Предложение
Россер Ривз, написавший в 70-х гг. книгу «Реалии рекламы», ввел термин «уникальное торговое предложение», которым в разных обличьях пользуются до сих пор. Предложение — Это главное сообщение, которое рекламодатель хочет передать своей целевой аудитории. Одна из сложнейших задач в процессе написания текста заключается в том, чтобы согласиться с тем, что хочет сказать рекламодатель, и при этом выразить это так, чтобы все заинтересованные лица были довольны. Алик Падамси всегда облегчал эту задачу для копирайте-ра. Он давал свое определение предложения, которое было настолько легко запомнить, что оно оказывалось незабываемым. Оно неоднократно выручало меня в самых сложных ситуациях. Я считаю, что по своей гениальности оно не уступает эйнштейновскому Е = Тс2. Вот как это звучало:
Предложение = выгода потребителя + довод в пользу этой выгоды.
Иными словами, любое рекламное обращение должно содержать в себе:
♦ выгоду для потребителя;
♦ доводы, доказывающие, что это действительно выгодно.
Например, если вы говорите, что «Персиковое» мыло сохранит вашу
Кожу нежной и гладкой как у младенца, вы вполне можете подкрепить свое обещание сообщением о том, что оно содержит в себе чистый глицерин. Естественно, количество глицерина остается неизвестным. Но дело не в этом. Потребителям нужна причина, и они ее получают, а следовательно
То, о чем может поведать зеркало Гиты Сиддартхи! |
Предложение = выгода потребителя + довод в пользу этой выгоды.
Сделайте это основой своей рекламной деятельности. Другими словами, разрабатывая предложение или обращение для прессы или других средств информации, помните, что вы должны объяснить целевой аудитории выгоду и предоставить ей веский аргумент, чтобы она в это поверила.
Возьмем, например, туалетное мыло «Lux». Лозунг, ассоциирующийся с ним на протяжении многих десятилетий, стал уже знаменитым — «Мыло для кинозвезд». Как выглядело изначальное предложение, сформулированное агентством и создателями «Lux»? Вероятно, это было так давно, что об этом уже никто не помнит. Однако вы можете реконструировать предложение на основании изучения заголовка, подписи и изображения.
Мягкое мыло «Lux» для кинозвезд. |
Глядя на рекламу туалетного
мыла «Lux», вы обычно видите оба
ятельную кинозвезду с прекрас
ным цветом лица, изображение мы
ла и заголовок, представленный
Так, словно это ее собственные слова, что подчеркивается подписью
«Мыло для кинозвезд». В этой рекламе содержится несколько силь
нодействующих элементов. Вся реклама представляет собой креатив
ное выражение скрытого предложения, а оно представляет собой не
более чем сладкую оболочку горькой пилюли предложения. Таким
образом, потенциальный пользователь тут же проникается уверенно
стью, что мыло «Lux» превратит его физиономию в лицо кинозвезды!
Помните, что каждое предложение может быть выражено разными способами. Их может быть от двух до сотни. И тем не менее креативное воплощение всегда будет отражать изначальное предложение. (В дальнейшем об этом будет рассказано более подробно.)
А теперь вернемся к рекламе мыла «Lux». Из заголовка, подписи и изображения видеоряда можно сделать вывод о сообщении, которое должно быть передано потребителю. Чтобы осуществить это, попробуйте отделить Выгоду потребителя от Источника этой выгоды.
Выгодой потребителя в данном случае является приобретение красивой нежной кожи.
Источником — мягкое мыло, специально созданное для нежной кожи лица.
В сумме вы можете следующим образом сформулировать предложение для мыла «Lux»:
Мягкое туалетное мыло «Lux» бережно заботится о вашей коже.
Креативная команда перевела этот текст в то предложение, которое вы видите в рекламе: прекрасная кинозвезда, подтверждающая своим видом мягкие и нежные достоинства туалетного мыла «Lux».
Это креативное выражение является исключительно достоверным для целевой аудитории (женщин всех возрастов), так как во всем мире считается, что кинозвезда должна обладать красивой и нежной кожей. И уж если кинозвезда пользуется «Lux», он точно подойдет им. Таким образом, кампания приобретает универсальную притягательность.
Почему Lever Brothers Решила использовать именно кинозвезду, никому не известно. Однако можно с уверенностью сказать, что это была не единственная креативная идея, предъявленная агентством клиенту.
Разминка
1. Представьте себе, что вы являетесь членом креативной команды,
которой поручено создать рекламу туалетного мыла «Lux» на ос
нове описанного выше предложения. Заказчик, Hindustan Lever,
Попросил вас представить по меньшей мере пять вариантов, в ко
торых было бы выражено одно и то же предложение. Естественно,
ни в одном из них не должна быть использована кинозвезда.
Ваши предложения.
2. Продолжайте вырезать рекламы из ежедневных газет и любимых
журналов.
