Имидж бренда
Однажды во время проведения творческой мастерской один молодой администратор недавно аккредитованного агентства задал мне вопрос: «А какая, собственно, разница между имиджем и личностью бренда?» Я ответила, что разница, безусловно, существует и, чтобы ответить на этот вопрос, обратилась к своему надежному словарю. «Словарь Вебстера» сообщает, что слово Имидж (образ) имеет несколько значений, из которых нам больше всего подходят следующие:
♦ впечатление — мысленное представление, разделяемое членами
группы и символизирующее собой отношение и взгляды (напри
мер неопрятный зал судебных заседаний может серьезно запят
нать образ правосудия в глазах общественного мнения — Герберт
Браунелл);
♦ идея, концепция — живописное или графическое описание или
представление;
♦ риторическая фигура — общепринятое мнение о человеке, учрежде
нии или целом народе, распространяемое с помощью средств ин
формации (например корпоративный образ братской любви и взаи
мопомощи — Р. С. Бак).
Для слова Личность «Вебстер» предлагает следующие значения:
♦ комплекс черт, характерных для индивидуума, нации или груп
пы;
♦ сумма эмоциональных и поведенческих наклонностей индиви
дуума;
♦ структура свойств, наклонностей или привычек, составляющих
характер индивидуума.
И после некоторого размышления у меня возникла формулировка: «Личность — это то, что я собой представляю, а имидж — это то, какой меня видят окружающие». Эта мысль может оказаться полезной в про-
Цессе создания бренда, который является основой для понимания того, что такое имидж бренда.
Брендинг, или придание товару имени, — это все равно что крещение ребенка. Или придумывание названия для церемонии. Назовите девочку Джейн, и, скорее всего, она вырастет домашней простушкой (если, конечно, не изменит написание своего имени и не станет Джэйн Мэнсфилд). С другой стороны, Джейн Остин, оставшаяся викторианской старой девой, никогда не выезжавшей за пределы собственной деревни, проницательно писала об окружающих ее людях. Назовите сына Арджуной или Дипаком, и, скорее всего, из него не получится Лалу или Мулайам! Смогла бы Мэрилин Монро стать секс-символом своей эпохи, если бы сохранила свое первоначальное имя — Норма Джин Бейкер?
Имидж бренда невозможно создать за один день. Он культивируется в течение многих лет.
Сорокалетняя женщина чувствует себя более уверенно, чем двадцатилетняя девушка. Она уже знает себя — она понимает, чего хочет, что ей к лицу и чем ей нравится заниматься. Она даже приобретает имидж, который зачастую соответствует ее индивидуальности. Или не соответствует — и тогда ледяные красавицы напоминают клокочущие вулканы. Было время, когда все женщины стригли волосы под пажа, а все мужчины щеголяли завитками в духе Элвиса Пресли — вне зависимости от того, шло им это или нет.
Прически и прочие увлечения — это недолговечные элементы имиджа, которые приходят и уходят. Для получения долговременного имиджа товар должен присутствовать на рынке в течение длительного времени, пройти проверку у потребителей и получить всеобщее одобрение. Товар должен прийти и остаться у целевой аудитории. Знакомство с ним напоминает многократные примерки у портного, который шьет вам смокинг.
Бренды — как дети, и в какой-то мере они могут наследовать личностные черты своих «родителей» и ближайшего окружения. В исследовательской лаборатории могут даже заранее определить их пол. Как ни странно, пол иногда может быть мужским, а имидж женским. Однажды в одном из агентств обсуждали рекламу шоколада «Cadbury». И когда речь зашла о имидже бренда, все согласились, что имидж компании ассоциируется с серьезным джентльменом в сером косюме, а вот «Жемчужины Cadbury» (разновидность шоколада) — с чем-то ярким и молодым, не имеющим определенного пола.
В настоящий момент мы будем заниматься имиджем бренда. По мере накопления опыта и профессионального мастерства вы, несомненно, сможете обсудить нюансы фирменной терминологии во всех подробностях на заседаниях совета директоров. Я уже давно обратила внимание на то, что высшие чины предпочитают не разряженную атмосферу творчества, а жонглирование названиями, жаргонизмами и прочими мелочами.
Главное — уясните себе, что имидж бренда — это чуть ли не краеугольный камень всего бренда. Это то, как потребитель будет воспринимать бренд. Если вы хотите изменить восприятие потребителя, вам придется изменить имидж бренда.
Поразмышляйте об этом.
