Приемы нейролингвистического программирования в рекламе
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — поведенческая модель и набор тщательно продуманных технических приемов, методовaton-mebel.ru
и методологий, начало которым было положено Джонов Гриндером и Ричардом Бендлером в 1975 г.
НЛП изучает формы и стереотипы, или «программы», пол чающие развитие благодаря взаимодействию между мозгом («ней! ро»), языком («лингвистическое») и телом.
Основные положения НЛП
1. Моделирование как способ восприятия мира.
То, чем занимается НЛП, называется моделированием. Эта концепция предполагает, что философские, религиозные, психотерапевтические, физические, политические, экономические, мистические и другие способы описания не являются абсолютными, а представляют собой модели — различные возможные способы восприятия этого сложного мира. Это связано как с тем, что мы воспринимаем этот мир не напрямую, а через органы чувств, так и с ограниченностью нашего сознания.
Есть модели, описания, которые могут в чем-то помочь и привести к какой-то цели. Если они могут это сделать, то модель считается эффективной в данном контексте.
2. Сознание человека ограничено.
В свое время психологи и нейрофизиологи с помощью серии опытов определили, что в сознание помещается 7±2 единицы информации. Поэтому, если мелкие объекты еще туда помещаются достаточно легко в своем обычном виде, то более крупные приходится искажать, обобщать и исключать. Мир, можно сказать, необъятен, и в сознание он целиком просто не помещается. Приходится совершать с ним определенные действия, в результате чего и появляются модели: философские, религиозные, семейные и т. п.
3. Личная модель мира каждого человека — карта.
У каждого человека есть своя личная модель мира. В этой моде-‘ ли находится все, что человеку известно, а также способ отношения к этому. Такая личная модель называется Картой.
На карте обозначено, что важно, а что неважно, что правильно, что неправильно, что он хочет в этой жизни, а чего не хочет. Внутренние образы из прошлого, настоящего и будущего человека вызывают соответствующие им эмоции, а человек переносит (приписывает) их внешним объектам. Фактически человек живет не в реальном, а в созданном самим собой мире: какой мир сам сотворил, в таком и живет (модель мира, карта территории, субъективная реальность).
4. Карты можно менять.
Карта не является чем-то застывшим и закрепленным раз и навсегда. Меняется мир, меняется его восприятие человеком, меняются и карты.
Способность легко изменять собственную карту называется Гибкостью. Некоторые люди с большим трудом могут что-либо поменять в своем представлении, другие же могут легко приспособиться к изменениям в окружающем мире, изменить свою карту. Гибкость не предполагает, что человек меняет свое мнение в зависимости от обстоятельств, она предполагает, что, обнаружив, что его модель мира неэффективна, человек способен ее изменить.
5. Сознание фильтрует поступающую информацию. Так как сознание не способно обработать все, что может воспринять человек, оно начинает просеивать и отделять то, что для него важно, от того, что оно считает неважным. Один из фильтров — каналы восприятия. Репрезентативная система — механизм, при помощи которого человек обращается к собственному внутреннему опыту.
У человека пять органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запax. В НЛП используются следующие обозначения репрезентативных типов (модальностей).
1. Визуалы, ведущей системой которых является зрение. Они представляют мир в зрительных образах, «картинках». В беседе расправляют плечи, как правило, держат достаточно большую дистанцию от собеседника. Говорят быстро и громко. Часто делают паузы. В разговоре допускают невербальные звуки типа э…, а…, м… Нередко первую фразу начинают с местоимений «ты» или «вы». Будучи в стрессовом состоянии, нередко занимают обвинительную позицию. Свою самооценку обычно завышают.
2. Аудиалы, ведущая система восприятия — слух. Для них мир предстает в звуках. Малоподвижны. Жестикуляция обеднена, склонны к логическим фигурам речи, которая зачастую монотонна. Не любят смотреть в глаза. Используют словосочетания типа «те, кто», «тот, кто», «каждый, кто» и т. д. Крайне редко употребляют местоимение «я».
