Союз текста и изображения
Брак считается удачным, если супруги обладают психологической совместимостью. При этом один партнер может быть сильнее другого, что ничуть не влияет на крепость брака. Или между ними может существовать приятный взаимообмен, обеспечивающий поддержку и в то же время дающий свободу независимого роста. Именно это происходит в хорошей рекламе.
Иногда внимание привлекает изображение, иногда верх одерживает заголовок. На самом деле существуют всего три способа заставить остановиться вашего потенциального потребителя:
♦ заголовок;
♦ изображение;
♦ их сочетание.
Третий способ наиболее логичен и потому применяется чаще всего. Заголовки делятся на определенные категории или виды. Иногда текст и изображение настолько тесно взаимосвязаны, что члены креативной команды не могут определить, у кого из них родилась идея. Когда команда выступает единым целым - это наилучший пример совместимости. Взаимоотношения автора с художником являются определяющими, и чем лучше они понимают друг друга, тем успешнее их креативная деятельность.
Команда определяет «нагрузку» в рекламе в зависимости от рекламной идеи. Одни идеи наиболее просто могут быть выражены в заголовке, другие - в изображении, а третьи требуют баланса того и другого. Вы сможете убедиться в этом, изучив следующие рекламные объявления.
Преобладание заголовка
♦ Alfa Laval {Мозговой центр)
Ровный синий прямоугольник, в котором размещен заголовок, намекает на резервуар, заполненный водой. Пустое пространство и
Строгий шрифт выбраны специально — они создают ощущение спокойной атмосферы, в которой можно продуктивно мыслить. Сообщение рекламодателя передано всего в двух словах, но нуждается в визуальном дополнении. Уберите синий прямоугольник, и реклама пропадет, хотя текст останется тем же. Реклама с преобладанием заголовка не исключает изображения, просто она больше зависит от текста.
♦ «The Times of India» {Мы — № 2)
№1 вынужден прикладывать больше усилий То же самое с рекламой «The Times of India», в которой исключено изображение, а текст написан на ровном черном фоне. Можно ли усовершенствовать ее с помощью иллюстрации или фотографии? Вряд ли.
♦ Iodex {Столь же активный, как ты/Нелегко быть опорой се
мьи)
В заголовках Iodex Изящно использованы каламбуры, предполагающие, что читатель знаком с этой мазью для снятия боли. Изображения крепкой и обнадеживающей упаковки/склянки более чем достаточно для того, чтобы оттенить заголовок.
Преобладание изображения
♦ «Dr. Scholls»
Эти картинки обладают такой энергией, что тут же хочется выбежать из дома и купить себе пару удобных туфель. Кто не страдал
От кошмара неудобной обуви? В этих рекламах блестяще эксплуатируется свойственное всем стремление позаботиться о собственных ногах.
♦ «Pepsi»
Кренящаяся башня банки «Pepsi» служит прекрасной метафорой, отражающей дух этого напитка.
♦ Карта Гонконгского банка Кредитная карточка Гонконгского банка сопровождается страховкой от несчастных случаев на 600 тысяч рупий. Изображение шлема с вставленной в него кредитной карточкой достаточно впечатляюще, чтобы побудить человека прочитать текст.
Государственная политика.
Сочетание текста и изображения 50:50
♦ Жевательная резинка «Wrigley's» В этой рекламе наблюдается четкое соответствие заголовка и изображения. Если закрыть изобразительную часть, текстовое сообщение окажется неполным, и наоборот. Воистину идеальный союз!
Разминка
1. Рассмотрите рекламы, изображенные выше.
2. Вычлените из каждой предложение.
3. Определите «нагрузку» каждого сообщения.
(На этой стадии не надо читать текст.) Например, нагрузка может быть определена как 40:60 — 40% на заголовок и 60% — на изображение.
4. Почему вы разделили нагрузку именно таким образом? Задайте
себе следующие вопросы: удачен ли этот союз? Совместимы ли
«партнеры»? В чем их недостатки? Возможно ли усовершенство
вать их союз? Или им следует подать на развод? Какого «партне
ра» вы могли бы им предложить, если считаете, что они не подхо
дят друг другу?
Для того чтобы выполнить это задание, следует закрыть картинку и отдельно прочитать заголовок/подпись; затем закройте заголовок и внимательно рассмотрите картинку.
Несколько рекомендаций
♦ Заголовок создает настроение (интонация).
♦ Оно должно быть продублировано в первой фразе текста.
♦ Текст отражает настроение, но не повторяет картинку.
♦ Заголовок должен вызывать зрительный образ.
♦ Творчество предполагает успешный союз текста и изображения.
♦ Изображение не должно быть просто иллюстрацией заголовка.
Арт-директор — ваш партнер
Поскольку мы говорим о союзе, нельзя не упомянуть еще об одном участнике креативной команды, а именно об арт-директоре (художественном директоре).
Заголовки являются прерогативой копирайтеров, но автором гениальной идеи может быть любой член команды. Вот что думают о взаимоотношениях между текстом и рисунком бывший креативный директор агентства НТА И агентства О&М Бахадур Мерван и ветеран рекламного дела Фрэнк Саймос.
