Творческое резюме и креативная стратегия
После того как общая рекламная стратегия сформулирована, агент по работе с клиентом передает команде копирайтеров и художников творческое резюме (бриф) — креативную аннотацию. Этот документ содержит сведения, необходимые для выработки хорошей концептуальной идеи для всей кампании. И ни один документ не представляет такой сложности, как этот! Креативные работники всегда жалуются на недостаток информации, а агенты постоянно отвечают: «Чушь собачья, все необходимое содержится в брифе».
Новички никогда не знают — не то молча наблюдать за происходящим со стороны, не то ввязываться в драку. Не мучайтесь сомнениями — ввязывайтесь даже в том случае, если это чревато перекрестным огнем. Порой агент по работе с клиентом, предоставляя краткую информацию, хочет сэкономить время. Но впоследствии это может привести к неприятностям. Из соображений безопасности, прежде чем приступить к разработке принципов рекламной кампании, настаивайте на получении творческого резюме в письменном виде. С этого момента каждый шаг, предпринимаемый в агентстве, может подвергаться оценке на любом уровне.
Творческое резюме занимает промежуточное место между аннотацией клиента и креативной стратегией. Определенные рубрики аннотации переводятся в этом документе на более доступный язык. Вы поймете это сами, когда сравните аналогичные рубрики аннотации и резюме.
Примечание. На всех этапах работы агентства мы сталкиваемся с проблемой взаимопонимания, так как клиент все видит с одной точки зрения, агентство — с другой, а потребитель — с третьей. А теперь вспомните слепых, которые ощупывали слона. Все были правы, и все ошибались — таков парадокс рекламного дела. Но именно он и сообщает ему привлекательность.
Творческое резюме
Творческое резюме содержит массу сведений, которые помогут вам в подготовке рекламной кампании. В том числе:
Товар:
♦ внешний общий вид;
♦ запах;
♦ из чего сделан;
♦ сколько стоит;
♦ упаковка;
♦ вес;
♦ чем отличается от Других.
Конкуренция:
♦ первичная;
♦ вторичная;
♦ марочная и немарочная;
♦ товары-заменители;
♦ что говорят конкуренты;
♦ какие позиции занимают;
♦ стратегии конкурентов;
♦ сильные и слабые стороны конкурентов;
♦ рыночные доли.
Рынок:
♦ размер рынка:
- по объему продаж;
- по объему выручки;
- сильные и слабые Стороны дистрибьюторов.
♦ Общая структура рынка:
- сезонная;
- территориальная.
Портрет потребителя:
♦ демографичекие Характеристики (возраст/доход/территориаль - ное местоположение);
♦ стиль, образ жизни;
♦ Психографические характеристики, психологический портрет
(культура/мировоззрение/взгляды);
♦ другие факторы.
Маркетинговые цели:
♦ увеличить объем продаж;
♦ создать осведомленность о бренде;
♦ выпустить новый товар на рынок;
♦ проникнуть на новый рынок;
♦ пробный маркетинг;
♦ изменение установок потребителей;
♦ расширение потребительской базы;
♦ модернизация бренда.
Рекламные цели:
♦ охватить большее количество городских жителей;
♦ показать новые ситуации использования;
♦ побудить существующих потребителей покупать больше;
♦ привлечь новых потребителей;
♦ изменить имидж бренда;
♦ представить новую упаковку;
♦ представить новую концепцию.
Рекламные задачи:
♦ использовать телевидение для наглядного показа бренда;
♦ показать потребителю, как пользоваться товаром;
♦ разработать серию мероприятий стимулирования сбыта;
♦ осведомить потребителя о новом бренде;
♦ мотивировать потребителя для более широкого пользования то
варом;
♦ обучить потребителя чему-нибудь новому;
♦ объяснить ему новую концепцию.
Пока формулируется творческое резюме — а это может занять довольно много времени, — очень полезно заняться собственным расследованием. С помощью справочников соберите как можно больше информации о товаре клиента, предшествующих рекламных кампаниях, конкурирующих брендах и рекламе конкурентов. Побеседуйте с людьми и выясните, что они думают о товаре вашего клиента (естественно, если только этот товар не является новым). Тогда вы сможете собрать мнения о качестве и типе товара. Походите по магазинам, побеседуйте с дилерами, продавцами, работниками демонстрационных залов. Вы будете поражены тем, какой объем информации вам удастся собрать.
Такое информационное чудо, как Интернет, является безграничным источником жестких цифр и фактов. Но если вам нужны ощущения и эмоциональное отношение, получить их вы сможете только от людей. Чем с большим количеством людей вы поговорите и чем вы наблюдательнее, тем скорее вам удастся организовать хорошую рекламную кампанию. Поэтому старайтесь общаться со всеми, ибо они являются потенциальными потребителями. Как говорил Дэвид Огнлви: «Относитесь к покупательнице как к своей жене, а не как к идиотке». (Некоторые клиенты понимают это высказывание буквально и не выражают свое одобрение кампании до тех пор, пока ее не одобрят их жены!)
Правило: никогда не приступайте к творческой работе, пока не получите все сведения о товаре (аннотация) и пока не изучите проекта осуществления рекламных задач (креативной стратегии).
Разработка креативной стратегии
Таким образом, рекламная стратегия учитывает нынешнее положение клиента с точки зрения рекламы в свете его дальнейших целей — как рекламных, так и маркетинговых. Уже составлен список возможных препятствий на пути их достижения, а также обсуждены способы их преодоления. Например, определенную проблему может создавать отношение потребителя к товару. Либо же появление нового бренда может пробить брешь в рынке клиента. Это может быть проанализировано с помощью совместных усилий агентов, работающих с клиентом, плановиков и креативных работников. Даже средства массовой информации могут сказать здесь свое слово.
Существенной частью разработки креативной стратегии является анализ. Миллионы серых клеточек начинают функционировать с бешеной скоростью, разрабатывая способы преодоления препятствий. И когда наконец разрабатывается возможный способ действий, рождается креативная стратегия. Этот важный документ устанавливает критерии проведения рекламной кампании во всех средствах информации — в прессе, на телевидении и на улице. И когда креативная команда приступает к работе, ей уже предстоит действовать в очень жест-
Ких рамках. Все предложения должны полностью удовлетворять требованиям, изложенным в творческом резюме и в аннотации клиента. Именно поэтому так важно заручиться одобрением клиента (его подписью на креативной стратегии), прежде чем засучить рукава и приступить к работе.
Когда агентство пытается сократить путь с тем, чтобы успеть к сроку, это приводит к потере драгоценного времени, так как все ориентируются не на тот документ. И это очень огорчительно.
Правило: удостоверьтесь в том, что на творческом резюме и на креативной стратегии стоит подпись клиента.
Креативная стратегия
На основании данных, содержащихся в творческом резюме, креативная команда, зачастую в сотрудничестве с агентом по работе с клиентом, приступает к определению параметров, в рамках которых ей предстоит разработать рекламную кампанию. Сначала они определяют, кому она будет адресована, ее содержание и форму. Таким образом, определяются следующие параметры:
♦ целевая аудитория;
♦ предложение/позиционирование бренда;
♦ имидж бренда;
♦ интонация;
♦ дальнейшие рекомендации, например исследования.
Правило: умейте рассмотреть за жаргоном здравый смысл. Правило: если сомневаетесь, обратитесь за советом.
В различных агентствах для определения одних и тех же вещей пользуются разной терминологией. Пусть вас это не тревожит. Главное — усвоить основы дела, и тогда вы сможете использовать их в любом агентстве.
Возможно, вы столкнетесь с такими терминами, как стратегия кампании, позиционирование бренда, индивидуальный бренд, и другими понятиями, которые будут нуждаться в разъяснении.
Не смущайтесь, сталкиваясь с ними, и концентрируйтесь на сути. По мере знакомства с системой создания рекламы вы овладеете необходимой терминологией и расширите свои познания.
Представьте себе, что вы учитесь рисовать в художественной школе. Сначала вы овладеваете понятиями перспективы и пропорций и учитесь делать наброски, а потом приступаете к подробному изучению наложения светотени. Поэтому попридержите коней — не надо брать никаких преград, пока вы к этому не готовы.
Разминка
1. Назовите три бытовых предмета, которые потенциально нуждают
ся в усовершенствовании. В каждом случае объясните, что именно
в них может быть усовершенствовано.
2. Какие предметы могли бы быть усовершенствованы в вашем доме
с помощью изменения их формы с прямоугольной на искривлен
ную.
3. Дополните следующие предложения:
Счастливый, как... (100 вариантов).
Несчастный, как... (100 вариантов).
Злой, как... (100 вариантов).
Задание
1. Составьте от своего имени брачное объявление (не более 60 слов)
и отправьте его в ежедневную газету. Вкратце опишите среднего
читателя этой газеты. Станет ли человек, с которым вы хотите
вступить в брак, читать эту газету? Тщательно отбирайте слова,
чтобы каждое говорило о вас самым красноречивым образом.
И запомните, что за это объявление платите вы сами, а не ваши
родители!
2. Нижеперечисленные агентства ищут учеников на должность ко-
пирайтеров: Enterprise, Trikaya Grey, Lintas, O&M, McCann Erickson И
Avenues. В какой форме каждое из этих агентств написало бы свое
объявление? Представьте, что эти объявления должны появиться
в специальных приложениях, посвященных исключительно рек
ламе рабочих мест.
3. Представьте себе, что вы являетесь производителем туалетных
принадлежностей.
Ваши тальк и туалетное мыло уже хорошо расходятся на рынке. А теперь вы хотите запустить новый товар — зубную пасту «Denti-um», которая содержит кальций. Выберите рекламное агентство и обоснуйте свой выбор. Составьте аннотацию для своей зубной
Пасты на основании того, что вы уже узнали. Включите в нее как можно больше информации и используйте всю свою изобретательность.
После изучения параметров креативной стратегии еще раз обратиТе внимание на следующие категории:
♦ целевая аудитория;
♦ интонация;
♦ предложение;
♦ имидж бренда.