Франчайзинг

Некоторые подходы к оценке

финансовые подходы к оценке: недостаточность финансовых методов

Целый ряд авторов применяют в оценке эффективности маркетинговой деятель­ности именно финансовые методы. Такие подходы включают в себя следующее:

♦ Анализ прибыльности маркетинга (схема маркетингового бухгалтерского учета Севина, 1965, и Гудмана, 1972).

♦ Подход оценки соотношения предельных прибылей к предельным затратам (Федер, Feder, 1965).

♦ Вертикальные меры интеграции Андерсона и Вайтца, 1986 (чистая эффек­тивность = выручка — прямые затраты; эффективность = чистая эффектив­ность/административные накладные расходы).

♦ Анализ продаж (Мак-Ливен, 1980).

♦ Предусмотренные в бюджете маркетинга отклонения (Хулберт и Той, Hulbert and Toy, 1977); особенное внимание сосредоточено на доле рынка, размере рынка и его росте.

♦ Потенциальные денежные потоки, соотнесенные с таковыми во внешней среде организации (Баззель и Чассиль, 1985). Итоговые меры эффектив­ности деятельности выражаются в процентном выражении потенциала: (реальные денежные потоки + реальная рыночная стоимость)/(потенци­альные денежные потоки + потенциальная рыночная стоимость). Осуще­ствление сравнений стратегического «внешнего сходства» согласно базе данных PIMS.

В большинстве своем такие расчетные меры являются краткосрочными и в очень слабой степени принимают во внимание ценность долгосрочных предпоч­тений потребителя для фирмы или ценность тех инвестиций в маркетинг, кото­рые должны создавать эти предпочтения. Большинство компаний понимают, что финансовые показатели не покажут нам всю картину происходящего. Для многих корпораций неосязаемые активы гораздо более значимы, чем осязаемые. Более 90% рыночной стоимости акций компании Coca Cola обеспечены торговыми мар­ками фирмы. Акционеры будут требовать большего внимания при составлении годовых отчетов для управления этими активами. И хотя письмо исполнительно­го директора или президента к акционерам компании, как и обзор операций, ссы­лается на такие неосязаемые активы, как право владения торговыми марками и сила торговой марки, эти активы редко учитываются в финансовых отчетах и справках (Херреманс и Рьянс, Herremans and Ryans, 1995).

Хотя финансовые меры и являются необходимыми, их недостаточно для опре­деления общей эффективности деятельности бизнеса (Амблер и Барвиз, 1998). При такой оценке в стороне остаются такие нефинансовые индикаторы, как каче­ство продукта и удовлетворение потребителя, которые определяют собой более широкую концептуализацию этого вопроса, что обусловливает финансовую эф­фективность в долгосрочном периоде, но при этом измеримо и в текущий момент. Именно поэтому другие авторы рассматривают вопрос измерения эффективнос­ти деятельности в более широком аспекте.

Нефинансовые подходы к измерению

Нефинансовые подходы к измерению включают в себя, в частности, привилегию торговой марки («brand franchise», это понятие ввел Мэйротра (Mehrotra) в 1984 г.), которая является своеобразным «предшественником» прав владения торговой мар­кой. Привилегия торговой марки заключается в количестве высокоприбыльных покупателей. Тогда объем продаж будет равен сумме [Р(покупки при наличии лояльности) х количество лояльных покупателей] + [Р(покупки при отсутствии лояльности) х количество покупателей без лояльности товару]. Такой подход по­зволяет увидеть, покупают ли клиенты данный товар вследствие своей лояльно­сти к нему или вследствие своего стремления купить товар по более низкой цене.

Ряд авторов предпринимали попытки найти некие показатели, позволяющие измерять количественно эффективность и производительность маркетинговой деятельности. Гросс в 1981 г. определил функциональную производительность как произведение функциональной рентабельности и функциональной эффектив­ности. Тогда (маркетинговая деятельность/маркетинговые ресурсы) х (функцио­нальные результаты/маркетинговая деятельность) = (функциональные результа­ты/маркетинговые ресурсы), а производительность маркетинговой деятельности = = маркетинговая эффективность х функциональная производительность х функ­циональная эффективность.

Бонома и Кларк (Вопота and Clark, 1998) предложили другую модель, осно­ванную на психологических переменных. Эффективность маркетинговой дея­тельности была описана как функция от степени удовлетворения менеджмента результатами маркетинговой деятельности, тех усилий, которые были затрачены для достижения этих результатов, и влияния внешних для организации воздей­ствий. Основную модель можно представить в виде следующего уравнения:

МР - (SAT/EFF) х EXT, где: МР — показатель маркетинговой деятельности;

SAT — степень удовлетворения менеджмента результатами программы мар­кетинговой деятельности;

EFF — усилия, которые были затрачены для достижения этих результатов; EXT — влияния на маркетинговые усилия внешних для организации воз­действий.

