Что представляет собой фирменный стиль?
Фирменный стиль — это тема, которую часто обсуждают, но при этом немногие действительно разбираются в ее сути. Маркетинг изобилует определениями фирменного стиля. Автору данной статьи больше всего нравится определение, все чаще используемое практиками и менеджерами, работающими в этой сфере: фирменный стиль описывает определенные свойства организации, говорящие о том, что собственно «есть» сама организация (Balmer, 1995). Этой точке зрения на фирменный стиль можно противопоставить определение, относящееся к системам визуальной идентификации. Как будет показано в данной работе, оба подхода можно рассматривать в качестве дополняющих друг друга, поскольку современное понимание фирменного стиля действительно отчасти основывается на графическом дизайне.
Можно выделить следующие отличительные характеристики фирменного стиля. Во-первых, фирменный стиль эклектичен по своей сути и основывается на нескольких дисциплинах как управленческого, так и неуправленческого характера, например психологии; кроме того, он включает в себя корпоративную стратегию, корпоративную философию, корпоративную историю, масштабы бизнеса, а также тип и спектр товаров и услуг, предлагаемых покупателю данной фирмой (Balmer, 1995; Moingeon and Ramantsoa, 1997; Schmidt and Lidlow, 1995; Van Riel and Balmer, 1997). Во-вторых, «душа» фирменного стиля должна находиться в системе ценностей персонала данной фирмы (Balmer, 1995; Balmer and Wilson, 1998; Hatch and Shultz, 1997). С точки зрения автора, это имеет отношение к так называемой «индивидуальности организации». В-третьих, фирменный стиль раскрывается также во всем, что организация сообщает или делает: это дает начало понятию общекорпоративных коммуникаций (Balmer, 1995).
Отвечая на вопрос «В чем состоит цель управления фирменным стилем?», Балмер и Стотвиг дали следующее определение:
Основная цель управления фирменным стилем состоит в том, чтобы обеспечить благоприятное отношение основных заинтересованных лиц и групп к фирме. Это предполагает, что такие группы заранее предрасположены к товарам или услугам организации (розничные покупатели), к тому, чтобы заключать сделки с организацией (промышленные клиенты), покупать акции данной компании (акционеры), работать на организацию (сотрудники фирмы), обеспечить благожелательные законодательные условия (правительство) и выступать в интересах данной организации (средства массовой информации и местные сообщества).
Balmer and Stotvig, 1997
Задача управления фирменным стилем очень сложна. Она включает в себя:
♦ Понимание философии компании, ее характерных особенностей (субкультур), своеобразия, имиджа и репутации.
♦ Изучение взаимодействия вышеперечисленного с внешней и внутренней средой, проверка их на совместимость и непротиворечивость.
♦ Постоянное управление фирменным стилем руководителями организации, при этом важную роль здесь должен играть исполнительный директор.
Управление фирменным стилем достаточно часто может происходить вследствие крупных организационных изменений, в том числе:
♦ Изменения позиционирования организации.
♦ Создания новой корпоративной индивидуальности (комплекса внутрифирменных ценностей).
♦ Видоизменения архитектуры организации, т. е. отношений между дочерними компаниями, стратегическими бизнес-единицами и головной организацией.
♦ Усовершенствования корпоративных коммуникаций и визуального образа.
♦ Начала решения задачи изменения имиджа (и с течением времени — репутации), его восприятия посредническими группами как внутри организации, так и вне ее.
На рис. 1 показаны основные принципы, порядок и цели, которые входят в понятие управления фирменным стилем.
Особый интерес представляет высказывание группы консультантов и ученых под эгидой ISIG, организации, ставящей своей целью продвижение стратегической сущности фирменного стиля. Это высказывание известно как «Страттклайд - ские положения»:
У каждой организации есть некий стиль. Он четко выражает характер, цели и ценности организации, являет собой дух индивидуальности, который помогает выделять организацию из общей массы во внешней конкурентной среде.
Когда управление фирменным стилем осуществляется достаточно эффективно, он может стать влиятельным инструментом интеграции многих процедур и видов деятельности, особенно важных для успеха организации. Фирменный стиль может также создать видимую связь, необходимую для уверенности в гармоничности всех корпоративных коммуникаций, а также в согласованности имиджа с тем определением характерных особенностей, которое организация для себя установила.
Эффективно управляя фирменным стилем, организация может достичь взаимопонимания между различными заинтересованными сторонами. Это может проявляться в способности фирмы привлекать и удерживать покупателей и работников, создавать стратегические альянсы, достигать поддержки финансовых рынков и общего чувства целеустремленности. Фирменный стиль — это стратегическая проблема.
Фирменный стиль отличается от традиционного бренд-маркетинга, поскольку он имеет отношение к посредникам и разнообразным способам коммуникации организации с ними.
Стиль -4*- Имидж Стиль -4*- Имидж Взаимодействие Взаимодействие |
1018 Специальные вопросы |
I Организацион - j |
і^ное поведение | |
Оценка |
± |
1 |
ПОДВЕРЖЕНО ВЛИЯНИЮ ВНЕШНИХ СИЛ |
Рис. 1. Основные принципы, порядок и цели, которые затрагивает управление фирменным стилем |
I Стратегиче - I ское плани - [рование ^ I История і организации I---------------- 1 Корпоратив I ный брен- ІДИНГ |
МИССИЯ И ДУХ КОРПОРАЦИИ Менеджмент Видение |
ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ' ФИРМЫ (Комплекс культур в организации) Создание таких субкультур, кото рые поддерживают миссию и дух корпорации |
ОТРАЖАЕТСЯ В ФИРМЕННОМ СТИЛЕ (Что представляет собой организация: оценка персонала, товаров/услуг, формальных и неформальных коммуникаций, поведения организации) Эффективное управление фирменным стилем и корпоративными коммуникациями |
і Графический дизайн т---------------- Взаимодействие стиля фирмы с внешней средой 1 |
Всеобщее управление качеством Внутренние коммуникации |
Человеческие ресурсы |
Маркетинг |
ТРАНСФОРМАЦИЯ (В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ) В КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ Наблюдение за восприятием фирменного стиля основными посредниками |
і Связи с общест - I венностью I------------------------ J Формальные кор - I поративные ком - I муникации |
Изучение имиджа |
ЗНАНИЕ И ОПЫТ ОТДЕЛЬНЫХ АТРИБУТОВ ОРГАНИЗАЦИИ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ФОРМИРУЮТ СТИЛЬ КОМПАНИИ Наблюдение за фирменным стилем среди посредников |
J Изучение і репутации I-------------------------------- I Связи с общест - Iвенностью I____ |
[ Формальные кор - I поративные ком - „Iмуникации |
Взаимодействие репутации с внешней средой |
1 |
РЕЗУЛЬТАТ: ПРИБЫЛЬНОСТЬ И ВЫЖИВАНИЕ т. е. намерение посредников (или других заинтересованных лиц) купить продукты/услуги организации. инвестировать средства в данную фирму, работать на нее или торговать с ней и т. д. Серьезное испытание управления фирменным стилем на соответствие миссии и духу корпорации, как они трансформируются в стиль на нижнем уровне управления |
^Финансы jИсследование і рынка і-------------------- I Психология I__ |
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ |
1 |
I |