Отношения между текстом и «художеством» Бахадур Мерван
Браки заключаются на небесах. То же можно сказать о союзах копирайте-ров с художественными директорами. Судьба может свести вас с самыми странными партнерами, но если они обладают креативной искрой, это даст вам возможность организовать высококачественную кампанию, а также завоевать славу и деньги. Кто знает, может, в один прекрасный день вы станете «дойной коровой» для своего агентства! (Вы будете снимать сливки и оставлять побочные товары остальным сотрудникам!!)
К несчастью, большинство мелких агентств Индии не обладает необходимой структурой и соответственно необходимой организацией креативных команд. В этих агентствах существует по два автора на полдюжины художников. Таким образом, копирайтеру приходится работать с несколькими художниками, которые отличаются друг от друга по стилю, что, естественно, затрудняет его работу.
♦ Некоторые художники предпочитают работать в башнях из слоновой ко
сти.
♦ Некоторые предпочитают работать исключительно для художественных
галерей и ежегодных выставок в Рекламном клубе, относясь к копирай-
терам просто как к заполнителям пространства словами.
♦ Некоторые сочетают в себе художника и автора и поэтому считают копи-
райтера лишним.
Позвольте мне рассказать о том, что произошло с креативным директором лондонского агентства JWT Андре Сайсоном. Будучи новичком, он работал с одним из самых выдающихся художественных директоров своего времени, который общался с ним следующим образом: «Видишь, пацан, этот эскиз моей картинки. Я оставляю тебе два квадратных дюйма на текст и заголовок. И не больше, потому что я не хочу, чтобы ты испортил мой шедевр».
Андре очень нужна была работа, и он начал размышлять над тем, как бы ему поставить на место художественного директора.
Одним из способов преодоления диктатуры художника является выработка хорошего чувства дизайна и общего макета. Кроме этого, необходимо овладеть технологией производства. Это увеличит доверие к вам художественного директора и приведет к успешному союзу.
Как сделать хороший макет
Вспомните первую отснятую вами фотопленку. Вы держали фотоаппарат и сражались с видоискателем, пытаясь скомпоновать кадр. И могу поспорить, что в тот раз вы многим «отрезали» ноги и головы. И наверняка вам пришлось как следует потрудиться, прежде чем вы научились делать хорошие кадры. Точно так же у арт-директоров есть своя теория дизайна, которой вы без труда можете овладеть.
В основе всего лежит «решетка», которая поможет вам разместить элементы рекламы (визуальный/заголовок/подзаголовок/текст/логотип/подпись) не хуже любого художественного директора.
Первый Этап. Нарисуйте прямоугольник размером 8 на 10 дюймов (площадь одной журнальной полосы).
Этап. Разделите его на 20 маленьких квадратов равной величины.
Третий Этап. Приступите к размещению всех вышеупомянутых элементов в этих квадратах, используя их в любых соотношениях. (Черные участки обозначают иллюстрации, толстые черные полосы — заголовок и подзаголовок, тонкие линии— текст, серый овал — логотип и жирная полоса внизу — подпись.)
Четвертый Этап. Обычно движение глаз начинается с
♦ заголовка или иллюстрации в зависимости от того, что яв
ляется более броским;
♦ к подзаголовку;
♦ тексту;
♦ логотипу и подписи.
Единственным секретом хорошо смакетированной рекламы является закон «движения глаз».
Пятый Этап. А теперь вперед и получайте удовольствие.
Одна голова хорошо, а две — лучше
Успешные команды совместно обсуждают креативную стратегию, прежде чем представить идею кампании или телевизионный ролик креативному начальству и агенту по работе с клиентом. Необходимо также оставаться открытыми для любого полезного предложения и не раздумывая включать его в свой замысел для совершенствования творческой работы. В конце концов, все члены команды заинтересованы в создании успешных кампаний, которые могут принести им признание и увеличить их доход.
Копирайтеры должны разбираться в специфике печатного производства и особенностях киносъемок.
Печать |
Ролик/ Телереклама |
• Представление о том, какой |
• Посетите монтажные сту- |
Тип бумаги требуется для |
Дии, чтобы получить пред- |
Различных видов печати (га- |
Ставление о том, как эф- |
Зета/журнал/упаковка/ на- |
Фективно использовать |
Ружная реклама) |
Компьютерную графику |
• Посетите вместе с художни- |
• Понаблюдайте, как осуще- |
Ком макетчиков, чтобы |
Ствляются монтаж и нало- |
Узнать, как с помощью ком- |
Жение звука |
Пьютера можно усовершен- |
• Остальное придет с опытом |
Ствовать изображение |
И практикой |
Яйцо и курица Фрэнк Саймос
Что было вначале? Нигде эта метафорическая головоломка не проявлялась с такой очевидностью, как в рекламном бизнесе, когда я начал в нем свою карьеру. Я, ученик, сидел за самым маленьким столом в тщательно разде -
Ленном классе — другим словом это помещение не назовешь— вместе с довольно большой группой других копирайтеров. В другом конце помещения, также отделенные друг от друга, сидели художники — по три человека на каждого текстовика (дисбаланс, необъяснимый для меня до сегодняшнего дня). Находясь под доброжелательным и в то же время взаимоисключающим надзором художественного и креативного директоров, мы были разделены не только физически и концептуально, но еще и в силу смутного ощущения ненужности друг другу.