Выделяйте из их художественного выражения (заголовков, подписей и изображения) то, что вы считаете предложением. В настоящий момент старайтесь не концентрироваться на тексте. (Девяносто процентов продаж базируется именно на этих элементах, а остальное делает печать для привлечения внимания.) В каждом случае расчленяйте предложение в соответствии с формулой Падамси. Это упражнение чрезвычайно важно, так как оно является толчком для всех видов рекламы. Переходите к следующей главе только после того, как удостоверитесь, что овладели искусством составления хорошего
Несколько известных заголовков
Все прославленные заголовки этого раздела основаны на предложении. И скоро вы обратите внимание на то, что предложение может быть выражено разными способами. То есть одна и та же мысль может быть выражена совершенно по-разному. На основании одного и того же предложения можно написать более полудюжины заголовков. Чем богаче ваше воображение и запас писательских навыков, тем более обширным окажется ваш перечень заголовков.
Во всех нижеприведенных случаях рекламодатель хотел передать потребителю основополагающее сообщение, и выбранные заголовки, по крайней мере с точки зрения рекламодателя и участвовавшего в их составлении агентства, являются наилучшим выражением предложения. Эти кампании стали классикой в своем жанре. Рекламные идеи, которые используются снова и снова, называются долгосрочными. И еще одно замечание: заголовок не всегда может выразить полное содержание предложения, а изображение в различной степени дополняет его. Иногда это соотношение между текстом и изображением составляет 50 на 50, иногда 60 на 40, 80 на 20, а то и 20 на 80.
В нижеприведенных примерах определите предложение или основополагающее сообщение. Воспользуйтесь воображением и представьте себе визуальный элемент.
Заголовок |
Предложение |
Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей (первая реклама знаменитой книги Карнеги, продававшейся первоначально через почтовые заказы) |
Книга Дейла Карнеги содержит в себе все тайны того, как завоевать успех и популярность |
Заполни, закрой и забудь (кумир «Honda») |
|
Пауза, которая освежает («Coca-Cola») |
|
У некоторых кожа никогда не стареет («Грушевое» мыло) |
|
Самый громкий звук, который вы услышите в новом «Rolls Royce» при скорости 60 миль в час, — это тиканье часов |
|
Свежесть раннего утра и аромат, не выветривающийся в течение целого дня (тальк «Волшебный цветок» фирмы Ponds) |
|
Живите по-королевски (сигареты «Four Square», кампания Live Life Kingsize) |
|
Запустите тигра в свой бензобак («Esso») |
|
«Звенящая белизна» (моющее средство) |
В качестве упражнения напишите альтернативные заголовки, которые выражали бы то же предложение, которое вы определили в вышеприведенных. Помните:
Предложение = выгода потребителя + довод в пользу этой выгоды.
Художественные приемы, техника композиции и подбор шрифтов, радно-и телепередачи, а также качество текста имеют огромное значение. И тем Не менее они вторичны по отношению к базовому предложению, вокруг Которого и организуется реклама. Задача рекламы не сводится к тому, чтобы читатель или слушатель воскликнул: «Вот это да! Какая изобретательная реклама!» Она должна заставить их сказать: «Завтра я это куплю, когДа пойду в магазин» или: «Интересно, а не Сможет Ли Джо достать мне это По оптовой цене».
Реклама начинается с основополагающего призыва, который предлагает Удовлетворить существующую потребность и будет с готовностью восприНят.
Моррис Хаит (1988)
Задание
Выберите десять рекламных объявлений, которые вам нравятся. Отбирайте, ориентируясь на их ясность и действенность. На этом этапе не обращайте внимания на текст, напечатанный мелким шрифтом. Главное — чтобы реклама содержала бренд, отчетливое изображение товара, чтобы в ней были заголовок, изображение и подпись.
Для начала выбирайте рекламу краткосрочных потребительских товаров. Не берите корпоративную или финансовую рекламу. Это должен быть товар ежедневного потребления — пудра или каша. А теперь подумайте — что рекламодатель предлагает своему потребителю (выгода) и почему он считает, что потребитель ему поверит (аргумент).
В каждой рекламе обращайте внимание на следующее.
♦ Попытайтесь сформулировать рекламное обращение. Что хочет
сказать рекламодатель?
♦ К кому, на ваш взгляд, он обращается?
♦ Какая использована интонация?
♦ Какое впечатление на вас производит бренд?
♦ Какое именно качество товара продвигается?
♦ Какую потребность покупателя он удовлетворяет?
♦ Почему потребитель должен верить рекламе?
♦ Что говорят конкуренты?
Исключив текстовую часть, поработайте с каждым объявлением в течение нескольких минут, уделяя особое внимание визуальному элементу. Сформулируйте предложение на основе заголовка, подзаголовка, изображения и подписи. Не читайте текст. Запишите, как, на ваш взгляд, выглядит предложение в каждом рекламном объявлении. Помните:
Предложение = выгода потребителя + довод в пользу этой выгоды.