

- отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;

- открытость региона, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

- высокое качество инфраструктуры рынков;

- низкие региональные налоговые ставки;

- высокая культура бизнеса;

- высокий уровень информационного обеспечения управления регионом.

После детального анализа факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности региона, Б. А. Чуб [32] предложил следующее определение: "Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом про­странстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в ре­гионе экономический потенциал (финансовый, производственный, трудовой, инновационный, ресурсо-сырьевой и др.). По­тенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, вовлекающего в воспроизводительный процесс все имеющиеся в регионе ресурсы и эффективно их использующего".

Такой взгляд на проблему устанавливает тождественность конкурентоспособности и экономической эффективности.

При этом возникает вопрос правомерности конкурентоспособности регионов в рамках единого государства. Как спра­ведливо полагают авторы работы [25]: "Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования... Область или сферу, в которой ведется соревнование, можно назвать конкурентным полем".

Данную мысль развивает П. Завьялов, говоря, что существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и кон­курентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном или международном рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности [22].

Общее определение конкурентоспособности региона может быть сформулировано на основе понятия, предложенного А. З. Селезневым: "Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражае­мое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику" [33].

По нашему мнению, конкурентоспособность региона - это взаимосвязь элементов социально-экономической системы, свойства которых образуют множество функций, определяющих способность данного региона к конкуренции. Таким обра­зом, обеспечение конкурентоспособности региона становится актуальным в связи с развитием рыночных отношений, усиле­нием конкуренции и интеграционных процессов между территориальными образованиями. С одной стороны, применительно к региону нужно выяснить, какие сильные стороны региона могут оказывать действенное влияние на его социально - экономическое развитие, на наращивание его конкурентного потенциала, с другой - важно оценить, в какой форме и в каких масштабах каждый регион может непосредственно участвовать в решении общих проблем межрегиональной экономической интеграции. Это позволит выявить негативные факторы, препятствующие интеграции в межрегиональное пространство и, как следствие, снижение конкурентоспособности региона - субъекта Российской Федерации.

Такой оценке регионального развития и возможностей региона, обеспечению конкурентоспособности региона способ­ствуют маркетинговые исследования регионального рынка.

Исследование понятийного аппарата, проведенного в работе [34], позволило сделать авторам следующие выводы:

• понятие конкурентоспособности модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей, требований субъ­ектов рыночных отношений (потребителей, конкурентов, инвесторов, партнеров) и масштабов деятельности (внутренние, внешние рынки);

• понятия конкурентоспособности чаще всего ориентированы на оценку уровня на текущий момент времени без учета факторов, определяющих потенциал роста конкурентоспособности;

• понятия конкурентоспособности не имеют строгой иерархии по уровням управления (предприятие, отрасль, регион, государство) в связи с изолированностью исследований, и отсутствием понимания значимости конкурентоспособности субъ­ектов рынка более высоких уровней управления при решении задач усиления рыночных позиций на внешних рынках;

• понятия конкурентоспособности для отдельных субъектов рынка не соответствуют методикам ее оценки, что приво­дит к несопоставимости параметров и критериев, искажающих реальный уровень конкурентоспособности.

Разнообразие методологических подходов авторов к исследованию конкурентоспособности, а также изолированное рассмотрение того или иного субъекта без учета места в иерархии понятий и выделения базового уровня конкурентоспособ­ности, определяющего все другие уровни, приводят к невозможности:

• выработать систему типовых управленческих решений тактического и стратегического характера социально - экономическими системами более высокого уровня (отрасль, регион, государство) для повышения уровня и наращивания потенциала конкурентоспособности предприятия, продукции;

• согласовать механизмы взаимодействия различных субъектов рынка при формировании конкурентных преимуществ и усилении позиций на различных видах рынков (региональных, межрегиональных, международных).

В соответствии с этим для согласования действий различных производителей и различных уровней управления при раз­работке и принятия управленческих решений по механизмам экономического роста должен быть сформирован единый поня­тийный и методический аппарат, позволяющий производить оценку конкурентоспособности каждого субъекта рынка, с од­ной стороны, изолированно друг от друга, с другой - в системе иерархии уровней управления. При этом параметры оценки уровня конкурентоспособности низшего уровня должны входить как базовые переменные в параметры оценки высшего уровня иерархии (предприятие, отрасль, регион, кластер, государство).

В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкуренто­способности.

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимуще­ства в достижении поставленных целей.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической лите­ратуре чаще всего определяется [7, 35 - 37]:

• либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследовате­лями;

• либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно - сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (то­варные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).

До сих пор в экономической литературе продолжаются дискуссии по выбору базовых понятий и уровня конкурентоспособ­ности. Вместе с тем от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит и четкое разграничение пара­метров оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. В зависимости от уровня конкурентоспособности, вы­бранного автором для исследования, происходит переход с категории конкурентоспособности предметов (товар, услуга), объек­тов (спрос, рынок, факторы производства) в категорию факторов конкурентных преимуществ (внешних или внутренних) по уровням управления. Так, при оценке конкурентоспособности государства наличие конкурентоспособной продукции является внутренним конкурентным преимуществом для государства. При оценке конкурентоспособности продукции наличие конкурен­тоспособного государства является внешним конкурентным преимуществом для предприятия.

Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является "конкурентоспособность про­дукции", которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потре­бительского назначения, услуг, информации и т. п.).

Рассмотрим понятие конкурентоспособности продукции (товаров и услуг).

Товары и услуги - это средство конкуренции, с помощью которых предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, вы­бранный фирмами-соперниками, а субъектами - фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно пред­ставить [17], в виде модели (рис. 1).

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рис. 1. Лучевая модель конкуренции;

С1 - С6 - субъекты (изготовители товаров); О - объект. Зоны конкуренции: 1 - тотальная; 2 - сильная; 3 - средняя; 4 - слабая

Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые вы­полняют роль отборочных уровней. Зону тотальной конкуренции достигают только субъекты, товар (услуга) которых полно­стью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка. Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются.

Можно согласиться с выводами, приведенными в работе [17], что конкуренция базируется на двух процессах: соперниче­стве и удовлетворении потребностей. Ее можно представить как систему векторов, образуемых действием указанных процессов (рис. 2). Вектор удовлетворения потребности (а) определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества (b) - числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и b дают сово­купный вектор - вектор конкурентоспособности (K).

Конкуренция обязывает предприятия создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности - одно вытекает из другого. Категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Зона конкуренции

Рис. 2. Конкуренция как результирующий вектор [17]:

K1, K2, K3 - векторы конкуренции, K1 < K2 < K3; а1, а2, а3 - векторы удовлетворения потребности, а1 < а2 < а3; b1, b2, b3 - векторы соперничества, b1 < b2 < b3

Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспо­собности:

- продукция (товары, услуги);

- организация;

- отрасль;

- страна.

Конкурентоспособность продукции - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматривае­мый период по сравнению с аналогом-конкурентом.

В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство - конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период - фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособно­сти предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе "время - пространство".

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услу­гу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласится и с таким вариантом: конкурентоспособ­ность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя [38].

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельно­сти в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услуго - дателя, продавца) - коммерческий успех на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход. Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т. е. при получении прибыли.

Таким образом, можно согласиться со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара - это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции [39].

Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холо­дильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристи­ка продукции.

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по двум признакам: виду удовлетворяе­мых потребностей и количеству учитываемых характеристик (табл. 1) [40].

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии - базовые и продвинутые; исходя из степени выражен­ности - явные и скрытые.

1. Классификация критериев конкурентоспособности продукции

Признак классификации

Критерий конкурентоспособности

Вид удовлетворяемых

Уровень качества

Потребностей

Социальная адресность

Подлинность

Безопасность

Потребительская новизна

Имидж

Информативность

Цена потребления

Количество учитываемых

Единичный

Характеристик

Групповой

Обобщенный

Так, критерии "безопасность" и "подлинность" характеризуют способность продукции удовлетворять простые (базовые) потребности: соответственно потребность в защите (здоровья, имущества, окружающей среды) и потребность не быть обма­нутым изготовителем (продавцом, услугодателем).

Критерий "уровень качества" позволяет оценить способность продукции удовлетворить целый комплекс потребностей, начиная от базовых (например, физиологических потребностей за счет пищевых продуктов) и заканчивая продвинутыми (эстетическими потребностями, потребностями, отражающие принадлежность покупателя к определенной социальной груп­пе, например за счет одежды, мебели и пр.).

Критерий "уровень новизны" товара определяет его способность удовлетворять как явные потребности за счет извест­ных показателей, так и скрытые (латентные), т. е. новые потребности или потребности, которые потребитель еще не осознал или не склонен декларировать.

Критерий "информативность" позволяет судить об удовлетворении потребностей, вызванных стремлением получить информацию о конкурентных преимуществах товаров для их компетентного выбора.

Применение критерия "социальная адресность" направлено на необходимость учета в свойствах продукции индивиду­альных потребностей человека или социальной группы.

Критерий "имидж" характеризует репутацию изготовителя (продавца, услугодателя) и позволяет при дефиците сведе­ний о качестве опереться на высокую репутацию поставщика во избежание функционального и финансового риска.

Критерий "цена потребления" отражает потребность в потреблении и использовании продукции, соответствующей ма­териальным возможностям покупателя, его стремление к получению материальных выгод.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать еди­ничный и комплексный критерии.

Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих кон­курентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.

Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкуренто­способность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерий.

Групповой критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. В настоящем пособии подробно рассмотрены такие групповые критерии, как уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.

Понятия единичного и группового критериев условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например продаж­ная цена с позиции потребителя - единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя - групповой. В модели премии

Правительства РФ в области качества "удовлетворенность потребителя качеством продукции" как комплексный критерий включает 31 единичный критерий, а в условиях получения Знака качества "III тысячелетие" он представлен как единичный.