3. Кинестетики, в восприятии действительности, опирающиеся на кожные, мышечные, двигательные образы. Предпочитают прикоснуться, пощупать вещь, чтобы составить о ней впечатление. В процессе беседы стараются держать короткую дистанцию. Любят прикасаться руками к собеседнику. При рукопожатии долго не выпускают руки собеседника. Стараются прочувствовать информацию и как бы пропустить ее через себя. В ситуациях стресса избирают тактику извиняющегося. Часто речь пестрит местоимением «я».
4. Дискреты, доверяющие больше логике, чем чувствам, стремящиеся отделить информацию от чувственных образов и представить ее в абстрактно-понятийной и числовой форме. Дигитальный тип — тип деформированный. Эти люди изначально были кинестетиками, но потом (обычно в детстве) из-за боли (в том числе душевной
Кинестетика у них блокируется; они стремятся заглушить боль рационализмом. Человек дистанцируется сначала от конкретных людей, а потом и вообще от людей (ребенок живет в сказках, а взрослый — в книгах).
Как свидетельствует рекламная практика, наиболее целесообразно использовать все перечисленные выше системы восприятия. Можно создавать поливариантную рекламу, ориентируя ее различные версии на тот или иной тип ведущей репрезентативной системы. Для визуалов, очевидно, больше подходит визуальная, а аудиалов — звуковая реклама (радио). С каждым из указанных типов лучше говорить на привычном для него языке. К визуалам целесообразно обращаться с призывом посмотреть на товар, увидеть, как он выглядит. Аудиалам — предлагать послушать, кинестетикам — пощупать, взвесить, взять в руки, дискретам — обдумать, сделать выводы, убедиться.
Для основных типов характерно восприятие одной и той же peальности на основании различных параметров. Визуал — цветное или черно-белое, количество цветов, яркость, контраст, фон, детальность, размер, угол зрения, перспектива и т. д. Аудиал — положение, направление, высота, тональность, звуки (слова), громкость, темп, ритм, моно (стерео) и т. д. Кинестетик — качество, размер, форма, температура, текстура, продолжительность, вкусовые и обонятельные ощущения.
В рекламе с успехом можно использовать привычные стратегии мышления покупателей — мета-программы — это привычные цензоры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти цензоры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует мета-программе, не осознается, не охватывается вниманием. Следовательно, из-за этих цензоров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве.
Одной из мета-программ является программа «стремление к чему-то или от чего-то». Стремление к чему-то — это мотивация достижения успеха. Стремящиеся «к» лучше всего воспринимают те преимущества, которые они приобретают, купив тот или иной товар или услугу. Стремление от чего-то — это мотивация избегания неудачи. Стремящиеся «от» прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать, чего с ними не случится, когда они станут владельцами этого товара.
Другой мета-программой является программа «возможности и действия». Люди «возможностей» ориентируются на варианты, новизну, которые открываются перед ними, когда они приобретают
Товары или услуги. Они предпочитают экспериментировать, пробовать все новое. Люди «действия» предпочитают порядок, четкость, определенность в действиях. Они не экспериментируют с тем, что и так хорошо работает. В товаре их интересует четкая, понятная инструкция к эксплуатации, простота и безопасность при использовании товара.
Та реклама, которая учитывает эти особенности, будет рекламировать один и тот же товар по-разному.
Еще одним важным НЛП-приемом, используемым в рекламе, является Якорениех. Якорь — это внешний раздражитель, который по своим характеристикам совпадает с компонентом содержания какой-либо доминанты. Якорное зацепление — тенденция одного из элементов переживания вызывать все переживание в целом. Якорем может быть все, что угодно: звук, слово, форма объекта или его запах, вкус, прикосновение и т. п. В рекламе якорями становятся товарный знак, торговая марка, логотип, слоган — они «включают» узнавание и связанное с ним отношение к товару или услуге. Целевой аудитории не обязательно каждый раз демонстрировать рекламное объявление полностью — логотип или слоган моментально напоминают о товаре, вызывая все представление о нем.
Выделяют три основных типа якорения.
