Методы прогнозирования: обзор
Прогнозирование может проводиться эвристическими и статистическими методами. Эти методы и их взаимосвязи показаны на рис. 1. Эвристические и статистические методы часто используют вместе, и с 1985 г. проводилось крупное исследование интеграции статистического и эвристического подходов в прогнозировании (Armstrong & Collopy, 1998Ь). На рисунке видно растущее число пересечений эвристических и статистических процедур. Здесь приводится краткое описание этих методов.
Цели исследований — опросить людей и установить, как они будут вести себя в различных ситуациях. Этот метод широко используется и особенно важен в тех случаях, когда данных о продажах нет, например при прогнозировании нового товара.
В некоторых случаях, таких как предсказание поведения человека в рабочих ситуациях, важнейшим фактором может оказаться человеческий. При прогнозировании поведения людей, взаимодействующих друг с другом, и особенно в конфликтных ситуациях, бывают полезны ролевые игры (см. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ).
Другой способ составить прогноз — попросить экспертов предсказать, как люди будут вести себя в данных ситуациях. Точность прогнозов экспертов можно проверить с помощью структурированных методов, таких как метод Дельфи (Delphi). Метод Дельфи — это итеративная процедура, когда эксперты представляют прогноз как задачу, получают на нее анонимный ответ от других экспертов и потом делают другие прогнозы. Метод Дельфи точнее, чем неструктурированные эвристические методы, — см. работу Г. Роу и Г. Райта (Rowe & Wright, 1999). Главный принцип — прогнозы экспертов должны быть совершенно независимыми друг от друга. Фокус-группы всегда нарушают этот принцип. Вывод — они не должны использоваться для прогнозирования.
Методы прогнозирования |
Са |
1ИЯ^ |
Эвристические |
Статистические |
осуществляемые самостоятельно (автономно) |
осуществляемые с привлечением специвлистов |
однофакторые |
многофакторные Основа• |
Основа — теория |
ролевые |
неролевые |
данные |
1 |
г |
г |
|
Сопря женный анализ |
Эвристический расчет прогноза |
Разыгры вание ролей |
Исследо вание намерений |
Модели экстра поляции |
Многофак торные модели |
Мнения экспертов |
Метод аналогии |
Прогнозирование, основанное на наборе правил |
Эконометрические модели (линейные модели) |
Экспертные системы |
Рис. 1. Характеристика методов прогнозирования и их взаимодействия
Намерения можно объяснить как соотношение «предсказаний» и различных факторов, описывающих ситуацию. Попросив потребителей определить их намерения покупки в различных ситуациях, можно сделать вывод о том, как факторы соотносятся с намеченными продажами. Процедура анализа зависимости намерений от различных факторов известна под названием «сопряженный анализ».
Используя сопряженный анализ, можно разработать модель с помощью экспертов. Этот подход, эвристический расчет прогноза, превращает субъективную теорию в объективные процедуры. Например, эксперты могут сделать прогноз объема продаж следующего года по географическим регионам. Этот процесс затем преобразуется в набор правил, используемых прогнозистом для определения прогноза на основе новой информации. Однажды разработанные модели эвристического расчета прогноза предлагают процедуру создания прогнозов с низкими издержками. Они почти всегда дают лучшие результаты по сравнению с другими эвристическими прогнозами, хотя эти достижения обычно умеренные (Armstrong, 1999).
Методы экстраполяции используют только ретроспективные данные по ряду показателей. Наиболее популярные, недорогие и эффективные методы основаны на экспоненциальном сглаживании, которое реализует успешный принцип: «Наиболее свежая информация обладает большим весом». Другой принцип экстраполяции — использование длинных временных рядов для разработки трендовой
модели прогнозирования. Однако в коммерческих фирмах наибольшее распространение получили методики прогнозирования с использованием временных рядов, фокусирующиеся на небольшом периоде, результат — неточность прогнозов (iGardner & Anderson, 1997).
Еще один принцип экстраполяции состоит в использовании надежной информации. Единая система сканеров в розничной торговле помогает получать такую информацию о существующих товарах. Информация со сканеров подробна, точна, оперативна и недорога. Результат — повышение точности прогнозов, особенно из-за снижения ошибок в оценке текущего состояния. Незнание точки отсчета часто приводило к ошибкам в предсказании конечного пункта. Информация со сканеров позволяет заблаговременно идентифицировать тенденции.
Эмпирические исследования привели к выводу, что относительно простые методы экстраполяции действуют так же, как и более сложные. Например, метод Бокса-Дженкинса («Вох-Jenkins»), один из самых сложных, не дает большей точности прогнозов, чем менее сложные процедуры* (Makridakisetal., 1984; Armstrong, 1985). Этот факт не нравится статистикам, но приветствуется менеджерами.
Количественные методы экстраполяции (множественной регрессии) не используют данные временных рядов. Они предполагают использование в прогнозах причинных факторов, влияющих на временные ряды. Однако причинные факторы бывают противоположны временным рядам по динамике, и тогда в прогнозах появляются грубые ошибки (.Armstrong & Collopy, 1993). Хотя такие случаи встречаются редко, их результаты губительны. Тренд можно экстраполировать только в том случае, когда он совпадает с ожиданиями.
Если уровень продаж резко изменился за короткое время, то эвристические методы экстраполяции предпочтительнее количественных (.Armstrong & Collopy, 1998). Количественные методы экстраполяции лучше эвристических, когда данные обширны, а большие изменения не ожидаются (.Armstrong, 1985). Однако количественные методы обычно намного дешевле, и это важнее, чем небольшое преимущество в точности. Когда приходится делать тысячи прогнозов в месяц, эвристические методы редко бывают финансово эффективны.
Эксперты могут установить аналогичные случаи. С помощью экстраполяции результатов этих случаев можно предсказать развитие интересующей ситуации. Например, для оценки потери в продажах товара, когда заканчивается защита патента, можно посмотреть данные по другим товарам. Обычно наибольшие потери бывают в первый год.
Прогнозирование на основе правил интегрирует разные методы. Такое прогнозирование — тип экспертной системы, которая ограничена статистическими временными рядами. Основное его преимущество в том, что оно объединяет знания экспертов-менеджеров менее дорогостоящим путем.
Экспертные системы используют принципы экспертов. Кроме того, они обычно используют эмпирические исследования отношений, полученные из эконометрических моделей. Мнение эксперта, сопряженный анализ и эконометрические модели могут помочь в разработке экспертных систем.
•Метод Бокса-Дженкинса представляет собой очень точный метод краткосрочного (до двух лет) прогнозирования, при более длительных сроках его точность резко падает.
Многомерные временные ряды здесь не рассматриваются, поскольку они не подтверждают своей пригодности для прогнозирования.
Эконометрические методы используют информацию для оценки параметров модели при различных ограничениях, когда возможно. Из предшествующего исследования всегда можно делать выводы для определения направлений, функциональных форм, значимости взаимоотношений. Кроме того, можно объединить мнения экспертов. Оценки отношений могут модифицироваться при помощи информации кросс-секционнош анализа и данных временных рядов. И здесь снова необходима надежная информация. Информация со сканеров — это данные недорогих экспериментов, где основные переменные, такие как реклама или цена, варьируются и оценивается их влияние на объем продаж. Результаты таких экспериментов полезны для оценки отношений. Эконометрические модели могут также использовать входящие данные сопряженного анализа. Такие модели позволяют эффективно соединить эвристические и статистические методы.
Эконометрические модели могут быть прямо связаны с планированием и принятием решений. Они могут оценивать влияние переменных маркетинга-микс, а также характеристик рынка и окружения. Эконометрические методы подходят в тех случаях, когда надо спрогнозировать, что произойдет при различных вариантах развития окружающей среды и стратегий. Такие методы наиболее полезны, когда:
1. Ожидаются сильные причинные связи переменных с продажами.
2. Эти связи можно оценить.
3. За горизонтом прогноза в причинных переменных ожидаются большие изменения.
4. Эти изменения в причинных переменных можно спрогнозировать или проконтролировать, особенно в отношении их направления.
Если любое из этих условий не выполняется (что типично для прогнозирования с малым радиусом действия), то от эконометрических методов не следует ждать высокой точности.