Достаточно сильно агрегированным является потребительский показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три уровня в системе классификации.

Чрезвычайно агрегированным является критерий конкурентоспособности страны. Так, по данным, приведенным в ра­боте [26], для определения рейтинга в мировых табелях о рангах учитывается 381 единичный критерий.

Обобщенный критерий конкурентоспособности - это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспо­собности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конку­рентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, - важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

При проведении факторного анализа полезно использовать схему (рис. 3) Исикавы [29], которая позволяет выявить и сгруппировать факторы, влияющие на изучаемую проблему. На схеме она условно представлена в виде прямой горизонталь­ной стрелки, а факторы, воздействующие на нее, - наклонными стрелками, которые, непосредственно, отражают причины первопорядка и опосредственно - причины второго и последующих порядков, влияющие на проблему.

Так, на рис. 3 представлены макроэкономические факторы (первого порядка) конкурентоспособности товаров (по дан­ным анализа, проведенного в работах [26, 36, 40 - 42]), а в табл. 2 указаны взаимосвязи между факторами и критериями кон­курентоспособности.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рис. 3. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров (схема Исикавы)

2. Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности

Фактор (причина)

Критерий (следствие)

Производственный:

Имидж предприятия

1.

Имидж товара

Сертифицированная

2.

Уровень качества

Система качества

2.1. Стабильность уровня

Применение защитных мер

3.

Подлинность товара

По предупреждению

Фальсификации

Сбытовой:

4.

Цена потребления товара

Количество посредников

4.1. Цена товара

Сервисный:

4.2. Текущие затраты

Продолжительность

Гарантийного срока

Рыночный:

5. Потребительская новизна

Рыночная новизна

П р и м е ч а н и е: Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1,

4.2 - единичными.

Рекомендуется следующий порядок составления схемы Исикавы и ее анализа: выбор проблемы - "узкого места"; выяв­ление наиболее существенных факторов (в результате "мозгового штурма" или обобщенного мнения специалистов); детали­зация существенных факторов - выявление причин разного порядка; установление причин (факторов), которые в данный момент поддаются корректировке; выявление организаций, подразделений предприятия, конкретных лиц, ответственных за доведение корректируемых факторов до установленного уровня.

Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия "фактор конкурентоспособности" и "критерий конкурентоспособности".

Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как крите­рий. Например, "доставка товара в магазин в срок" является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроиз­водителя. В то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги роз­ничной торговли, как "устойчивость ассортимента". "Наличие системы качества" - важный комплексный критерий конку­рентоспособности предприятия, при этом оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности то­варов, как "стабильность уровня качества товаров". Например, в практике фирмы "А. С. Нильсен" [43] в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии. При оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.

Кроме рассмотренных выше понятий, приведем определения других терминов, раскрывающих сущность конкуренто­способности [40].

Формирование конкурентоспособности - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конку­рентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Так, для обеспечения необходимого качества товаров осуществляют воздействие на производственные (сырье, конструкцию, рецептуру, технологию), сбытовые (условия транспортирования, хранения), сервисные (дегустацию товара и другую помощь в его выборе, установку изделия на дому) факторы. Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций) и сервисные (условия реализации и технического об­служивания) факторы. Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров- конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т. е. влиять на факторы с целью улучшения значений критериев.

Обеспечение конкурентоспособности - совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности.

Методы обеспечения конкурентоспособности - совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспо­собности.

В качестве производителей продукции выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные), за факторы производства (при - родно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы), за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятия. В этой связи рассмотрим понятие "конкурентоспособ­ность предприятия".

Понятие "конкурентоспособность предприятия" в экономической литературе, чаще всего, сводится к способности предприятия производить конкурентоспособный товар.

Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегии диверсификации, на каждый данный момент вре­мени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не сов­падают. Прежде всего, следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия ис­пользуются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного пред­приятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (про­изводящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут отно­сится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений.

На понятие "конкурентоспособность предприятия" оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может высту­пать как:

• товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса);

• товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию).

Различие требований, предъявляемых к предприятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, ис­пользуемых для оценки уровня конкурентоспособности, что должно, в свою очередь, найти отражение в понятийном аппара­те.

На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина "конкурентоспособность предприятия".

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью предприятия, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем случае тер­мин "конкурентоспособность" определяется, как способность конкурировать, т. е. бороться или противостоять чему-либо. Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в работе [44] проведен анализ его определения, представленный в табл. 3.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Помощь в создании предприятия

С каждым годом идея собственного бизнеса привлекает все больше людей. Монотонная работа в офисе подходит далеко не каждому. Кто-то создает стартапы, другие реализуют их. В основном люди далеки от юридических …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Что такое система учета рабочего времени и для чего она нужна?

Система учета рабочего времени – неотъемлемый атрибут любой организации. Ведь без неё невозможно грамотно управлять самым ценным ресурсом – временем. Давайте разберемся, каких видов бывают системы учета и какая подойдет именно вашей компании.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.