Юзабилити: как сделать сайт удобным
Удобство работы с информацией в Web
і
7.2.1. По левую руку от светофора
Если вам приходится искать магазин или офис по описанию, то происходит это примерно так: вы начинаете поиски с какого-то
места, например, автобусной остановки, и относительно быстро направляетесь к ближайшему объекту, который описывал вам знакомый, например, к перекрестку. Вы переходите дорогу и несколько замедляете шаг в поисках «высокого кирпичного дома по левую руку от светофора». Тут выясняется, что понятие «по левую руку» у вас с вашим знакомым расходится, потому что вы видите край какого-то кирпичного дома, но только с правой стороны. Неуверенно вы направляетесь к нему, но, как только в поле зрения появляется лестница, которая по описанию должна быть сразу за этим домом, вы снова ускоряете шаг — вы видите следующую цель и знаете, что она приведет именно туда, куда нужно. По пути вы не обращаете внимания на магазин с вывеской «Вам сюда», хотя именно его вы и ищете. Подойдя к лестнице, вы приостанавливаетесь, быстро находите указатель и следуете в его направлении. Через несколько минут вы уже у магазина. Вам помогло то, что у вас была возможность легко принять решение о следующем шаге, в отличие от людей, которые ничего не знали о светофоре, кирпичном доме, лестнице и указателе.
7.2.2. Визуальное выделение важной информации
Не всякая информация нужна пользователю, поэтому выделять следует только важную для принятия решения информацию. Вы наверняка знаете, что требуется для совершения следующего шага и как осуществляется переход к нему — нажатие на кнопку, выбор из списка, перенос по принципу «drag and drop» како - го-либо элемента. Важно сосредоточить пользователя на этой детали, сделать ее «видимой». Представьте себе, насколько легче было бы найти магазин «Вам сюда», если бы на черно-белом ландшафте выделялись оранжево-коричневый кирпичный дом, лестница с синими перилами и бирюзовые буквы на указателе. Иногда подобное выделение важной информации, точнее особенности восприятия ее человеком, используют в целях сокрытия иных сведений. Некоторое время в моем городе были расставлены рекламные щиты одного из операторов сотовой связи со словами «БЕСПЛАТНЫЕ РАЗГОВОРЫ С ЛЮБИМЫМИ ' номерами до конца апреля» (рис. 7.1). После этот прием был использован еще не один раз.
«мирами да «яйца япрми |
Рис. 7.1. Выделение важной информации. Фраза «Бесплатные разговоры с любимыми» особо выделена, хотя является единым целым со словами «номерами до конца апреля» |
МГТС |
БЕСПЛАТНЫЕ РАЗГОВОРЫ С ЛЮБИМЫМИ |
Человек, который читает эти плакаты, получает толчок к действию или к размышлению на тему «Какие они классные парни — предоставляют бесплатные разговоры с любимыми». Он может не дочитать слова «до конца апреля», потому что эта информация не выделена.
7.2.3. «Географическое» выделение важной информации
Выделение информации может осуществляться не только на визуальном уровне (при помощи цвета, размера, шрифта), но и на композиционном* уровне (рис. 7.2).
Начиная с версии 3.0, я всегда пользовался англоязычной версией редактора Adobe Photoshop. Однажды я столкнулся с его русификацией у знакомого, который попросил помочь с восстановлением старой фотографии. Я не понимал значения и половины слов меню, потому Что перевод совершенно очевидных для меня английских терминов оказался не на высоте. Однако, обладая хорошей зрительной памятью, я смог выбирать нужные пункты меню, не читая их названий, а просто вспоминая, где они располагались. Конечно же, я иногда ошибался, но работал все-таки достаточно продуктивно.
Вот постулаты композиционного выделения информации:
• человек воспринимает информацию слева направо и сверху вниз. Поэтому компонент Web-страницы, на который вы хо- тите'обратить внимание, будет быстрее замечен, если он расположен слева вверху;
• крупные блоки ищутся быстрее мелких, а если они еще и выделены, например, оттенком цвета или заметной картинкой, то перейти к ним и начать работать можно гораздо быстрее.
Пользователь смотрит на страницу с композиционными блоками примерно так: мне нужен тот прямоугольник желтого цвета, который расположен слева внизу.
"Логотипы и мелодии" — |
Новы* рубрики SMS-ИНФОі |
Система SMS-Банки» |
услуга, которая по*еоп*ет |
Спортивный календарь — |
позволяет Клиенту yf |
получать и отправлять |
j kalendar дд^мм. гг |
своим банковским к< |
логотипы, открытки и |
Новости боевых видов |
счетом посредством S |
мелодії и для мобильных |
спорта — fight |
сообщений. |
телефонов. Рис. 7.2. Композиционные блоки хорошо отделены и обозначены отличающимися картинками |
Перемещение мыши часто происходит бессознательно, к тому же зрительные образы «работают» быстрее, чем осознанный поиск перехода к следующему шагу. Посетитель попадает мышью в нужную область экрана почти сразу, и туда же перемещается его фокус внимания. Это позволяет не отвлекаться на внимательные поиски нужного элемента.