Когда же дело касалось конечного результата наших усилий — рекламного объявления, ролика или уличной кампании, — начинались ожесточенные споры о том, кому принадлежит авторство. Текстовики претендовали на то, что все от начала до конца принадлежит им, а художники отвечали на это: «Чушь собачья!» Эта полемика лучше всего отражена в диалоге художественного и креативного директоров:
Художественный Директор: Картина стоит тысячи слов. Креативный Директор: Видите, вам хватило и четырех. Оглядываясь назад, я понимаю, что вследствие непрерывного давления неотвратимой трансформации СМИ эти взаимоисключающие определения сначала оказались размытыми, потом начали сближаться, образуя новые калейдоскопические структуры, и наконец слились воедино, создав креативную команду, возглавляемую текстовиком или художником. Однако пришлось пройти длинный и тяжелый путь с того времени, когда текст вместе с предложениями по изображению (зачастую более объемными, чем сам текст) посылался в художественный отдел и там с негодованием отправлялся в мусорное ведро, до сегодняшних близких и доверительных отношений между текстовиком и художником, когда они сидят рядом и обмениваются идеями, зачастую меняясь ролями.
Иными словами, со временем забрезжила мысль о том, что для того чтобы сделать омлет, необходимы и курица, и яйцо.
Что привело к этому революционному прорыву? Должен признать, что прежде всего — это развитие телевизионной рекламы, заменившей печать, которая была родоначальницей рекламной деятельности. В результате этого печатная машинка автора и блокнот для эскизов художника стали никому не нужными. Вне зависимости от собственного желания они были вытолкнуты из одного творческого измерения в трехмерный мир, где существовали изображение, звук и движение. Слова и изображение перестали быть взаимоисключающими, но, наоборот, начали подкреплять друг друга, а добавившийся звук придал им новое измерение. И сумма составляющих стала гораздо более мощной, чем все они по отдельности. По мере того как на авторов и художников обрушивались новые формы телевидения (документалистика, новостные, развлекательные и спортивные программы), они, в свою очередь, начали разрабатывать многомерные варианты рекламной продукции.
Однако разорвать замкнутый круг не удалось. Самоосуществляющийся прогноз в замкнутой интерактивной петле. И чем сложнее и изощреннее становился этот круг с появлением спутниковых каналов, 24-часового и сегментированного вещания, тем жестче становилось давление на профессионального рекламиста, желающего успешно осуществлять свою задачу. Реклама не могла конкурировать ни с точки зрения времени (30 секунд за получасовую про -
Грамму), ни с точки зрения бюджета (десятки сотен тысяч рупий против сотен миллионов), ни с точки зрения содержания (один рекламный ролик вместо 13 серий). Единственное преимущество заключалось в наработанных навыках, когда блестящая идея могла настолько привлечь внимание зрителя, чтобы стать яркой и запоминающейся.
Идея может быть выражена с помощью слов, изображения, звука или общей ситуации. Но она должна быть оригинальной, интересной, захватывающей, запоминающейся и соответствующей своему изначальному назначению: способствовать продаже товаров и услуг. Это нельзя назвать простой задачей, учитывая процесс непреодолимого развития телевидения и проникновение средств информации в еще неизведанные области. Прямой маркетинг, телемагазины, заказ по почте, спонсорство, маркетинг событий, а теперь еще и Интернет создают настолько запутанную ситуацию, что от рекламистов требуются поистине недюжинные усилия, чтобы продолжать свою деятельность в новых рамках.
Меньшинство начинает играть все большую роль. Мотивация одного-един-ственного покупателя зачастую становится основой для всей мультимедийной кампании. Это приводит к упрощению и сокращению формы, что, с одной стороны, отражает сокращение рекламных бюджетов, а с другой — лихорадочную борьбу за средства информации, когда любое рекламное сообщение должно обладать большей привлекательностью, силой воздействия и убедительностью.
В этом новом и отважном мире «прошлогодние слова принадлежат прошлогоднему языку». Авторы текстов и художники, позабыв старую вражду, любезно раскланиваются друг с другом, ностальгически снимая шляпу перед незабываемым прошлым. А я позволю себе заметить, что тексты и картинки будущего года будут принадлежать творцу новой концепции.
Задание
Выберите по меньшей мере шесть рекламных объявлений, которые взывают к вам со страниц популярных газет и журналов. Изучите их в свете того, что вы уже узнали. Обратите особое внимание на то впечатление, которое производят заголовок и изображение. Постарайтесь сформулировать предложение для каждой рекламы. Определите целевую аудиторию и интонацию, которая использована в обращении к потребителю.
Если это реклама популярного бренда, подумайте о его позиции на рынке. Постарайтесь ощутить суть рекламного обращения и выделите в каждом случае главную идею, если таковая присутствует.
Это не экзаменационная работа! Это просто способ помочь вам лучше понять изложенные выше принципы.