Юзабилити: как сделать сайт удобным

Ограничейия физические и умственные

Существует огромный контингент людей, в том числе и интер­нет-пользователей, которые не подпадают под определение «мо­лодой человек, опытный и внимательный, с уникальной памя­тью, совершенной реакцией, орлиным зрением и последними достижениями техники в аппаратном обеспечении компьютера».

Как уже говорилось ранее, человек — существо, весьма далекое от совершенства. Пользователи могут обладать плохой памятью (либо памятью, которую они не планировали напрягать для за­поминания таких неважных вещей, как особенности интерфейса какой-то системы). Следовательно, необходимо стараться сфор­мировать привычки либо использовать предопределенные дей­ствия на основе уже существующих общих принципов взаимо­действия с программной системой.

Пользователи могут быть холериками (беспокойными, вечно спешащими, нетерпеливыми людьми), а могут, наоборот, ока­заться медлительными и нерасторопными флегматиками.

Пользователи могут обладать худшими физическими способно­стями (с трудом попадать в мелкие детали), ограничениями в восприятии цвета (видеть желтый шрифт на оранжевом, фоне как сплошное серое поле), не очень хорошим зрением, которое с возрастом становится все хуже (таким людям нужны крупные шрифты, контрастные цветовые схемы, крупные детали). Если это не учитывать во время разработки, то такой интерфейс нельзя назвать человекоориентированным.

У любого человека есть предельная черта сложности, опреде­ляющая максимальную сложность системы, которую он спосо­бен воспринять. После того как система пересекает эту черту, человек может продолжать работать, но он либо остается на своем уровне, либо медленно и постепенно отодвигает черту. Своеобраз­ная защитная реакция при работе с большими сложными систе­мами — ограничение используемых функций системы и выпол­нение «ритуалов». Такие действия выполняются не осознанно, а как магическое движение, значение которого для пользователя загадка, но кто-то сказал, что так надо делать.

Человек не может одновременно обрабатывать несколько за­дач — внимание может быть сосредоточено только на чем-то од­ном (наверное, самое правильное слово «задача»). Сознание — не многозадачно.

00^ Есть небольшое уточнение. Некоторые задачи могут выполняться одновременно при условии, что одна из них доминирует, а осталь­ные проходят в «фоновом режиме», почти бессознательно. Печатая этот раздел, я постоянно думал о телефонном звонке, который сде­лал прежде, чем сел за компьютер. И постоянно слышал звуктелеви -

зора за спиной. Но я не смог, бы одновременно «думать» о слабостях человеческой сути, выгодах вкладов в национальной валюте, паде­нии евро или сложности текстов песен Аланис Мориссетт, которая поет у меня в наушниках.

Человек постоянно отвлекается. Если бы можно было сказать «постояннейше», я бы так и сказал. Десять тысяч вещей отвлека­ют его от работы. Он думает о пицце, включенном утюге и кол­леге, который закурил у него в кабинете. Он встает открыть окно, чтобы проветрить помещение, выходит перекусить, играет в пасьянс, если босс отвернулся и т. д.

А если все-таки он работает, то ведет себя часто очень нетерпе­ливо. Если не предупредить его, что система будет несколько се­кунд принимать введенные данные, пользователь может нажать на кнопку Подтвердить раза три. Против такого недуга в интер­фейсе есть несколько средств: корректно обрабатывать двойные нажатия на кнопки нетерпеливыми пользователями или преду­преждать их о том, что нажимать на кнопку два раза нельзя.

Следующий недостаток человечества — инерционность. Пере­двигая курсор, человек не может остановить руку точно там, где это ему надо, он не может не нажать на клавишу Ввод после того, как несколько раз подряд быстро нажимал на нее в предыдущих формах. Инерционность присуща не только движениям, но и сознанию. Типичным примером инерционности сознания мо­жет служить наверняка известная вам детская «подколка», когда человека спрашивают «Какого цвета помидор?» — «Красно­го». — «Какого цвета кровь?» — «Красного». — «Какого цвета пожарная машина?» — «Красного». — «На какой цвет надо пере­ходить улицу?»—«НА КРАСНЫЙ...»

В отношении интерфейса какой-либо программы Можно рас­смотреть пример с расположением кнопок. Допустим, в одной операционной системе сначала идет кнопка ОК и после CanCel (наиболее частый вариант), а в другой операционной системе все наоборот. Пользователь, привыкший к одному порядку, бу­дет много ошибаться, нажимая по инерции на кнопку, находя­щуюся «не на своем месте».

Как видите, врагов у хорошего интерфейса очень много. Это по­стоянная битва, и побеждает в ней сильнейший. Но сильнейший не из пары человек — компьютер, а из пары ваши конкуренты и вы.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.