Информационные технологии и маркетинговые программы
Наиболее широко ИТ в маркетинге применяются там, где необходимо облегчить процессы анализа и принятия решений, в основном это относится к традиционным элементам маркетинга-микс. В данном разделе мы рассмотрим, как применяются ИТ в этих областях. Практические перемены, которые мы будем анализировать, будут относиться не только к ИТ; другие факторы, особенно усиление глобальной конкуренции, тоже оказывают немалое влияние на маркетинг 90-х гг.
Воздействие конкуренции дало мощный толчок руководителям различных компаний к поиску путей совершенствования методов генерирования, проектирования, разработки и апробации новых товаров и услуг. Основное применение ИТ в данной области — использование систем компьютерной поддержки и телекоммуникаций среди разработчиков товара, пользователей и др.
Эти системы позволили разработчикам и дизайнерам создавать макет товара и манипулировать им в трехмерном пространстве, что отодвинуло в сторону натуральные прототипы, требующие больших затрат денег и времени.
Стало возможным связать спецификации товара с производством, включая их в компьютеризированную систему производства в качестве входящих данных Находясь в разных местах, разработчики могут пользоваться одной и той же информацией и координировать усилия с помощью обмена информацией (передача изображений, других графических объектов или данных).
Например, в 1994 г. автомобиль «Ford Mustang» был разработан совместными усилиями групп, работающих в Мичигане, Англии, Италии (Sherman, 1993).
С помощью ИТ стало легче и дешевле обслуживать индивидуальные заказы. Возможно, наилучшим показателем использования этой возможности стала фирма Dell Computer Corporation, открытая в 1985 г. 18-летним студентом Майклом Деллом и выполнявшая в основном корпоративные заказы. Корпоративные клиенты делали заказ на одну или несколько модификаций компьютеров, зачастую включавших в себя загрузочное программное обеспечение и систему кодовой регистрации для идентификации. Далее индивидуальные пользователи могли делать выбор из уже имеющихся конфигураций.
С середины 1990-х гг. во многих отраслях началось массовое изготовление товаров по заказам потребителей с помощью ИТ. Такие компании, как Levi Strauss, Dell Computer и ар., стали принимать индивидуальные заказы на свои товары.
ИТ дали возможность менеджерам получать более точную информацию о рынке, и это позволило им принимать решения о ценах на основе большей информированности. Данные, получаемые из систем сканирования в супермаркетах, позволяют оценивать эффект от изменения цен, а также учитывать другие факторы, влияющие на продажи за определенный промежуток времени.
Более специфическое применение ИТ в ценообразовании — системы управления выручкой, которые имеют стратегическую важность в определенных отраслях. Впервые разработанные крупными авиаперевозчиками, эти системы позволяют устанавливать, а потом и корректировать цены на основе информации о прошлых и нынешних заказах на билеты на каждый рейс. Б. К. Смит, Дж. Ф. Лейм - кулер и Р. М. Дерроу (Smith, Leimkuhler &Darrow, 1992) описали систему управления выручкой компании American Airlines. В этой системе используется сложный алгоритм, связанный с огромными базами данных, чтобы найти компромисс: снизить ли цены на билеты или продавать по полной стоимости, но часть билетов при этом останутся непроданными. Системы также использовались для оценки оптимального уровня резервирования билетов на рейс. Подобные системы широко используются также в гостиничном бизнесе, позволяя в обеих отраслях достигать большей средней прибыли на единицу производственной мощности.
Другим видом воздействия ИТ на ценообразование послужили возрастающие возможности получения информации о ценах через Интернет. Потребители в США, например, могут легко получить информацию о предполагаемых розничных и дилерских ценах на некоторые модели автомобилей и подыскать подходящий вариант. Эта возможность усилила ценовую конкуренцию среди дилеров.
«Автоматизация» торговых представителей
В начале 1980-х гг. компании, которые в основном опирались на штат торговых представителей, начали эксперименты с портативными компьютерами и специализированными терминалами для автоматизации продаж. Большинство усилий в данной области были основаны на специализированных устройствах, которые позволяли продавцам вводить заказы на месте расположения потребителя. Позднее, когда стали доступны многоцелевые компьютеры, многие компании стали пользоваться ими.
Более того, системы ИТ использовались продавцами для выполнения таких задач, как хранение информации о клиентах, составление расписаний, контакты с отделами продаж, запись рекомендаций и справок и анализ проблем клиента. Для больших фирм компьютерное обеспечение сотрудников требует больших вложений: Frito-Lay, например, потратила около $40 млн в течение 1985-1986 гг. на системы для 10 ООО своих сотрудников (Applegate & Wishart, 1987). К концу 1980-х гг. стоимость компьютерной техники значительно снизилась, программное обеспечение стало широкодоступным и окончательно стало ясно, что ИТ необратимо изменили природу таких продаж. Среди преимуществ, полученных при этом, были: увеличение объема продаж каждого торгового агента, улучшение обслуживания клиентов, упрощение процесса инвентаризации благодаря точности информации и возможность быстро организовать презентацию.
Другая роль ИТ в сфере продаж — обучение и демонстрация товара. Видео и CD сегодня широко используются для передачи информации о товаре продавцам, дилерам и пользователям.