Юзабилити: как сделать сайт удобным

Определение юзабилити

Что же такое юзабилити (usability)?

Если буквально переводить с английского языка это слово, то получится что-то вроде «способность к использованию» или «удобство употребления». В общем случае юзабилити — степень удобства и простоты использования некоторого продукта для его потребителя, а также способы обеспечения этого удобства. По­мимо слова «юзабилити» существует более известный в русском - языке термин «эргономика».

В определении юзабилити я употребил слово «продукт», что го­ворит о широкой применимости понятия. Юзабилити является очень важным критерием не только для Web-сайтов, но и для различных программ (графических и текстовых редакторов, кли­ентских оболочек СУБД и т. д,). Кроме того, из приведенного примера с фотографиями ясно, что юзабилити — свойство, при­сущее и вполне бытовым вещам.,

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда, запуская на своем ком­пьютере новую программу, вы часами возились с ней, пытаясь сделать элементарные действия, но в другой программе подоб­ного плана вы разбирались в течение нескольких минут? А как быстро вы установите чужой видеомаґнитофон на запись 16 ка­нала через 2 часа 30 минут?

Юзабилити невозможно измерить количественно. Нельзя сказать, что юзабилити некоторого поискового портала равно 6,9 сайто-ча - сов или 18 человеко-страниц. Можно лишь говорить о том, что рабо­тать с одной поисковой системой удобнее, чем с другой.

Конкретный смысл понятия «юзабилити» определяется в кон­тексте:

• если дело касается внешнего вида некоторого Web-сайта, то юзабилити определяют специфичные для Web законы (цвета ссылок, размеры кнопок и пиктограмм и т. д.);

• если речь идет о юзабилити программного продукта, например, графического редактора, то становятся более важными способы выделения объектов, количество «горячих» клавиш и «скры­тых» команд, очевидность взаимодействия с элементами, пе­регруженность интерфейса лишней информацией и т. д.;

• если мы говорим о «начинке» компьютера, то на удобство его использования при настройке и сборке влияют способы креп­ления деталей, количество переключателей и перемычек на платах и т. п. К слову, когда мне самому понадобилось поме­нять оперативную память в компьютере, чего раньше никогда не делал, я почти десять минут пытался понять, как же она крепится.

Однако вернемся к программным продуктам и Web-сайтам.

Основной целью любого программного продукта с точки зрения интерфейса и удобства использования является, на мой взгляд, следующее: пользователь должен работать эффективно, рацио­нально, получать удовлетворение от работы и максимально бы­стро достигать поставленных целей. Иначе говоря, входными

данными для юзабилити должны служить цели пользователя, а выходными — эффективность его работы.

В качестве примера рассмотрим книжный интернет-магазин. Представьте себе, что вы его покупатель и желаете приобрести некий «Справочник».

Вы обладаете входными параметрами (запросами):

• вы никогда ничего не покупали в интернет-магазинах;

• у вас ограниченный трафик и странички загружаются медленно;

• за каждую лишнюю минуту в интернете вы платите из своего кармана;

• вам очень нужен «Справочник». , /

Высокий уровень юзабилити должен обеспечить следующие вы­ходные параметры (результаты):

• относительно легко разобраться с тем, как сделать покупку;

• купить именно тот «Справочник», который нужен;

• не заходить на те странички, которые не содержат нужную вам информацию;

• сделать все быстро, чтобы сэкономить свои деньги.

Теперь представьте себя по другую сторону, т. е. вы продаете «Справочник».

В интернете может быть много магазинов, подобных вашему, и пользователи об этом знают. Малейшие неудобства прй работе, раздражающее внешнее оформление, отсутствие или неполнота той информации, которую вы «обещали», ошибки в работе — эти и другие факторы могут заставить пользователя незамедли­тельно покинуть вас.

Это явная потеря клиентов и партнеров, денег, престижа, авто­ритета — кому что важнее. •

Чтобы этого не происходило, вы обязаны гарантировать пользо­вателям следующее:

• начав знакомство с вашим программным продуктом с нуля, пользователь должен быстро обучиться работе с ним;

• пользователь должен как можно меньше экспериментировать, чтобы выполнить свою работу, не посещать ненужные ему страницы и не выискивать полчаса кнопку или ссылку;

• сделав ошибку, пользователь не должен снова заполнять боль­шую и сложную форму, на которую он уже убил четверть часа. Для этого нужно на понятном ему языке предупреждать об ошибке либо «не дать» ее совершить;

• пользователь должен убедиться в том, что сделал все правиль­но, и получить то, что ожидал. Для этого может быть выдано сообщение, что его действия завершены и все выполнено верно;

• если у пользователя снова возникла необходимость заказать книги Именно у вас (а при должном уровне юзабилити и удоволь­ствии от посещения вашего интернет-магазина так и должно быть), он должен работать так же эффективно, как при оформ­лении заказа в прошлый раз, когда он уже наловчился. Для этого интерфейс вашего сайта должен быть запоминаемым;

• наконец, поработав с вашим интернет-магазином, пользова­тель не должен в психозе разбить клавиатуру или пойти нерв­но курить из-за того, что у негр ничего не получилось, а он убил массу своего драгоценного времени. Он должен отки­нуться на спинку стула, потереть руки или сладко потянуться, получив удовлетворение от выполненной работы.

Человек устроен так, что на все хорошее, что с ним происходит, он обращает гораздо меньше внимания, чем на плохое. Это от­носится и к работе с Web-сайтом. Интернет-ресурсы могут ко­ренным образом отличаться, но, если с ними удобно работать, эти отличия словно исчезают и самого процесса достижения цели мы не замечаем. В то же время неудачные интерфейсные решения въедаются в сознание, как ржавчина в металл, и стереть их очень трудно. Вы не обязательно должны получать массу бла­годарственных писем за хороший дизайн и высокий уровень юзабилити, но за противоположное, будьте уверены, вы, натер - питесь. Вас завалят недовольными отзывами, и ваша репутация будет безнадежно испорчена.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.