Отношения с низкой заинтересованностью
Отношения с низкой заинтересованностью
Традиционно покупающие фирмы настоятельно предостерегались от попадания в зависимость от конкретных поставщиков. Такая зависимость ограничивает имеющиеся возможности для закупки. Сторонники так называемых «отношений на дальней дистанции» определили три основных преимущества данного способа ведения бизнеса. Во-первых, наличие нескольких поставщиков может решить краткосрочные проблемы повышения надежности поставок. Зависимость от единственного поставщика помимо всех прочих проблем может создать новые, связанные с производственной мощностью и схемами поставок. Во-вторых, слишком большая уверенность в конкретном поставщике может в конечном счете стать причиной «ограничивающего» эффекта. Избегая слишком больших вложений в отдельных продавцов, фирмы, как предполагается, гарантируют себе долговременную маневренность. Третье и, возможно, самое важное преимущество состоит в том, что наличие конкурирующих друг с другом поставщиков является одним из способов повышения продуктивности в закупочных операциях, так как зависимость от отдельных поставщиков затрудняет использование рыночных преимуществ. Покупающая компания может переключаться с одного поставщика на другого и тем самым влиять на продавцов, заставляя их совершенствовать свои возможности. Конкуренция поставщиков в отношении цены имеет особое значение в стратегии закупок. Суть этой стратегии состоит в том, чтобы избегать чрезмерной интеграции с поставщиками, так как интеграция ведет к зависимости.
Клиентские отношения, построенные на этой логике, характеризуются низкой заинтересованностью обеих сторон.
Таким образом, традиционное видение продуктивности в отношениях с поставщиками, как правило, трактует поставщиков как более или менее продуктивных производителей исходных продуктов. Каждая ситуация приобретения товара оценивается по ее эффективности. Основная задача закупки состоит в том, чтобы найти наиболее выгодного продавца для каждой конкретной сделки. Один из важных вопросов в менеджменте закупок состоит в том, чтобы поощрять конкуренцию между поставщиками. В этой стратегии отношения «на дальней дистанции» довольно часто вызывают тенденции враждебных отношений. Конкретная ситуация купли-продажи рассматривается как игра с нулевой суммой: то, что один получит, другой потеряет. На практике подход с низкой заинтересованностью работает, когда потребности покупателя хорошо известны, точно выверены и устойчивы. Следующее необходимое условие — это наличие нескольких продавцов, предлагающих стандартный товар.
Отношения с высокой заинтересованностью
С 1980-х гг. мы наблюдали изменения во взглядах на роль отношений с поставщиками, основанные на взаимодополняющей продуктивности закупок. Частично это произошло в результате изменения отношения к необходимости вертикальной интеграции. Компании-изготовители во все большей степени полагаются на внешних поставщиков. Во многих случаях внешнее снабжение рабочих операций ставило покупающие фирмы в ситуации, когда их собственная работа должна быть скоординирована с действиями, предпринимаемыми поставщиком. Могла потребоваться координация работ по изготовлению продукции или координация работ по производству и дистрибьюции с обеих сторон. При этих обстоятельствах стратегия закупок, нацеленная на ежегодное переключение на нового поставщика, кажется не столь приемлемой. Поэтому тенденция возрастания специализации в промышленной системе в целом потребовала большей координации деятельности между отдельными компаниями. Это, в свою очередь, ведет к большему «притиранию» покупателя и продавца друг к другу в том, что касается производственной деятельности и ресурсов. Причиной «притирания» является повышение продуктивности и эффективности. Таким образом возникает взаимозависимость между клиентом и поставщиком. Такие отношения характеризуются высокой заинтересованностью.
Отношения высокой заинтересованности, как правило, обеспечивают другие типы преимуществ в сравнении с отношениями низкой заинтересованности, поскольку здесь оптимизируется не отдельная сделка. Напротив, клиенты активно стремятся усилить долгосрочную продуктивность и эффективность. Вместо сосредоточенности на цене в каждой сделке, усилия сконцентрированы на воздействии долговременных общих расходов. Поведение покупающей компании в процессе закупки затрагивает целый ряд расходов, из которых, собственно, складывается цена — одна из наименьших частей по сравнению с другими (рис. 3). Эти другие расходы часто называют «косвенными».
Изменение косвенных расходов требует приспособления друг к другу покупателя и продавца. Для этого необходимы отношения высокой заинтересованности.
Цена |
Рис. 3. Издержки, зависящие от поведения покупателей Источник: Gadde and Hakansson, 1993. |
Производственные расходы Административные расходы |
х: |
Выгоды отношений такого рода включают установление связей в работе систем поставок (доставка «точно в срок»). Такие меры уменьшают и капитальные расходы, и расходы на совершение сделки. Объединенная разработка продукта получила широкое распространение. Соединение ресурсов производителя с ресурсами поставщиков может сократить время выполнения заказа при разработке продукта и снизить общие затраты на НИОКР. Более того, доходы покупающей компании могут возрасти благодаря повысившемуся качеству продукта.
Подход высокой заинтересованности всегда требует больших затрат. Достижение выгод интеграции требует нестандартных решений, специфического приспособления ресурсов и/или координации деятельности, а также интенсивных контактов между отдельными сотрудниками. Отношения высокой заинтересованности опираются на логику капиталовложений. Такие отношения дороги, но в определенных ситуациях расходы сопровождаются выигрышем от интеграции. Отношения высокой заинтересованности основаны на убеждении, что ресурсы поставщика — это ценные активы. Эти ресурсы можно использовать для различных целей, некоторые из них можно идентифицировать и осознать при установлении отношений — эти цели будут совместно устанавливаться во взаимодействии между клиентом и поставщиком. Отношения высокой заинтересованности поэтому должны регулироваться совсем другим образом, чем отношения низкой заинтересованности.
Таким образом, отношения высокой и низкой заинтересованности предоставляют покупающей компании различные виды преимуществ. Отношения высокой заинтересованности требуют затрат, но в определенных ситуациях эти затраты перекрываются более существенными положительными экономическими эффектами. Однако в других ситуациях покупающая компания больше выиграет от подхода низкой заинтересованности. Иногда для клиента, возможно, будет более выгодно соревнование поставщиков между собой. В других случаях покупающие фирмы могут предпочесть устойчивый контакт с одним поставщиком в течение
длительного времени без особой адаптации — это еще один вид низкой заинтересованности.
Каждой компании требуется комплекс различных взаимоотношений с поставщиками, характеризуемых разнообразными степенями заинтересованности. Чтобы наилучшим образом использовать поставщиков, необходимы отношения высокой и низкой заинтересованности. Управление этим комплексом отношений — основной момент в менеджменте закупок. Менеджмент отношений с поставщиками — это также динамичная задача. Условия со временем меняются, поэтому должен меняться характер отношений. Заинтересованность необходимо распространять на новые ситуации. Отношения с поставщиками должны постоянно отслеживаться и обоснованно направляться. Действия, предпринимаемые в этом отношении, будут иметь также существенные результаты для базы снабжения (см. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ).