Слабые стороны концепции жизненного цикла товара
Суммируя причины, по которым концепция жизненного цикла товара не имела большой пользы для разработки стратегии маркетинга, необходимо отметить прежде всего следующие.
Не существует согласия о том, к какому уровню анализа должна относиться концепция. Потребности, запросы, технологии, товары, формы товаров и торговые марки имеют различные характеристики.
Отсутствие подходящей ко всем случаям формы кривой
Как бы мы ни определяли товар, все равно не существует одинаковой для всех случаев формы кривой его жизненного цикла. Кривая в форме буквы S описывает лишь ограниченное количество товаров. Фактическое развитие объемов продаж формируется в результате влияния многих внешних факторов, в том числе и действий конкурентов.
Размытость точек перехода от одной стадии к другой
Несмотря на то что большинство товаров и торговых марок в конце концов переживают пик продаж, нет возможности определить, когда наступит момент перехода к нему. В некоторых случаях это происходит через несколько месяцев, а в других — через несколько поколений.
Неопределенность вариантов применения
Даже в тех случаях, когда кривая жизненного цикла может быть определена, не совсем понятны варианты ее применения. Например, фаза роста может ассоциироваться с высоким уровнем прибыли, а может — и с низким. Если барьеры для входа на рынок невелики и отраслевая конкуренция слаба (например в некоторых отраслях электроники), быстрый рост может сопровождаться очень низкими прибылями. И наоборот, если существуют небольшие барьеры для входа на рынок и слабая конкуренция, стадия спада может быть чрезвычайно прибыльной (например литейное производство).
Слабая детерминированность внешней средой
Жизненный цикл товара часто является результатом действий менеджеров, а не определяется внешними событиями. Многих менеджеров учили думать о жизненном цикле товара как о чем-то неизбежном. Когда уровень продаж выравнивался, вместо того чтобы искать способы обновить технологию и новые возможности, менеджеры переводили товар в разряд дойных коров и искали пути диверсификации. В таких ситуациях жизненный цикл товара становится самореализующейся концепцией.
Например, компания Foseco была мировым лидером в производстве огнеупорных прокладок для сталелитейных печей, и ее обороты достигали £300 млн в год. Прокладки представляли собой волокнистые панели, помещаемые внутрь печей. Небольшая конкурирующая фирма вошла на рынок с более дешевой альтернативой, основанной на применении саморасширяющихся смесей. Foseco, обладая прекрасной репутацией и возможностями сбыта, могла бы легко ответить на эту угрозу, начав использовать аналогичную технологию. Ей даже представлялась возможность перекупить конкурента. Вместо этого менеджмент Foseco определил этот товар как «дойную корову» и отказался вкладывать в него инвестиции. В результате конкуренты быстро взяли рынок в свои руки. Производство прокладок на основе саморасширяющихся смесей стало растущей отраслью, по мере того как производители стали заменяли ими панели. Прибыль, которую Foseco получала от производства огнеупорных материалов, исчезла. Через несколько лет Foseco была приобретена компанией Burmah Castrol.
Центральная идея маркетинга заключается в том, что производитель должен стремиться удовлетворить потребности потребителей, а не сосредоточиваться на продажах товаров. Жизненный цикл товара — это концепция, ориентированная скорее на производство, а не на маркетинг. Концентрируя внимание на товаре, менеджеры оказываются неспособными распознать те факторы, которые форми -
руют способность предприятия удовлетворять потребности потребителей на конкурентных рынках. Успех же компании привязан не к ее продукции, а к пяти другим основным силам, которые определяют ее способность поддерживать конкурентное преимущество. К этим факторам относятся:
♦ изменяющиеся требования потребителей;
♦ цели и стратегии конкурентов;
♦ привлекательность рынка для новых конкурентов;
♦ появление новых технологий, которые способны заменить существующие решения;
♦ качество работы и влиятельность компаний, поставляющих ресурсы, сырье и запчасти.
Это движущие силы, которые ставят товар на второй план. Товар отомрет, если изменятся требования его потребителей, если предложение конкурентов будет лучше, если новые технологии дадут возможность произвести более дешевые или более совершенные аналоги и если поставщики фирмы помешают ей прибыльно удовлетворять требования рынка. Таким образом, лучше заставить менеджеров концентрироваться на причинах перемен, а не на их последствиях. Так они могут более эффективно предвидеть изменения на рынке и создавать стратегии товаров с использованием этих возможностей.
Точно так же, как не существует однозначно предсказуемого жизненного цикла товара, не существует и стандартной линии эволюции рынка. Однако имеются общие процессы, которые формируют рынки. Анализируя эти процессы, менеджеры могут создавать прогнозы развития рынков и конкуренции. На основе подобного анализа они могут разработать стратегии как для получения выгоды от этих перемен, так и для оказания влияния на их источники. Такие процессы влияют на каждого из приведенных пяти «действующих лиц» в отрасли (см. рис. 3).
По мере того как рынок развивается, можно ожидать определенных перемен среди потребителей. Прежде всего изменяется уровень спроса. Объем продаж зависит от
Новые Новые участники пользователи Заменяющие Приумножение технологии знаний Рис. 3. Динамика рынка |
количества покупателей и частоты, с которой они совершают покупки. На ранних стадиях рост может быть чрезвычайно быстрым благодаря привлечению новых пользователей. В конце концов, этот источник покупателей начинает иссякать, рынок насыщается и рост продаж уменьшается по мере того, как они начинают в основном зависеть от повторяющихся покупок. Другая перемена, которой следует ожидать, — это рост потребительских ожиданий. Основная функция товара начинает восприниматься как «норма», предлагаемая всеми конкурентами. Потребители ищут дополнительных качеств, которые добавляют к товару новые выгоды.
Например, в начале 1980-х гг. врачи приветствовали появление революционного препарата «Capoten» от компании Squibb, объемы продаж которого составили более £1 млрд в год. После этого двадцать конкурентов вышли на рынок. Новые товары не были лучше с точки зрения основного назначения товара — снижения кровяного давления, однако они обладали дополнительными качествами, такими как более низкая доза и меньшее количество побочных эффектов. Сегодня лидером на рынке является компания Merck с препаратом «Vasotec», преимуществом которого является то, что пациенту достаточно принять его только раз в день, а не два и не три, как требуется при приеме «Capoten».
Наконец, существуют три фактора, заставляющих потребителей быть особенно чувствительными к цене. Во-первых, потребители становятся более образованными и готовы потратить время на совершение покупки. Во-вторых, наблюдается все больше конкурентных товаров. В-третьих, по мере того, как рынок развивается, для сохранения темпов его роста необходимо проникать в большее количество сегментов потребителей, чувствительных к цене. Потребители-новаторы обычно менее чувствительны к цене, поскольку они приписывают новому товару большую ценность, тогда как консервативные покупатели должны привлекаться низкими ценами.
По мере того как эволюционные процессы на рынках приводят к снижению темпов роста и цен, и то и другое можно оттянуть или предупредить путем создания товарных или рыночных инноваций. Благодаря инновационному позиционированию фирма может найти способы удовлетворения новых потребностей, предложить новые атрибуты товара или создать новые рынки. Инновации способствуют новому витку роста и поддерживают уровень цен на многих рынках, таких как рынок велосипедов, мороженого, щелочных батареек и смазок, применяемых в промышленности.
Эволюционные процессы также ведут к определенным ожидаемым переменам в поведении существующих на рынке конкурентов. Во-первых, интенсивность конкуренции изначально невысока, поскольку быстрые темпы роста делают соревнование беспроигрышным — все могут расти. Однако позже, по мере того как рост рынка замедляется и действующие на нем фирмы увеличивают объемы производства, конкуренция становится все более интенсивной. Во-вторых, на последней стадии фазы роста более агрессивные конкуренты начинают следовать стратегиям репозиционирования, которые заставляют их напрямую конкурировать с фирмами, первоначально находящимися в других стратегических группах.
Например, до 1980-х гг. компании IBM и Apple непосредственно не конкурировали. IBM доминировала на основном рынке электронно-вычислительных машин, a Apple — только на рынке проектирования персональных компьютеров. Затем, в 1984 г., IBM, обеспокоенная снижением темпов роста основного рынка и все возрастающими темпами приобретения персональных компьютеров, выпустила свой персональный компьютер. Благодаря этому прямому столкновению между лидерами конкуренция невероятно усилилась и привела к быстрому удалению со сцены более слабых игроков.
Наконец, в-третьих, на стадии роста начинают формироваться стратегии-ли - деры и устанавливается лидерство в отрасли. Лидеры — это те компании, которые агрессивно заполучили свою долю рынка на ранних стадиях, приобрели опыт и создали возможность экономить на эффекте масштаба в производстве и маркетинге. К тому времени, когда отрасль достигает зрелости, удельные издержки у этих компаний оказываются ниже и они обладают мощными системами маркетинга и распределения. Лидеров затем уже тяжело вытеснить, если только конкурент не сможет выпустить радикально новый товар или изобрести новую стратегию маркетинга.
Создание рынка начинается одной или двумя компаниями. Однако быстро растущий рынок автоматически привлекает новых конкурентов. Иногда существует интервал, на протяжении которого патенты, недостаток технических знаний и неопределенность относительно потенциала рынка являются барьерами для входа. Однако этот интервал в наши дни очень короток для большинства отраслей. Менее чем через год после того, как Apple выпустила свой первый персональный компьютер, у нее уже было десять конкурентов; через восемь лет их стало уже пятьсот. Специализированные химические компании ожидают, что их новые товары будут скопированы на протяжении шести месяцев.
Сегодня все хорошо управляемые компании изучают окружающую среду для обнаружения растущих рынков, на которых можно будет использовать имеющиеся у них возможности. По мере того как потенциал рынка становится более определенным, большие компании начнут стремиться войти на него. Иногда они входят туда самостоятельно, но чаще приобретают компании одного или более пионеров рынка. Более того, конкуренция постепенно выходит за национальные рамки и начинает приобретать глобальный характер.
Когда рынок достигает стадии зрелости, количество новых участников резко снижается и компании начинают его покидать. Медленный рост обычно приводит к уменьшению количества конкурентов. Долгожителями все чаще остаются те, кто следовал стратегиям-лидерам получения большой доли рынка, обладания широким ассортиментом и выходом на мировой рынок. Поэтому менеджеры ком - паний-новаторов должны осознавать, что время на освоение новой продукции всегда будет коротким и скоро им будет брошен вызов как со стороны небольших мобильных последователей, так и богатых ресурсами гигантов. Если же им суждено выжить, уровень технологии должен соответствовать стратегии быстрого овладения рынком и создания жизнеспособной торговой марки.
Товары-субституты и заменяющие технологии
Менеджеры должны всегда ожидать, что товары-субституты и заменяющие технологии могут поставить под угрозу их позиции на рынке. Субститут какого - либо товара — это другой товар, который способен удовлетворить ту же потребность. Камень может быть субститутом стали при строительстве моста, фруктоза заменяет сахар, а акрил — это субститут нейлона. Несколько факторов увеличивают угрозу со стороны субститутов по мере развития рынка.
Во-первых, конкуренты из смежных отраслей привлекаются темпами роста и прибыльностью рынка. Например, коммерческие банки раньше доминировали на финансовом рынке. Однако в последнее десятилетие их значительно потеснили финансовые и инвестиционные компании, а также строительные общества и другие небанковские учреждения, например А ТТ и Marks&Spencer, которые предлагают такие услуги, как кредитные карты и инвестиционные фонды.
Во-вторых, потребности рынка изменяются, делая старые технологии непопулярными. Например, сегодня потребители считают необходимость поездки в банк для совершения рутинной сделки обременительным усилием. Новый банк First Direct привлек около полумиллиона потребителей, предложив им возможность получать банковские услуги по телефону. В отличие от своих старых конкурентов, First Direct не имеет филиалов, все функции и сделки осуществляются через доступную семь дней в неделю и 24 часа в сутки телефонную линию.
В-третьих, развитие смежных технологий может, в конце концов, поставить под угрозу существующие решения. Например, новые виды пластика, легкие и прочные, все больше заменяют сталь в производстве автомобилей. Наконец, правительство может оказывать влияние на создание субститутов путем регулирования, установления квот и субсидий. Например, регулирование в области охраны окружающей среды приводит к сворачиванию деятельности многих производителей упаковки и химической продукции, стимулируя создание новых заменителей.
В таких ситуациях менеджмент должен решить, стоит ли пытаться победить появляющиеся субституты или необходимо модифицировать собственную стратегию, чтобы охватить новые товары и технологии. Ответ будет зависеть от результатов анализа того, какая из альтернатив наиболее соответствует потребностям потребителей и тенденциям, характеризующим соотношение цена-производительность.
Рост фирм зависит от поставщиков и подрядчиков. На начальных стадиях развития рынка неспособность найти подходящих поставщиков может его сдерживать. Конкуренты, которые имеют доступ к хорошим поставщикам или обладают ресурсами для интеграции с ними, могут получить важные преимущества.
Поставщики могут ограничить потенциал компании в области инноваций. М. Портер (Porter; 1980) утверждает, что влияние поставщиков будет достаточно велико, если на рынке комплектующих выполняются следующие условия:
♦ На нем доминируют несколько поставщиков, и он более концентрирован, чем та отрасль, для которой он производит свою продукцию.
♦ Ему нет необходимости конкурировать с другими товарами-субститутами для сохранения уровня продаж в отрасли.
♦ Отрасль не является важным потребителем группы поставщиков.
♦ Продукция поставщика является важным вкладом в бизнес потребителя.
♦ Переход на продукцию другого поставщика сопряжен с большими издержками.
♦ Группа поставщиков представляет значительную угрозу вертикальной интеграции.
В целом, власть поставщика снижается по мере роста рынка. Несмотря на это, контроль и власть над поставщиками может представлять собой значительное конкурентное преимущество. Например, долгосрочное сотрудничество компании Marks&Spencer с поставщиками, ее умение вести с ними серьезные переговоры является центральным фактором, позволяющим этой фирме удерживать свои позиции лидера в европейской торговле.