1. Якорение положительных социальных установок (результата общественного мнения, т. е. мнения большинства) предполагает использование известных анекдотов, популярных высказываний политиков, крылатых выражений, поговорок и т. д. Реклама, использующая якорение положительных социальных установок, как правило, основана на аллюзиях. Аллюзия — это прием, при котором стилистические эффекты создаются через использование уже известных потребителю названий книг, фильмов, музыкальных произведений, сентенций, пословиц и выражений и т. д. Возможно использование самых различных видов аллюзии — заголовка книги, фильма, поговорок, пословиц, известных фраз и т. д., например:
И «Кензо» создало человека.
Компания Dial: В жизни всегда есть место технике.
Пиво «Волжанин»: Душа поет!
Я вас люблю, чего же боле… Весна… Мы всегда ждем ее наступления. Потому что весной мы чуть мечтательней, чуть добрее. И всегда влюблены. Весной дарите любимым свое тепло и обновленные чувства вместе с Нескафе.
1 Термин «якорение» был введен Р. Бендлером и Д. Гриндером в книге «Из лягушек в принцы» и получил распространение в России в середине 1980-х гг.
2. Якорение положительного эмоционального характера пред-; полагает использование юмора или общего доброжелательного настроя (радость, веселье, праздник и пр.), привлекательных образов,, счастливых людей и т. п. Таким образом, реклама формирует положительную установку (рекламное «обещание счастья») — устойчивый образ будущего состояния, например:
Mirinda. Школа по приколу!
Golden Lady. Лучшая подруга.
«Россия» — Щедрая душа. Доставляем радость всей России.
3. Якорение древних архетипов и образов национальной культуры затрагивает глубинные традиции, использует фольклорные образы и т. п. Например, неслучаен выбор названий и слоганов:
Пиво «Три богатыря».
Пиво «Три медведя».
Майонез «Ряба».
Водка «Русский характер».
Пиво «Три богатыря» бочковое. Сварено с богатырской выдержкой.
Сигареты «Петр I». Время России.
Языковые паттерны (предикаты)
Один из методов НЛП-анализа заключается в поиске конкретных лингвистических форм, таких как предикаты, указывающих на конкретную нейрологическую репрезентативную систему или субмодальность, и на то, как данная система или субмодальность используется в мыслительном процессе. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам. Предпочтение тех или иных предикатов, как правило, осуществляется бессознательно и, таким образом, речь выявляет процессы, происходящие в человеке, его глубинные структуры. В табл. 5.1 приводится список наиболее типичных предикатов, которые указывают на использование одной из репрезентативных систем.
Предикаты — Слова, обозначающие процесс (глаголы, наречия и прилагательные), которыми пользуются для описания подлежащего. В НЛП предикатами пользуются для определения репрезентативной системы.
Во многих рекламных текстах можно выявить ключевые слова одного или нескольких типов. Определение типа осуществляется путем оценки семантики наиболее часто употребляемых глаголов, прилагательных и наречий. Визуалы — «давайте посмотрим», «представьте себе», «вы видите, что…», «как ярко», «красиво», «мне кажется»
Таблица 5.1. Параллельные предикаты различных репрезентативных систем
Внемодальные
Понимать
Воспринимать
Изучить
Повторить
Демонстрировать
Не воспринимающий
Сходство мнений
Неинтересная речь
Установка
Заметный, привлекающий внимание
Привлечь внимание
Визуальные
Ясно видеть
Смотреть, видеть
Рассмотреть
Пересмотреть
Показывать, изображать
Слепой
Общая точка зрения
Тусклая, серая
Перспектива, точка зрения
Яркий, показной, бросающийся в глаза
Указать
Аудиальные
Прекрасно слышать
Слышать, слушать
Обговорить, обсудить
Пересказать
Рассказывать, объяснять
Глухой
Созвучность
Монотонная
Мнение, комментарий
Громкий, оглушительный
Намекнуть
Кинестетические
Разбираться, вникать
Прикасаться, ощутить
Вникнуть, прочувствовать
Пройтись еще раз
Преподносить
Бесчувственный
Соприкосновение, совпадение
Сухая, вялая
Направление, уклон
Поразительный, громадный
Коснуться
И т. д.; аудиалы — «послушайте», «я вас слушаю», «как шумно» и т. д.; кинестетики — «я чувствую, что он…», «очень хрупкая проблема», «тяжелый вопрос!», «ухватитесь покрепче за эту идею» и т. д.; дискреты в описании предметов склонны обращаться к цифрам, точным терминам, рациональным рассуждениям и доводам. Например, в рекламном тексте молочной продукции «Домик в деревне» встречаются слова основных трех типов:
Приятно в осенний день оказаться вдалеке от шумного города, насладиться тишиной, побродить среди пестрых деревьев, вернуться в уютный дом, где тебя ждут; выпив теплого деревенского молока, завернуться в мягкую вязаную шаль и,
Ощутив тихое домашнее счастье, помечтать, сидя у окна, С’ каждым глотком все теплее, а на душе легко и светло. Хорошо иметь домик в деревне!