Эти два постулата удачно совмещаются. Например, вы создали композиционные блоки, которые содержат набор ссылок. Некоторые из этих ссылок являются наиболее важными и будут использоваться чаще других. В таком случае, если вы используете полужирный шрифт для их отображения или сопроводите их пиктограммами, обнаружить их будет намного легче.
Мы уже упоминали о том, какую роль в обеспечении удобства использования Web-сайта играют четкие,. и ясные заголовки (рис. 7.3). , ■
|ПЛ. ВУ |НА1ЛП!!Г Дс)(»<ш»н*ни. е и рі-дантк-цнш.
Ш |
ресурса Microsoft lnU*rnrt fxpiortt |
Fie ДО Fflyoritos loots ДО
|Q»* *&;• ІЗІ'.ШЙ О’ІР^ y*,01
I http://catdtog. tuC, by/edd. phbnl **1 йгЗ GO
гГкаталот^^;!.; Найти і ■
Добавление ресурса
Для добавления ресурса необходимо быть зарегистрированным пользователем TUT. BY, если вы не зарегистрированы, пройдите регистрацию.
Если вы. уже зарегистрированы на TUT. BY, то просто введите ваш идентификатор' и пароль в соответствующие поля ниже.
;®tut. by |
иг1 |
ДО internet |
Идентификатор і....................... ползомтвля: Пароль: [ | В<0МТН Забыли пароль? Вам сюда. |
Рис. 7.3. Четкий и ясный заголовок. На сайте он еще выделен бордовым цветом
Человек никогда не начинает сразу вчитываться в текст на странице. Он сначала пробегает глазами саму страницу, выхватывая лишь крупные или «видимые» куски содержимого — компози - ііибнййе блоки, заголовки, отвлекающие элементы. Они позволяют быстро понять содержание, что можно здесь сделать и нужна ли ему эта страница.
Представьте себе грибника в лесу. Сам лес — это как бы ваш сайт, грибы — информация, за которой пришел пользователь. Опытный грибник, только попав в лес, не будет искать подберезовики. Он сначала найдет место, где они «должны» расти: открытую полянку, не сырую, не в хвойной части леса, достаточно освещенную солнцем... Так же и пользователи: прежде чем на-
чать читать котировки акций, они найдут заголовок «Котировки акций».
Важно отметить, что при использовании для заголовков стандартного тега <hl> можно улучшить не только юзабилити самого Web-сайта, но и результаты поиска в поисковых системах. Когда индексирующие роботы поисковых серверов натыкаются на заголовок <hl>, они используют его содержимое в качестве заголовка результата поиска.
Раньше я как-то не задумывался о юзабилити результатов поиска на поисковых серверах. Однако недавно как-то ради интереса я задал запрос на rambler. ru на отображение всех страниц моего личного сайта, проиндексированных этим сервером. Мне вернулся список, в котором заголовок каждого результата был одинаковым. Нечто вроде «Персональный сайт Андрея Калиновского». Удручающая картина, надо заметить. Еще больше я расстроился, когда посмотрел таким же образом страницы сайта одной знакомой мне фирмы, и там все было красиво и четко. Если страница была об «Автоматизации бизнес-процессов», то и в заголовке результата поиска было то же самое.
Естественно, пользователю куда проще и понятнее «кликнуть» по конкретной ссылке «Предоставление услуг бесплатного хостинга», чем зайти на «Web-сайт крутейшего мегапортала». Эти ссылки приведут на одну и ту же страницу, но первый заголовок внимание посетителя не пропустит, а мимо второго Проскочит и даже не задержится. Фразы типа «10 ООО баксов в месяц — это реально!» меня лично всегда отпугивают, я думаю, не только меня одного.
