Установление предварительных целей
Организация не может установить реально осуществимые цели до тех пор, пока у нее не будет необходимой информации, но на основе опыта руководство, тем не менее, может определить предварительные цели по объемам продаж, доле рынка и другим индикаторам, отражающим то состояние, которое стремится достигнуть фирма. Какие именно будут достигнуты цели, определяется благодаря субъективным оценкам и является вопросом времени наряду с ресурсными возможностями фирмы.
Для того чтобы менеджер смог направить какую-либо деятельность на достижение поставленной цели, требуется четко представлять именно ту цель, ради достижения которой имеет смысл прилагать усилия. Вот почему цели, в особенности связанные с достижением прибыли, оказываются неадекватными; уделяется недостаточное внимание управлению ими.
1. Ретроспективный обзор и ситуационный анализ
Чтобы развивать маркетинговую стратегию, организации требуется информация о ее прошлом и настоящем положении. Необходимо проанализировать информацию как о внешнем окружении, так и о самой фирме. Для этого требуется провести ретроспективный и ситуационный анализ.
Ретроспективный анализ регистрирует и упорядочивает исторические факты о компании, ее товарах или об одном из ее продуктов. Однако понимание того, как возникла ситуация, не означает понимание ситуации как таковой. Для этого и требуется ситуационный анализ. Тогда как ретроспективный анализ отражает развитие событий, ситуационный анализ фокусируется на диагностике ситуации, не принимая в расчет временных процессов. На практике данные виды анализа обычно переплетаются. Их целью является:
♦ Развитие представлений или прогнозирование будущего (например в отношении доходов, доли рынка и т. д.), учитывая то, что текущие планы остаются неизменными.
♦ Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT).
♦ Определение сильных сторон и возможностей в прошлом и соответствующие конкурентные преимущества фирмы.
В ситуации маркетингового планирования должен быть проведен реальный анализ компании, включающий, как минимум, анализ ее рынков, доходов, ретроспективу продаж, инноваций, возможностей и сильных сторон наряду с прогнозированием факторов во внешней среде, которые будут способствовать успеху компании.
Таблица 1 представляет типичный перечень необходимой информации. То, какую информацию требуется собирать, зависит от того, насколько данная информация будет применима к анализу. Необходимо только то, что относится к конкретному вопросу. Новые способы анализа данных или новые теории на самом деле являются новыми методами постановки вопросов.
Постоянной проблемой остается то, какое количество информации необходимо собирать. Необходимо ввести «останавливающее правило», которое бы зависело от издержек и выгод сбора большей информации. Несмотря на это, до сих пор не введено подобное правило.
Хотя фирма является более самоуправляемой системой, нежели цветок на ветру или пуля, следующая по определенному направлению, тем не менее она действует под определенным давлением, создаваемым внешней экономической средой. Поэтому любой фирме необходимо учитывать значение изменений стиля жизни, появляющихся технологий и меняющихся социальных и культурных условий и ценностей. Внешнее окружение может затрагивать результативность компании; сюда относятся такие факторы, как валовой национальный продукт (ВНП), правительственное законодательство, налоговые изменения и процентные ставки, новые технологии и демографические изменения. Рост национального дохода приводит к готовности вкладывать в новые направления. Повышение общего уровня образования влияет на потребительские предпочтения и требует иного подхода к подаче рекламы. Изменения в возрастном распределении населения изменяют совокупный спрос и т. д. Все эти тенденции оказывают непосредственное воздействие на рынок. Тенденции должны быть распознаны и определены их вероятные критические точки. Ни то ни другое не является простой задачей.
Согласно М. Портеру (Porter, 1980, 1985), информация о структуре рынка определяется пятью факторами: угрозы входа на рынок, степень конкуренции, внедрение субститутов из другой индустрии, а также рыночная власть продавцов и покупателей. Также необходима информация о росте рынка, сезонности продаж, изменениях спроса, доли рынка и прибыльности индустрии (см. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ).
Хотя клиенты могут рассматриваться как подкатегория рынка, становится совершенно очевидно, что покупатель играет основную роль. Менеджер по маркетингу должен знать все о покупателях и о тех, кто влияет на принятие решения о покупке: кто они такие, что они ищут, где они покупают и как используют товар (см. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ). Также как успешный скульптор по глине должен знать, как себя ведет глина в различных условиях, менеджер по маркетингу должен знать все возможные тенденции поведения клиентов. Таблица 1 отражает основную информацию о клиентах, которую следует собирать.
Фирма редко находится в таких условиях, когда налицо явное отсутствие конкуренции. Как правило, вокруг фирмы всегда существуют компании, с которыми приходится соревноваться. Фирме необходимо знать, как оценивать угрозы конкурентов посредством наличия информации о них. Хотя маркетологи часто говорят о том, что их задачей является борьба с конкурентами, они часто даже не рассматривают их поведение и обычно понимают поведение потребителей лучше, нежели поведение конкурентов. Поэтому в табл. 1 отражена и ключевая информация о конкурентах (см. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ).
Чтобы лучше узнать собственную компанию, необходимо идентифицировать ее сильные и слабые стороны, что является основой анализа уязвимости и, как пра-
Таблица 1
Список контрольных вопросов стратегического маркетингового планирования
Внешняя среда
Социальная среда:
Социальные движения (например движения потребителей)
Социокультурные изменения (например стиля жизни и т. п.)
Факторы изменений (например повышение уровня образования)
Демографические изменения Дополнение для международных рынков: культура (ценности, убеждения, например религиозные, социальные институты) язык
форма правительства, идеология, стабильность
внешняя политика
Экономическая среда:
тенденции ВНП
процентные ставки
уровень доходов населения
колебание курса валют
уровень инфляции
уровень безработицы
фискальная политика
Дополнение для международных рынков:
платежный баланс
контроль зарплаты/цен
Технологическая среда:
затраты государства и отрасли на НИОКР
технологические прогнозы
поддержка патентов
Правовая среда:
правительственное регулирование и
дерегулирование
налоговое законодательство
законодательство о защите торговых марок
регулирование международной торговли трудовое законодательство
Рынок
Входные барьеры (угрозы входа) Конкуренция
Товары-субституты из других отраслей
Власть покупателей
Власть поставщиков
Стадия развития
Темпы роста
Колебания спроса
Прибыльность отрасли
Изменение рыночной доли
Покупатели
Различные критерии выбора Покупательские привычки Предпочтения
Процессы принятия решений
Влияния
Конкуренция
Количество прямых конкурентов Схожесть и доля рынка конкурентов Стратегии конкурентов Инновации и ресурсные возможности конкурентов
Лидерство в маркетинге, производстве и технологии Относительные затраты Сведения о собственниках и прекращении защиты патента
Компания
Динамика продаж, чистой прибыли и
движения денежной наличности
Достигнутый уровень компетенции и
квалификация
Доля рынка
Тенденции роста
Инновации
Использование производственных
мощностей
Тенденции издержек
вило, необходимо развивать конкурентные преимущества на основе возможностей фирмы. Таблица 1 отражает, какую информацию о прошлом и настоящем положении компании необходимо собирать.