Понятие товара
Формальные определения товара основываются на том, что товар — это центральный элемент обмена, в рамках которого потребители стремятся удовлетворить свои потребности. Для того чтобы определить средства этого удовлетворения, Ф. Котлер (P. Kotler)[18] использует многоуровневую концепцию товара, которая включает:
♦ основную ценность: основная приобретаемая услуга или выгода;
♦ товар в конкретном исполнении', материальные характеристики, воплощающие основную ценность;
♦ расширенный товар-, комплекс, включающий дополнительные услуги и выгоды, отличающие предложение компании от конкурентов;
♦ перспективный товар', дополнения и изменения, которые могут быть внесены в товар в будущем (Kotler, 1989).
М. Сарен и Н. Тзокас (Saren and Tzokas, 1994,1998) поставили под вопрос приемлемость данной точки зрения на товар, причем сделали это таким образом, что их мнение приобрело особую значимость в контексте наших рассуждений о связи между потребностями потребителей и моделями товара. Критика в основном направлена на то, что модели товара, такие как созданная Ф. Котлером, пытаются дать определение товару в отдельности от контекста потребитель-производитель.
Эта концепция рассматривает товар как автономный объект, который может быть разобран и рассмотрен по составным частям. Однако это изначально неверно, поскольку само существование товара как предмета потребления объясняется не его материальной основой (в которой иногда вовсе нет необходимости), а его символическим значением, которое общество и индивидуальные потребители и производители приписывают ему под воздействием культуры, предыдущего использования или опыта и их наложения друг на друга.
(Saren and Tzokas, 1994)
Вместо этого авторы предлагают считать товар результатом «постоянного трехстороннего процесса осмысления», который происходит между покупателями, производителями и самим материальным (нематериальным) объектом. Результатом является изображенный на рис. 1 многосторонне осмысленный товар.
Такая концепция дает возможность заново определить роль товара в рамках конкурентной стратегии маркетинга, побуждая фирмы стремиться к получению конкурентных преимуществ через «динамический процесс взаимодействия между покупателем, производителем и объектом» (Saren and Tzokas, 1998). Концеп-
Рис. 1. Многосторонне осмысленный товар Источник: Saren, M. A.S. and Tzokas, N. (1994) Proceedings of the Annual Conference of the European Marketing Academy. |
ция многостороннего осмысления больше акцентирует внимание на природе отношений, которые фирмы создают и поддерживают, и, таким образом, отлично сочетается с развивающейся парадигмой маркетинга отношений.
Другой путь к пониманию концепции товара лежит через схемы классификации товара.
Одна из наиболее ранних классификаций потребительских товаров принадлежит Мелвину Т. Коплэнду (Copeland, 1923). Он предложил разделить потребительские товары на товары повседневного спроса, товары предварительного выбора и товары особого спроса. Эти виды формально определены в 1948 г. Комитетом по терминам американской ассоциации маркетинга следующим образом:
♦ Товары повседневного спроса. Те потребительские товары, которые покупатель приобретает часто, не задумываясь и с минимальными усилиями (например закуски, поездки на автобусе, газеты).
♦ Товары предварительного выбора. Те потребительские товары, которые покупатель в процессе выбора и приобретения обычно сравнивает на основе приемлемости качества, цены и стиля (например косметика, компьютеры, спортивные клубы).
♦ Товары особого спроса. Такие товары, для приобретения которых большое число покупателей готовы затратить дополнительные усилия (например дом, машина, путешествие).