Визуальные слова — «пестрые деревья», «светло», «вдалеке»; аудиальные — «шумный», «тишина», «тихое»; кинестетические — «приятно», «уютный», «теплое», «мягкая вязаная», «ощутив», «сидя у окна», «теплее», «легко». Как мы видим, основная масса слов принадлежит к кинестетическому типу восприятия.
Однако в небольших рекламных текстах возможно и использование слов только одного типа, что во многом еще зависит и от специфики товара. Например, в тексте чая кинестетического типа — слова «радоваться», «крепкий», «ароматный», «почувствуй»:
Надо уметь радоваться каждым мгновениям, как глоткам крепкого ароматного чая… Почувствуй себя принцессой. Чай «Принцесса Нури».
В тексте визуального типа — слова «притягивающие взгляды», «густые», «длинные», «преувеличенные»:
Тушь Maybellin. Хочешь ресницы, притягивающие все взгляды к тебе? Окутай их! Полностью окутывает ресницы, делая их густыми, длинными, преувеличенными.
Языковые приемы НЛП (фокусы языка)
Виртуозность использования языка — база, на которой строится НЛП. Фокусы языка, или речевые раскрутки, используются в разных контекстах — от психотерапевтического кабинета до работы с претензиями клиентов в переговорах.
Выделяют достаточно большое количество языковых приемов НЛП, позволяющих перевести негативное мнения представителей целевой аудитории в нейтральное и позитивное.
Рассмотрим основные приемы.
1. Прием-намерение — переключение внимания на задачу Или Намерение, скрытые за высказыванием, например:
Это слишком дорого, мы не можем позволить себе это купить. — Насколько я понимаю, для вас важно приобретать такие вещи, соотношение цены и качества которых вам кажется адекватным?
2. Прием-переопределение — замена слов, придающих высказыванию негативный смысл, нейтральными и даже положительными словами, например:
Это платье дорогое и полнит меня. — То есть, вас не совсем
Устраивает эта цена, и вы сомневаетесь в выборе модели?
3. Прием-последствие — внимание направляется на позитивные или негативные последствия высказывания, например:
Короткая стрижка мне не идет. — А мне кажется, что короткая стрижка, наоборот, освежит вас и сделает моложе. Я не думаю, что с волосами, собранными в пучок, вы будете выглядеть моложе.
Зачем покупать дорогую Сумку, Если можно купить дешевую!
— Покупая дешевую низкокачественную сумку, вы рискуете через месяц снова остаться без сумки.
4. Прием-объединение — обобщение части убеждения до более высокого уровня, например:
Это слишком дорого, мы не можем позволить себе это купить.
— Вообще жизнь стала дорогой, но жить-то надо.
5. Прием-аналогия — поиск аналогичного примера, например:
Подгузники стоят слишком дорого, чтобы покупать их все время. — Детское питание тоже стоит недешево, но ведь малышу оно необходимо.
6. Прием — модель мира — переоценка высказывания с позиции другой модели мира, например:
Современному молодому человеку нужнее джинсы, чем деловой костюм. — Многие молодые люди сделали выбор в пользу костюма и совершенно правы, ведь уже их вид говорит о серьезном отношении к работе, а это очень ценится.
7. Противоположный пример — поиск исключения из правил, которое поставило бы высказывание под сомнение, например:
Витамины надо принимать во время авитаминоза. — Многие люди употребляют витамины постоянно, не доводя свой организм до витаминного голодания.