Итак, необходимую пользователю информацию, по нашему мнению, мы выделили. Теперь на странице можно более или менее ориентироваться. Далее поговорим о способе представления этой информации,
7.2.5. Контрастность текста и шрифт
Известно, что удобнее всего читать текст, который контрастирует с фоном, например, темный шрифт на белом фоне (либо на едва заметных оттенках других цветов). Возможен и обратный вариант, например, светло-серый текст на темно-синем фоне, но он менее привычен, отвлекает, замедляет чтение и, по моему личному мнению, претенциозней «черного по белому». Если контраст достаточно высок, глаза меньше устают, читаемость текста улучшается и пользователь чувствует себя более комфортно, чем если бы ему приходилось вглядываться в каждое слово (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Текст верхнего блока гораздо труднее прочитать из-за малой контрастности текста и фона |
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему книги не печатают изящным шрифтом с завитушками? А почему вы не видите в магазинах поздравительных открыток на испанском языке? Правильно. Такого рода информацию трудно либо вовсе невозможно воспринимать. Говоря о том, что допустимо использовать не более трех шрифтов, я лишь повторю мнение большинства специалистов, работающих не только в Web. Это правило применяется и при верстке обычных газет, и в большинстве книг. Желательно использовать привычные шрифты (Anal, Times, Courier, Verdana...). И дело даже не в том, что????? ??????? ????? ?? ?????????, т. е., простите, у пользователя таких шрифтов может не оказаться (в конце концов, шрифты можно хранить на сервере и загружать в случае необходимости). Стандартные шрифты хорошо читаемы, просты для восприятия и привычны. Они как незнакомец, который чем-то похож на вашего друга: вы еще не знаете его, а уже расположены к нему, Есть еще масса других правил насчет того, что шрифт с засечками читается проще, ТЕКСТ, НАПИСАННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, ЧИТАЕТСЯ МЕДЛЕННЕЕ, а курсив воспринимается как рукописный. Впрочем, по этим вопросам есть масса литературы.
Что касается кодировки, то эти вопросы решаются «малой кровью». Чаще всего правильное автоматическое распознавание браузером кодировки текста обеспечивается мета-тегом в заголовке страницы:
<МЕТА http-equiv="Content-Type" content="texthtml; chars- et=windows-1251">.
Достаточно прописать это на странице, и пользователю уже не придется вручную настраивать кодировку и перечитывать страницу снова (рис. 7.5).
=| гВЦ 01ll>fBJL [1 !|№гМ Щ тАтГт&гБ11|u м
н * - п і ~ ни - II ц г-iнШи у; ^ г<н и і н і и и п II
Рис. 7.5. Страницу можно прочитать, только переключив кодировку средствами браузера
Ничто так не раздражает, не отвлекает и не вызывает неприязни во время чтения, как грамматические ошибки в тексте. Я уже говорил, что хорошее не замечается, в то время как плохое помнят долго. Прежде чем выдавать посетителю информацию, проверяйте ее на наличие стилистических и грамматических ошибок. Это проявление элементарного уважения к пользователю и демонстрация хорошего, стиля. Ведь вы не хотели бы работать в операционной системе; например, Microsoft Windows, где в меню «Пуке» содержатся пункты «Праграмы», «Спрафка» и «Завирше - нее сианса» (рис. 7.6). Смешным очепяткам место на развлекательном сайте в соответствующем разделе, а не в сведениях о компании или новостях...
TOC o "1-5" h z!(§) Програмы ►
Г& Документы ►
Q* Настройки ►
Поеск ► I
Помощь и справка 2Э Выпалиить
М Завиршение сианса user S3 Выключить кампьютер
. •
Рис. 7.6, Господа из Microsoft не имеют к надписям на этом изображении никакого отношения. Это фотомонтаж. Надеюсь, достаточно показательный
Посетитель Нашел информацию и смог легко ее воспринять. Теперь необходимо позаботиться о том, чтобы было ясно, что эта информация в себе несет, т. е. о ее содержании.
. 7.2.8. Как вы лодку назовете
Разгадка ребусов не является целью посетителей большинства сайтов, если это, конечно же, не ресурсы, посвященные головоломкам. Чем яснее надписи, значения пиктограмм; термины, тем быстрее пользователь поймет, надо ли ему «кликать» мышью на них и куда они его приведут (рис. 7.7). Что может означать действие, описанное как Выбрать документ, когда пользователь уже находится в форме просмотра документа? Обработать? За - прмнкть? Просмотреть подробнее? Будет ли фраза Проиндексировать сайт понятна новичку’ Или он решит, что это какое-то страшное действие, которое ротрет весь интернет с лица земли? Надпись Связь в верхнем меню сайта интернет-провайдера ведет к описанию услуг связи или к координатам головного офиса компании? Никго не должен задумываться над подобными вопросами в ходе работы.
фБИБЛИОТЕКА
BugTraq. F internals |
ВХОД В библиотек[6]/ книпх безопасность программирование I криптография | internals | wwwl тяпрґЬпния і
Puc. 7.7. Совершенно непонятный пункт меню Internals, суть которого я не понял, даже зайдя в него по ссылке. Ясность не вносит и перевод этого слова с английского — «внутренние», «внутренности»