Как поднять Ваше дело на более высокий уровень
"За всяким состоянием стоит преступление" {Эпиграф к книге Марио Пьюзо "Крёстный отец")
Можем ли мы согласиться с утверждением знаменитого автора романов о жизни итальянской и американской мафии? Действительно ли всякое состояние добыто нечестным путем? Богатый человек скажет, что речь идет о деньгах мафиозных структур; бедный же, хорошо знающий цену копейки, однозначно ответит, что заработать большие деньги честным путем невозможно. Вероятнее всего, истина находится как раз посередине.
Если эмпирическим путем проанализировать биографию любого состоятельного человека, в ней найдутся не только блестящие страницы успеха и почета, но и мрачные тени преступлений. Преступлений самых разных: перед законом, перед деловыми партнерами, перед компаньонами, перед покупателями, перед собственной совестью и, в конце концов, перед Богом.
Деньги обладают удивительной способностью ссорить людей, даже самых близких, и портить людей, даже самых благовоспитанных и образованных. Не зря в народных сказках, религиозных книгах и философских трактатах прочно закрепилось презрительное отношение к материальному богатству и деньгам в частности.
Но увы, без денег современный мир просто невозможен, да и каждому отдельному человеку довольно непросто выжить, не имея в кармане достаточное количество денежных единиц. Сколько бы их ни было - все равно всегда не хватает. И кстати, богатым людям не хватает гораздо больших сумм, чем беднякам. Поэтому каждый человек ищет пути увеличения своего материального состояния, невзирая на то, что на этом пути приходится переступать через слишком многое. Задача каждого предпринимателя - из двух зол выбирать меньшее.
Несколько советов бизнесмену.
1. Вспомните великое множество примеров разрушения личных отношений между друзьями и родственниками на почве денег. Поэтому старайтесь не заводить деловых отношений с близкими вам людьми. Так уж получается, что личностные качества человека зачастую не совпадают с его деловыми качествами: лучший друг или близкий родственник далеко не всегда окажется хорошим партнером в бизнесе.
В случае же неудачно сложившихся деловых отношений обычно следует и разрыв отношений личных. Но одно дело расстаться с человеком посторонним - разошлись и забыли друг друга, и совсем другое дело, когда неудача в бизнесе отражается на отношениях с близкими людьми - это гораздо сложнее, и выпутываться из такого рода ситуаций всегда неприятно.
2. Богатство - один из самых сильных соблазнов человеческого общества. Жадность - его производная. Подумайте, насколько сильно влияние этого соблазна на вас лично, и не следует ли переключиться на другие, не менее интересные и захватывающие.
3. Заработать всегда хочется побольше, а потому заманчивыми кажутся новые предложения, сулящие большие доходы. Однако, стабильный, проверенный бизнес всегда надежнее, чем новые авантюры. Помните, что синица в руках всегда лучше, чем журавль в небе. А сочный пучок травы всегда был хорошей приманкой для завлечения доверчивых...
4. До тех пор, пока вы можете справляться с работой сами, лучше обойтись без помощников. Всякая помощь влечет за собой новые обязательства с вашей стороны. Неужели у вас их недостаточно?
5. При формировании команды (трудового коллектива) создавайте рабочие места только там, где без них действительно нельзя обойтись. Если конечный результат не зависит от какого-нибудь работника - значит, это лишний работник. Чем больше количество сотрудников на вашем предприятии, тем сложнее ими управлять.
Способы победы в конкурентной борьбе или три кита, удерживающие ваше предприятие на плаву.
Законы экономической жизни неуклонно приводят, вас к тому, что, предлагая на рынок какую-то услугу или товар, вы непременно сталкиваетесь с конкуренцией, вы соперничаете с другими производителями аналогичных товаров и услуг. Конечно, в условиях слабо развитого рынка может хватить места всем, и конкуренция будет умеренной, но лишь до поры, до времени. По мере развития рынка конкурентная борьба будет возрастать, и участвовать в ней придется, если вы не собираетесь сдавать позиции и сворачивать свой бизнес.