«Сбалансированная итоговая карта» Каплана и Нортона, 1992 г., объединяет традиционные финансовые индикаторы, меры эффективности деятельности, ос­нованные на потребителе, измерители внутренних процессов и деятельность по инновациям и усовершенствованию. Этим они усовершенствовали многокрите­риальную оценку Друкера (1974), которая основана на доле рынка, инновацион­ности, производительности деятельности (которая определяется как добавленная стоимость выпущенной компанией продукции, поделенная на количество капита­ла, материала и труда, использованного компанией), на денежных потоках и при­быльности (среднее скользящее операционной прибыли за 36 месяцев).

В итоге целый ряд авторов (Котлер[54] и др., 1977 г. и 1989 г.; Паркинсон, 1995 г.) предложили контрольный список мер для целей аудита маркетинга. Обычно в него входят: ориентация потребителя, организация, использованная информа­ция (меры), стратегическая ориентация и операционная эффективность.

Мы считаем, что «метрики» как меры достаточной важности для оценки эф­фективности деятельности должны предварительно рассматриваться высшим ру­ководством фирмы. Набор подходящих мер должен включать в себя показатели двух типов: краткосрочные затраты и производительность и права владения тор­говой маркой. Само слово «метрика» происходит из музыки и стихосложения и означает некий основной ритм или некое постоянно повторяющееся измерение. В маркетинге метрика представляет собой меру, которая используется на посто­янной основе и которая при этом точно установлена и непротиворечива:

♦ В среде маркетологов.

♦ От одного отчетного периода к другому.

♦ По отношению к другим финансовым и учетным мерам.

♦ По отношению к другим маркетинговым метрикам: например при измере­нии доли рынка и относительной цены используется один и тот же «ры­нок».

♦ Сама метрика понятна специалистам всех функциональных подразделе­ний, особенно финансового отдела и специалистам по учету.

Примерами метрик могут служить доля рынка, относительная цена, доля голо­сов, лояльность торговой марке, проникновение на рынок. Такие метрики можно классифицировать по следующим категориям:

♦ Покупатели или конечные потребители.

♦ Непосредственные покупатели или розничные продавцы, возможно — от­носительно менеджеров розничного магазина из сети с «раскрученной» торговой маркой.

♦ Конкуренция.

♦ Инновации.

♦ Акционеры или источники капитала.

Метрики позволяют оценить степень приближения компании к поставленным целям. Поскольку цели весьма различны в фирмах, также не одинаковы будут и метрики разных фирм. По существу, они всегда затрагивают эффективность именно в смысле степени достижения поставленных целей, эффективность в ши­роком смысле этого слова. В идеале набор маркетинговых метрик должен быть:

♦ Достаточным, т. е. метрики должны быть полными и всеобъемлющими.

♦ Скоординированным с целями фирмы.

♦ Необходимым, т. е. избыток измерений должен быть минимальным. Мет­рики, ковариация которых может быть снижена в значительной степени, являются достаточно чувствительными.

Мы отобрали ряд наиболее часто использующихся метрик, которые приведе­ны в приложении. Чтобы удержать объем этого списка в разумных пределах, мы не включали туда следующее:

♦ Сравнения показателей разных лет. Такие меры в естественном порядке рассчитываются для анализа роста и т. д.

♦ Изменение периодов. Расчет на данный год, скользящая годовая сумма, квартальные и ежемесячные показатели обычно используются циклично, а также до и после проведения какой-либо кампании.

♦ Коэффициенты. Если в расчетах уже присутствуют два показателя, то тре­тий мы исключаем, даже если этот показатель очень популярен, чтобы мож­но было рассчитать и выразить стандарт через некий коэффициент (напри­мер, мы рассчитываем долю товарооборота (рынка), но не существует доли товарооборота рынка).

♦ Диагностика. Неважно, по какому критерию высшее руководство проводит анализ показателей: по регионам, по каналам распределения, по сегментам или по другим признакам, для объяснения переменных через показатели средний уровень менеджмента будет использовать диагностику.

Добавить комментарий

Франчайзинг

Типичные ошибки российского франчайзинга

Франчайзинг является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя схем развития малого бизнеса. Что побуждает предпринимателя инвестировать средства в приобретение франшизы? Прежде всего, это возможность приобрести успешную, отработанную формулу ведения …

Дополнительные маркетинговые умения

♦ Командная работа — способность функционировать в качестве члена мно­гофункциональной команды. ♦ Личные навыки — способность слушать и понимать потребности других, управлять конфликтами и передавать информацию. ♦ Маркетинговые коммуникации — …

Будущее маркетинга – эволюция маркетинга

Вебстер-мл. прослеживает эволюцию организационного позиционирования мар­кетинга с момента, когда он впервые появился как отдельная функция бизнеса в 1920-х гг. Первоначально маркетинг развился из и при поддержке функции про­даж. При растущей …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.