Ради интереса попробуйте выполнить следующее упражнение. В пятидесяти словах попробуйте описать:
♦ гостиницу «Тадж-Махал» в Бомбее;
♦ гостиницу «Оберой» в Бомбее;
♦ гостиницу «Меридиан» в Нью-Дели;
♦ авиакомпанию Air-India;
♦ авиакомпанию British Airways;
♦ авиакомпанию Singapore Airlines;
♦ костюмы от Gwalior;
♦ костюмы от Raymonds;
♦ костюмы ОСМ.
Гипотетически вы можете написать следующее:
Гостиница X Подобна вдовствующей королеве, всегда украшенной натуральными драгоценностями и облаченной в черные шелковые юбки до самого пола.
Она благоухает поблекшей элегантностью и лавандовой водой, подумывает о том, чтобы сделать подтяжку лица, и вполне способна на это.
Гостиница Y — броская парвеню, одевается с вызовом и носит стразы. Она вульгарна, шумна, экстравагантна и любит швыряться деньгами. И все равно невозможно не восхищаться ее нахальством.
Гостиница Z — счастливая беззаботная девчонка, которая любит плавать и слушать рок-музыку. Ее можно встретить бегущей в бикини по переполненному пляжу в группе таких же, как она, девушек. Как им нравится встречать восхищенные взгляды!
Запомните, что, когда мы говорим о имидже бренда, речь идет об определенной целевой аудитории, которая обладает своими собственными взглядами и вкусами. Например, вы можете понаблюдать за клиентурой пятизвездочных гостиниц «Тадж-Махал» и «Оберой».
Люди могут останавливаться в них по одним и тем же причинам (обслуживание, кухня, местоположение), и тем не менее их внутренние впечатления окажутся разными. Почему так происходит? Возможно, на них произвели впечатление реклама или внутренний декор, или
Отношение персонала, или даже те, с кем они здесь встретились. Из всего этого складывается имидж бренда. Определенный класс или группа людей предпочитает «Тадж-Махал». А другие будут останавливаться только в «Оберое». Почему?
Копирайтер должен уметь отвечать на эти вопросы.
Чем больше вы знаете о поведении потребителя, тем более действенной окажется ваша реклама.
Создавая имидж бренда для товара, вы основываетесь на том, что вам известно о людях, которые будут его приобретать. И вас не должно волновать то, что думают остальные. Важно лишь то, что думает ваш потребитель. Именно поэтому миллиарды рупий тратятся на изучение потребительской реакции на бренд. Старые бренды не меняют даже своих упаковок, предварительно не выяснив реакцию потребителей. Люди — рабы привычек, и им не нужны неожиданные изменения в привычных брендах.
Если вы проанализируете старые бренды, то заметите разницу между тем, как они делались в 40-х и в 90-х гг. Однако эти изменения происходили так медленно и незаметно, что потребитель даже не обратил на это внимание. Так бренд, как и ребенок, растет и изменяется. Вы не ощущаете этого каждый день, но по прошествии года вдруг садитесь и восклицаете: «Господи, как он вырос — вылитый отец (или мать или еще кто-нибудь)». Это тот же ребенок, но он стал выше, похудел, потолстел или у него отрасли усы.
Однако это тот же самый человек!
Имидж бренда основывается также на первом впечатлении покупателя. Нас постоянно предупреждают, чтобы мы не судили о книге по обложке, однако мы все равно продолжаем это делать.
Имидж бренда отвечает на вопрос: что подумают люди? А также: что мы хотим, чтобы подумали люди?
Имидж бренда должен вызывать желаемую реакцию. Мы хотим, чтобы люди — наши целевые потребители — думали о нас хорошо. Чтобы они верили правде (и неправде!). И именно для этого мы культивируем свой имидж. Когда я была еще начинающим автором, Алик Падамси пригласил меня на ленч в кафетерий Air-India. Чтобы занять время, он начал говорить о том, как выдать меня замуж.
Сначала он рассуждал обо мне и моих качествах (товар), потом о красивой одежде и использовании косметики (упаковка), затем о необходимости завести себе старшую подругу, которая могла бы ходить со мной на вечеринки и в другие места, где можно познакомить-ся с правильным человеком (средства информации). Он говорил еще много чего другого, но я запомнила именно эту часть об одежде и о необходимости бывать в нужных местах. И тогда целевой аудитории станет ясно, что я выставлена на рынок с целью замужества! Таким образом, он преподал мне урок, объяснив, что такое имидж бренда. (Боюсь, я его плохо усвоила, так как меня до сих пор так никто и не взял в жены!)