Схема М. Коплэнда комментировалась и критиковалась многими авторами с тех пор, как она впервые появилась. Однако она остается в высшей степени устойчивой концепцией, которая оказалась полезной на практике. Л. Баклин (Bucklin, 1963) пытался синтезировать критические высказывания в адрес М. Коплэнда, высказав предположение о том, что совершение покупки — это форма решения проблемы, которая позволяет провести различие между двумя объемными категориями — товарами с высокой вовлеченностью покупателя в процесс покупки и товарами с низкой вовлеченностью покупателя в процесс покупки. «Товары с высокой вовлеченностью — это те товары, для которых потребитель регулярно порождает новое решение для удовлетворения своей потребности каждый раз, когда она возникает. Это те товары, пригодность которых определяется в результате поиска перед совершением покупки». В отличие от первых товары с низкой вовлеченностью — это те «товары, для приобретения которых покупатель хочет и может использовать имеющиеся решения проблемы поиска товара для удовлетворения потребности...такие товары обладают детерминантами процесса покупки, которые не меняются или считается, что они изменяются несущественно в промежутке между совершением покупок».
Л. Баклин подчеркивает, что целью, лежащей в основе попытки классифицировать товары с точки зрения совершения покупок потребителями, является развитие стратегий маркетинга, сопровождаемое конкретными советами относительно того, какая стратегия должна соответствовать конкретным обстоятельствам. Однако Л. Баклин также указывает на «многочисленные барьеры на пути попыток обосновать любую теорию классификации товаров», которые, возможно, являются причиной недостаточного внимания к данной теории в литературе по маркетингу. Несмотря на недостаток теоретического обоснования, так же как и в случае со многими другими современными идеями и технологиями маркетинга, эта теория часто упоминается в работах, написанных для «инструктажа практических работников». Этим она обязана своей способности дать структурированный план для анализа проблем маркетинга, по крайней мере на элементарном уровне, и дает исследователям ответ на вопрос, где искать решения различных проблем из области маркетинговых стратегий. С другой стороны, классификация не многим способствует объяснению характера влияния товаров на успех в конкурентной борьбе, а ведь это является центральным вопросом в понимании стратегии маркетинга.
В центре конкурентной стратегии маркетинга находятся товары.
Стратегическими альтернативами достижению конкурентных преимуществ, которые были изложены М. Портером (Porter, 1980), являются лидерство по издержкам и дифференциация. Первая предполагает предложение рынку сходного товара по цене ниже или близкой к цене конкурента, на основе самых низких в отрасли издержек. Вторая — дифференциация — направлена на предложение потребителю более совершенного товара. Следовательно, необходимым условием успешной конкуренции является то, что ваш товар лучше, чем товары конкурентов. В общем, «лучше» означает комбинацию как объективных, так и субъективных факторов, как полагает Е. Роджерс (Rogers, 1960) в своем определении «сравнительного преимущества». В большинстве случаев объективные характеристики товара являются необходимым условием для того, чтобы потенциальный потребитель хотя бы задумался о совершении покупки. Однако ценность, приписываемая конкретным объективным характеристикам товара, значительно различается в зависимости от намерений потенциальных потребителей, их знаний, различной покупательной способности и т. д. Другими словами, она зависит от ситуации. Она также изменяется со временем. Основным элементом стратегии дифференциации, таким образом, является постоянное понимание факторов, оказывающих влияние на выбор потребителя из предлагаемых товаров как в данный момент, так и в будущем.
Каждая из этих простых конкурентных стратегий базируется, таким образом, на товаре. Стратегия лидерства по издержкам зависит от предложения стандартизированных (обычно незатейливых) товаров потребителям, имеющим потребность в конкретном виде товара. Стратегия дифференциации зависит от наличия групп потребителей, имеющих различные потребности в товарах, за которые они готовы заплатить. Третья конкурентная стратегия включает выбор одного целевого сегмента рынка и концентрацию усилий на «подгонке» предложения компании к конкретным потребностям сегмента, которые могут заключаться в приобретении дешевых или дифференцированных товаров. Эта стратегия действительно очерчивает границы рынка, выбранного компанией.
