ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Вероятность у русского математика В. Я. Буняковского
В распространении теории вероятностей и возбуждении интереса к ней в России большую роль сыграл выдающийся русский математик В. Я. Буняковский (1804— 1889 гг.).
Одной из его первых работ, имеющих отношение к теории вероятностей, была статья «Мысли о неосновательности некоторых понятий, относящихся к общежитию, преимущественно к лотереям и играм» (95]. Буняковский пишет: «Сколько можно насчитать полезных, даже важных истин, вовсе неизвестных людям..., сколько вопросов, давно решенных, и которые до сих пор не только считаются спорными, но даже иногда, вследствие закоренелых предрассудков, многими решаются совершенно превратно» (95, стр. 80]. В качестве примеров Буняковский приводит следующие: прививка оспы, увеличивающая среднюю продолжительность жизни; польза в организации страховых обществ; вред азартных игр и т. п.
Страховое дело, имевшее к тому времени уже большую историю, не получило широкого распространения в России. Население питало к страхованию недоверие. Буняковский выступает против этого предрассудка.
В основном статья посвящена роли понятий нравственной выгоды и нравственного ожидания. С помощью этих понятий он приходит к выводам: «Всякие игры... невыгодны даже при совершенной честности игроков. Всякая лотерея невыгодна для тех, которые берут билеты... Лучше имущество свое подвергать какой-либо опасности по частям, нежели в целости» [95, стр. 83].
На этой интересной статье мы больше останавливаться не будем, так как она в основном вошла в фундаментальную работу Буняковского «Основания математической теории вероятностей» [96].
Во введении к этой книге Буняковский указывает на трудности при ее написании, возникшие из-за отсутствия терминологии на русском языке.
«Предлагаемая ныне книга есть первое сочинение на русском языке, заключающее в себе подробное изложение как математических начал теории вероятностей, так и важнейших ее приложений... Так как до сих пор у нас не было никакого отдельного сочинения, ни даже перевода об Математической теории Вероятностей, то мне предстоял труд писать на русском языке о предмете, для которого мы не имели установленных употреблением оборотов и выражений» [96, стр. II—III).
С этой работой Буняковский оправился блестяще. Введенная им терминология почти без изменений осталась до наших дней.
Буняковский указывает, что при написании своей книги он широко пользовался работой Лапласа «Аналитическая теория вероятностей».
Затем Буняковский переходит к некоторым общим методологическим вопросам. Он стоит на детерминистической позиции, полностью отвергающей возможность существования случайного.
Приведя цитату из Лапласа о всемогущем уме, для которого как будущее, так и прошедшее было бы совершенно открыто, Буняковский дает следующее пояснение: «Если бы все данные, от которых событие зависит, были нам известны и если бы сверх того мы были одарены умом столько проницательным, что могли бы обнять и сообразить взаимные отношения всех этих данных, то безошибочно решили бы вопрос и могли предсказать появление или непоявление события» [93, стр. 2].
Высказывания Буняковского о предмете теории вероятностей довольно расплывчаты. Теорию вероятностей он относит к прикладной математике, а относительно ее общих задал пишет: «Анализ Вероятностей подвергает рассмотрению и численной оценке явления, зависящие от причин только совершенно не известных нам, но которые даже по нашему неведению не подлежат никаким предположениям» [96, стр. 1]. В другом месте «Правдоподобие, при различных обстоятельствах, может быть более или менее значительным, и, следовательно, оно, как всякая математическая величина, подлежит измерению и допускает меру. Мера эта, в математическом смысле, называется вероятностью, а исчисление, занимающееся точным ее определением, — Анализом Вероятностей» [96, стр. 3].
После этого он говорит о нравственной достоверности. Здесь неясность и расплывчатость рассуждений вполне понятны, так как сам предмет (нравственная достоверность) никогда не имел четких границ. Буняковский пишет, что нравственная достоверность «обнаруживается в том случае, когда наш ум, признавая с полным внутренним убеждением какой-либо факт, не может, однако же, утвердить бытие его неоспоримыми доводами... Для человека с умом здравым, истины, нравственно достоверные, должны иметь ту же силу, как и предложения, утвержденные математическою достоверностью» [96, стр. 4].
После общего вступления Буняковский приступает к изложению самой теории вероятностей. Мера вероятности определяется как отношение равновозможных случаев. Причем равновозможными называются такие случаи, «в существовании которых мы были бы, в строгом смысле, в одинаковой нерешимости» [96, стр. 4].
Следует отметить, что изложение материала в книге сопровождается большим количеством хорошо подобранных и разобранных задач и примеров.
Представляют интерес следующие две задачи. Первая задача: найти, сколько раз нужно бросить кость, чтобы вероятность появления определенного числа очков, например, 6, равнялась данному числу, положим */2- Решая эту задачу, Буняковский приходит к правильному выводу: «При четырехкратном бросании кости должно считать более правдоподобным однократное вскрытие нумера 6, чем непоявление этого очка» [96, стр. 23].
Вторая задача: найти, сколько раз нужно бросить две кости, чтобы вероятность появления 6 на обеих костях равнялась '/г- Найдя, что т — 24,6, Буняковский пишет: «При 24-кратном бросании двух костей, вскрытие двенадцати очков менее вероятно, чем противное событие, а при 25-кратном бросании, напротив того, вскрытие
12 очков делается более вероятным, чем невскрытие их» [96, стр. 24].
После этих задач Буняковский делает отступление, в котором говорит, что эти задачи Мере предложил Паскалю, который и решил их. Мере возражал против решения второй задачи, считая, что для получения вероятности больше 1І2 достаточно 24 бросаний, а не 25.
Далее Буняковский подробно рассматривает вопрос о наивероятнейшем количестве появлений данного события в серии испытаний. После этого он переходит к теореме Я- Бернулли. Относительно этой теоремы он пишет: «Статистики... основывают почти все свои заключения на этом законе. Таковы результаты их о народонаселении вообще, о местном движении населения, о числе преступников, о плодородии почвы, о вывозе и ввозе товаров и проч. Естествознание, медицина, судопроизводство, одним словом, все отрасли наших знаний, заимствуются этим началом, в большей или меньшей мере» [96, стр. 35].
Теорему Я. Бернулли Буняковский формулирует так: «При неопределенном повторении испытаний, из которых каждое приводит к одному из двух простых событий А или В, отношение между числами появлений этих событий непрестанно приближается к отношению их простых вероятностей, и, наконец, при надлежащем числе испытаний, разнствует от него как угодно мало» [96, стр. 36].
Следующая глава — «О наивыгоднейших результатах наблюдений» — посвящена оценкам ошибок наблюдений. Буняковский пишет, что ошибки при наблюдениях неизбежны. Возникает вопрос, как же все-таки из наблюдений получить наиболее вероятный результат. Буняковский приходит к выводу, что «правдоподобнейший результат, при равновероятных погрешностях, определяется среднею арифметическою из всех наблюдений, когда число сих последних весьма значительно... Это правило справедливо и в том случае, когда погрешности не предполагаются равновозможными, а подчинены, с некоторыми ограничениями, какому ни есть закону» [96, стр. 264].
Буняковский получает вывод, что случайные ошибки наблюдений распределяются по нормальному закону.
Заканчивается книга Буняковского кратким историческим очерком развития теории вероятностей.
По полноте содержания и ясности изложения работа Буняковского была выдающимся произведением по теории вероятностей не только в России, но и в мировой литературе того времени. Однако, несмотря на несомненные достоинства книги, нельзя пройти мимо принципиальных ошибок, допущенных Буняковским, в первую очередь в приложениях теории вероятностей к свидетельским показаниям, правильности судейских решений и другим необоснованным применениям к вопросам общественной жизни, которые рассматриваются в главе XI — «Приложение анализа вероятностей к свидетельствам, преданиям, различного рода выборам между кандидатами и мнениями, и к судейским определениям по большинству голосов».
Эти приложения и взгляды неоднократно подвергались критике. В частности, на них останавливается А. А. Марков в своей книге: «Исчисление вероятностей». Он рассматривает следующую задачу из книги Буняков-
S10
ского: «Из полной русской азбуки выдернули шесть букв наудачу, которые, по мере вскрытия, ставили одну возле другой. Два очевидца утверждают, что вынутые буквы составили слово МОСКВА. Спрашивается, как велика вероятность, что показание двух свидетелей справедливо» [96, стр. 314]. При этом предполагается, что полная русская азбука содержит 36 букв и что склонность свидетелей к правде выражается дробью 9/ю. При решении этой задачи Буняковский делает ряд совершенно произвольных допущений. По поводу этой задачи и ее решения Марков пишет: «Приведенный пример, по нашему мнению, достаточно выясняет неизбежность многих произвольных предположений при решении вопросов, подобных разобранному нами, которые по существу дела имеют весьма неопределенный характер. Рассмотренный вопрос примет еще более неопределенный характер, если допустим, что свидетели могут ошибаться и устраним независимость их показаний». После этого Марков делает следующие замечания. «Во-первых, если событие невозможно, то никакие свидетельские показания не могут сообщить ему даже малой вероятности... Мало вероятное событие не станет весьма вероятным от согласного показания таких свидетелей, которые сговорились друг с другом, или имеют одинаковые не вполне точные сведения о предмете их показаний. Наконец, сообщение о событии может доходить к нам не от очевидцев, а через последовательный ряд свидетелей, которые передают то, что они слышали от других. В этом случае удлинение цепи свидетелей, конечно, затемняет совершившееся. Независимо от математических формул, на которых мы не остановимся, не придавая им большого значения, ясно, что к рассказам о невероятных событиях, будто бы происшедших в давно минувшее время, следует относиться с крайним сомнением» [94, стр. 320].
Буняковский пытался оградить религиозные предания от различных нападок. Он писал: «Некоторые философы в видах предосудительных пытались применять формулы, относящиеся к ослаблению вероятности свидетельств и преданий к верованиям религиозным, и тем поколебать их. Для опровержения их выводов стоит только принять в соображение, что всякое следствие, выводимое из ана- литической.формулы, не может быть иным, чем как только развитием первоначального предположения, на кото- ром формула основана. Если предположение ложно, то и следствия анализа будут ошибочные. Поэтому прежде всего должно разобрать основательно предположение, служащее точкою исхода. Когда этот разбор приведет нас к заключению, что в духовном мире есть такие факты, которые не подчинены физическим законам, тогда все злонамеренные умствования лжефилософов рушатся сами» [96, стр. 326].
По поводу этого высказывания Марков пишет: «Мы никак не можем согласиться с Буняковским, что необходимо выделить известный класс рассказов, сомневаться в которых он считает предосудительным». И добавляет: «В данном случае мое разногласие с Буняковским выходит уже из области математики и касается шаткой области желаний и личных интересов людей» [94, стр. 320].
Кроме своей основной работы по теории вероятностей, Буняковский написал еще ряд статей, которые относятся как к самой теории вероятностей, так и к ее приложениям.
Он составил подробные таблицы для эмеритальных касс военных ведомств, чем содействовал их развитию
Ряд работ Буняковского относится к движению народонаселения, таблицам смертности и т. п.; он делает подсчеты о возможных контингентах армии в различные годы. Почти все работы Буняковского по вопросам, связанным с теорией вероятностей, выходили из конкретных задач, которые ставила практика. Интересна, например, по своей постановке работа .«О суммовании численных таблиц по приближению». Буняковский так определяет свою задачу: «Вопрос, излагаемый в этой статье, состоит в определении возможно простейшим образом приближенной суммы указаний численных таблиц, или, вообще, значительного числа слагаемых» [97, стр. 1].
Поставленная задача. сводится к следующей: Дано значительное число наудачу написанных слагаемых с любым количеством цифр. Не производя сложения, а сосчитав только число слагаемых и количество чисел разных разрядов, определить: 1) наивероятнейшую или среднюю сумму данных для сложения чисел и 2) вероятность, что уклонение этой суммы от действительной заключается между данными пределами.
Эта статья Буняковского имеет непосредственное отношение к его счетному прибору — «русский самосчет», который был изготовлен в 1867 г. и рассмотрен физико- математическим отделением Академии наук. Самосчеты Буняковского были удобны для суммирования большого числа относительно маленьких слагаемых. Статья Буняковского показывает, что изобретению самосчетов предшествовал вероятностный анализ вопросов, связанных с суммированием большого количества слагаемых.
Таким образом, основные интересы Буняковского в теории вероятностей были направлены на ее приложения. Этому еще способствовало то, что с 1858 г. он стал главным правительственным экспертом по статистике и страховому делу. Наиболее крупной его работой этого периода является «Опыт о законах смертности и о распределении православного народонаселения по возрастам» (1865 г.). В этой работе он предложил новый способ составления таблиц смертности. К «Опыту» примыкает другая работа — «Антропобиологические исследования и их приложения к мужскому населению России» (1873— 1874 гг.). В этой работе Буняковский определяет наличный состав мужского населения по возрастам, на основании сопоставления метрических данных за предшествующие годы.
Любопытно, что Буняковский в одной из своих работ указывает на следующее возможное применение теории вероятностей. «Да позволено будет мне прибавить несколько слов о другом приложении анализа вероятностей, на которое, кажется, никто еще не указывал. Новое применение относится к грамматически и этимологическим исследованиям о каком-либо языке, также к сравнительной филологии» [98, стр. 48].