Создание имиджа бренда включает в себя очень многое. Прежде всего название товара. Его качество и цену. И, конечно же, его упаковку. А также то, где товар продается (бакалейная лавка, супермаркет или бутик) и какие средства информации участвуют в его рекламе. Бренд получает известность благодаря владеющей им компании. А рекламный текст является медиумом. Поэтому чрезвычайно важно представить, как ваш товар должен быть воспринят потребителем, например целевой аудиторией.
Разрабатывая рекламу, вы также должны придумать необходимую интонацию, найти шрифт, который будет лучше всего ей соответствовать, выбрать модели, которые лучше всего подходят к желаемому образу, решить, во что их одеть и какие цвета выбрать, чтобы они в дальнейшем ассоциировались с брендом. Все имеет значение. Существует огромное количество книг, посвященных созданию имиджа бренда.
В этой связи будет разумным учитывать и понятие конкуренции, о которой пока еще очень мало говорилось. Представьте себе, что ваш товар — зубная паста — и ее бренд являются одними из многих уже существующих на рынке. Каждый продает себя на базе разных рекламных обращений, и все обращаются с разными интонациями к разным целевым аудиториям. Анализируя рекламу конкурирующих брендов за несколько лет, вы получите отчетливое представление об имидже их бренда.
Возьмем, например, гостиницы «Тадж-Махал» и «Оберой», которые являются конкурирующими брендами. Но если вы отвлечетесь от этой мысли, то будете вынуждены согласиться, что каждая из них воспринимается совершенно по-разному их постояльцами. Помните упражнение, которые вы делали в этой главе чуть выше?
То же самое происходит и со всеми другими товарами, услугами и компаниями. Это важно помнить, читая последующие главы.
Здесь будет уместным упомянуть о рекламе типовых товаров, или дженериков. Когда один-единственный бренд существует в течение длительного времени, все последующие конкурирующие бренды и даже
Не-бренды начинают путать с материнским. Взять, например, историю с гидрогенизированным растительным маслом («vanaspati») «Dalda». «Dalda» стала родовым названием для растительного масла, так что даже поддельное «vanaspati» стало свободно продаваться в бакалейных лавках и воспринималось как «Dalda», что отнюдь не приводило в восторг рекламистов Hindustan Lever.
Для усугубления сумятицы многие покупатели и продавцы стали называть «Dalda» «ги», что абсолютно ошибочно. «Ghee» (очищенное масло) делается из молока, в то время как «Dalda» изготавливается из гидрогенизированного растительного масла.
Это напоминает мне о возникновении подсолнечного масла «Wipro», когда крохотный Давид отважно набросился на Голиафа «Dalda».
«Wipro» хотела прорваться на рынок Махараштры, которая в то время была бастионом «Dalda». До самого конца 70-х гг. подсолнечное масло «Sunflower» было местным брендом в Ахмадабаде, Бхопале и Индоре. Агентство НТА Приняло вызов и организовало кампанию на английском и хинди, которая привела к тому, что «Sunflower» глубоко внедрилось в рынки «Dalda». На этом я оставляю вас поразмышлять о тактике рекламного агентства НТА, О которой расскажу в главе о позиционировании бренда.
Задание
1. Напишите по 50 слов об имиджах брендов известных товаров,
услуг и учреждений.
Составьте по крайней мере 10 отзывов, не концентрируясь на том, насколько вы правы в своей оценке.
2. Выберите три товара, относящихся к одной категории, напри
мер три марки мыла, три марки губной помады, три марки ком
пьютеров, три марки холодильников, машин и т. д. Обратите
внимание на то, как имидж бренда варьирует в одной и той же
категории товаров. Что именно, на ваш взгляд, определяет эти
различия?
Чем шире будет ваша выборка, тем лучше вы осознаете, что каждый бренд обладает своим имиджем или по крайней мере должен им обладать. Когда бренды похожи друг на друга, мы называем это соглашательской рекламой, что встречается довольно часто. Соглашательской рекламы следует избегать, ибо она может привести к смешению вашей рекламы с какой-нибудь другой и повлиять
На уровень продаж. Поэтому сосредоточьтесь на тех товарах, которые обладают сильными имиджами.
3. Как общественный имидж следующих известных деятелей отличается от их личности:
♦ Махатма Ганди;
♦ Билл Гейтс;
♦ Имран Хан;
♦ Тони Блэр;
♦ Элизабет Тейлор;
♦ Раджив Ганди;
♦ Нельсон Мандела;
♦ Сахин Тендулькар;
♦ Амитаб Баччан;
♦ Кушвант Синг;
♦ президент Клинтон;
♦ принцесса Диана;
♦ мать Тереза;
♦ Далай-лама?