Практически все категории товаров включают примеры этих двух стратегий, где простые, недорогие, функциональные версии товара сосуществуют с другими, предлагающими различные дополнительные выгоды. Личные органайзеры варьируются от простых дневников, которые стоят около £10, до карманных моделей, схожих с компьютерами, где задействованы современные средства связи, распечатка, дневник, текстовые редакторы и т. д., продающихся по цене более £300. Базовые товары «очищаются» от дополнительной ценности и продвигаются исключительно на основе цены и зачастую предыдущих успехов компании.
Однако было бы заблуждением изображать любую товарную стратегию как выбор между дифференциацией товара и снижением издержек. Развитие производственных технологий привело к возможности «массовой адаптации» товаров, где низкозатратная стратегия производства не исключает персонифицированной адаптации даже на рынках массового спроса.
Успех одной из стратегий относительно другой изначально зависит от того, воспринимают ли целевые рынки дополнения к товарам, предлагаемые им некоторыми компаниями, как реальные выгоды, обеспечивающие удовлетворение, или же предпочитают низкие цены. Таким образом, задача маркетолога — определить товары с точки зрения выгод для потребителей. Производственные компании могут выбирать из совокупности товарных характеристик те, которые позволили бы сформировать их товарный ассортимент. Эти характеристики очень конкретны с точки зрения сырья и технологий, используемых при производстве товара. Несмотря на это, менеджеры должны понять, какие из этих характеристик наиболее важны для потребителя, если они намерены производить конкурентоспособную продукцию, или пойти на риск и потратить свое время на разработку отличительных от конкурирующих товаров характеристик, прилагая усилия к продвижению и обслуживанию, основываясь на предположении, что даже небольшие различия будут оценены покупателями.
В развитых странах рынок средств для стирки в домашних условиях служит этому показательным примером. Стиральные порошки производятся в «традиционной» и «концентрированной» форме. Существуют стиральные порошки с низким ценообразованием и стиральные порошки на основе мыла наряду с биологическими и безэнзимиыми марками. Существуют «экологически дружественные» и более агрессивные товары наряду с оригинальной и многоразовой упаковкой. Кроме того, есть порошкп, разработанные специально для сохранения яркости цвета тканей при стирке. Наконец, существуют разнообразные жидкие версии большинства основных марок, продаваемые в сочетании с дозирующими системами, которые могут использоваться в любых стиральных машинах. Некоторые жидкие и порошкообразные средства содержат кондиционеры для ткани, при том что существует целый ряд отдельных кондиционеров для ткани, продаваемых теми же основными участниками рынка как в стандартной, так и в концентрированной форме. Кроме того, некий производитель также производит кондиционеры для ткани, используемые в сушильных машинах.
Чрезвычайно важно определиться с возможностью контроля такого разнообразия и степени легкости или прибыльности разработки или поддержания определенного уровня этих отличий. Если отличия могут быть созданы путем разработки индивидуальных для каждого потребителя характеристик товара, тогда постоянная потребность изобретать различия, «выдумываемые» производителем, исчезнет. Другими словами, товарная политика — это решения, которые не должны быть направлены только на изобретение различий в товарах, что лишь ведет к их возрастанию в прогрессии, как показано на примере рынка средств для стирки. Товарная политика игнорирует изменяющиеся рынки и технологии в периоды наибольшего риска (Bennet and Cooper, 1981; Hayes and Abemethy, 1980). Кроме того, также важно, чтобы компании пересматривали свое предложение, чтобы избавляться от товаров, идущих вразрез с задачей поставки товаров, гармонирующих с потребностями потребителей. Это требует внимания к работе по полному снятию товаров с производства или их модификации, которая стала важным элементом конкурентных стратегий компании Procter & Gamble как в категории товаров по уходу за кожей, так и товаров для младенцев, и компании Unilever в категории жидких средств для стирки.
Теперь, когда мы убедились, что товарная политика находится в центре динамичной конкурентной стратегии, оставшуюся часть этой статьи посвятим описанию инструментов, используемых для управления товарной стратегией фирмы.