Организационные формы маркетинга
Б. Эймс (Ames, 1968) проводит различие между «внешними атрибутами» организации маркетинга и его сущностью. Как бы то ни было, важность организационных вопросов маркетинга в последние годы стала очевидной.
Организация маркетинга как реализация маркетинговой стратегии
Утверждение теоретиков, что «структура следует за стратегией» (Chandler, 1962; Franko, 1974), предполагает проектирование и внедрение административной и организационной систем в соответствии с реализуемой стратегией. Например, если фирма планирует выйти на международный уровень, то это подразумевает развитие соответствующего маркетингового подразделения — это будет или отдел экспорта, или международный отдел. Многие ученые (Hughes,1980; Вопота, 1985; Cespedes, 1991) главную причину ошибок в маркетинге видят в неадекватности и несоответствии внутренних структур и систем. Более того, беспрецедентное реформирование многих фирм в последнее десятилетие отражает неудовлетворенность руководителей существующими структурами маркетинга.
Маркетинговая организация как детерминант маркетинговой стратегии
Маркетинговые структуры можно рассматривать как детерминанты маркетинговой стратегии на том основании, что они влияют на восприятие сотрудниками окружающей среды. Структура также является источником основных воздействий, осуществляемых с целью сохранения status quo, во многих организациях (Corey &Star, 1971;Baligh & Burton, 1979). В этом смысле маркетинговая организация может воздействовать на стратегический выбор, однако результат не всегда будет положительным. Возвращаясь к примеру об интернационализации деятельности, можно сказать, что отсутствие формальной структуры для международного маркетинга может привести к отсутствию международных элементов в маркетинговой стратегии.
Организация маркетинга как часть маркетинговой стратегии
Все более явным становится то, что значение организационной структуры маркетинга в компании выходит за пределы формальных «внешних атрибутов» организации маркетинга. Это было подчеркнуто Карлом Густином (Kodak)'.
Мы осознали, как возросло для нас значение маркетинга, и более двух лет назад ввели должность директора по маркетингу.
...Если вы не занимаетесь разработкой товаров, исследованиями и конструкторскими разработками, финансовым моделированием бизнеса или чем-то другим, что отражало бы запросы потребителей, то вы, конечно, выживете, но расти не будете.
(Gustin, 1997)
Действительно, о том, является ли форма организации маркетинга частью маркетинговой стратегии, спорили много. Например, Теодор Левитт (Levitt, 1980)[13] полагал, что если успех маркетинга зависит от конкурентоспособной дифференциации, то сама дифференциация может базироваться на чем-то, включающем в себя и организационную структуру маркетинга. Как будет сказано далее, в настоящее время эффективность маркетинга отношений, качества обслуживания, заботы о потребителе и т. п. зависят от возможности организации эффективно управлять взаимоотношениями потребителя и организации.
Например, П. Дойль (Doyle, 1997)* определял стратегические приоритеты маркетинга так:
♦ Скорость — уменьшение периода цикла разработка-поставка.
♦ Адаптация товара к индивидуальным запросам потребителей — определение рыночного спроса, который с каждым днем все более дифференцирован.
♦ Качество — как необходимое условие для конкуренции.
♦ Информация — как источник конкурентного преимущества.
♦ Основное внимание — на реальные возможности организации.
♦ Глобализация — распределение риска и затрат по международным рынкам.
♦ Дифференциация программного обеспечения — совершенствование «подкрепления» продукта за счет дополнительных услуг и т. п.
♦ Партнерство — с покупателями и дистрибьюторами.
♦ Инновация — непрерывное обновление продуктов и процессов.
♦ Признание многочисленности заинтересованных аудиторий фирмы.
Он считает, что эти императивы могут напрямую определять лучшую организацию маркетинга в будущем.
Воздействие организации маркетинга на стратегию наглядно иллюстрирует производитель хозяйственных товаров Rubbermaid Inc. В компании работают ко - .манды, состоящие из менеджера по товарной группе, инженеров и исследователей, а также специалистов по финансам, продажам и маркетингу, для генерирования и продумывания новых идей товара и продвижения их от стадии разработки до вьюода на рынок (Reitman 1992). Множество таких продуктов — скорее усовершенствованные старые, чем действительно новые, например новый почтовый ящик, разработанный с учетом не используемых конкурентами особенностей. Такие команды в 1992 г. произвели 365 новых товаров, имевших впечатляющий 90% успех. В Rubbermaid, очевидно, организационная структура управляет маркетинговой стратегией.