Существуют, конечно, неэкономические способы подавления конкурентов, но мы оставим их на совести недобропорядочных предпринимателей и криминальных структур. И поговорим об основных сугубо экономических методах победы над конкурентами. Качество товара - основной критерий его конкурентоспособности. Если на рынке присутствуют, к примеру, несколько однотипных товаров, то больше шансов завоевать пальму первенства у того, который имеет лучшее качество.
Цепа товара - главный показатель покупаемости. Если на рынке присутствуют несколько однотипных и близких по качеству товаров, то большим спросом, естественно, будет пользоваться товар более дешевый.
Известность товара - главное условие спроса. Если на рынке присутствуют близкие по качеству и цене однотипные товары разных производителей, наибольшим спросом пользуется хорошо рекламируемый товар.
Все оказывается настолько просто и фактически неосуществимо: ваш товар должен быть самым качественным, самым дешевым и самым широко рекламируемым в одно и то же время. То же касается и сферы услуг.
Отдых - это работа с противоположным знаком.
Как-то после летнего отдыха я заехал к одному своему деловому партнеру. Понятно, что первые слова были о том, кто как провел отпуск: я с удовольствием стал рассказывать о морских впечатлениях, горном походе, познавательных экскурсиях... Собеседник с грустью выслушал меня и говорит: "А мы не умеем отдыхать - неделю на море посидели и чуть не скисли от скуки и однообразия, домой ехали с радостью!". Я для приличия высказал идею, что, мол, кто много работает, у того и результат труда соответствующий, но про себя подумал, что не все так просто.
Неплохо зная Владимира {так зовут моего знакомого), я знал также и то, что дела в его бизнесе шли не слишком удачно: и он, и его сотрудники исправно приходят в офис по утрам, поздно возвращаются домой с работы, ведут нескончаемые телефонные переговоры, исписывают горы бумаги - рабочей суеты хоть отбавляй, а результата - ноль, одни убытки и проблемы. Пока его бизнес был новым и конкурентов почти не было, дела шли прекрасно; но со временем другие фирмы стали наступать на пятки и вытеснили Владимира на задворки его же родного направления.
Владимиру не хватило свежести видения его темы, нового подхода к решению старых задач. Жизнь меняется, появляются новые вводные, и старые методы не всегда срабатывают. Главный вопрос: почему эти новые подходы появились у других, а не у Владимира? Скорее всего, он слишком долго ехал по накатанной колее, не выбираясь за ее пределы, и не смог своевременно посмотреть на свою деятельность со стороны.
Для такого прорыва за пределы привычного круга идеальным толчком, на мой взгляд, является именно отпуск, желательно с кардинальной сменой обстановки и привычных видов деятельности. Для спортсменов например, это - полный отдых от спортивных занятий: чтение, занятия искусством, интеллектуальные игры - одним словом, максимальная активизация умственной деятельности. Для интеллектуалов наоборот - полный отход от умственной активности: всевозможные физические занятия, ремесленная деятельность, рукоделие, спорт, путешествия и т. д.
При такой организации отдыха происходит как бы раскачка маятника. Для того, чтобы он качнулся в одну сторону, ему непременно нужно отклониться в противоположную, да еще и с максимальной амплитудой, иначе постепенно происходит затухание колебаний и, в конечном счете, остановка маятника.
В таком смысле нерабочее время, то есть время отдыха от работы, становится производительным временем, оно как бы аккумулирует энергию, необходимую для эффективной работы. В количественном отношении время такого отдыха может превышать собственно рабочее время, не отражаясь на качестве его результатов.
Я знаю многих людей, лучшие научные идеи и технические решения которых возникали во время нетрадиционно проведенных отпусков или выходных дней. Многие знакомые мне предприниматели после длительного отдыха начинают серьезные преобразования в своем, казалось бы, отлаженном бизнес-механизме. Даже пресловутые "новые русские" нередко черпают свои коммерческие идеи во время зарубежных поездок: зачем, мол, изобретать велосипед, если на нем уже ездит весь мир, нужно просто его увидеть!
Необходимые условия для успешного ведения переговоров
1. До начала переговоров найдите способ передать партнеру ваши предложения в письменном виде - это позволит вам обсуждать вашу точку зрения как вопрос, хорошо знакомый обеим сторонам.
2. Разговаривайте с партнером так, будто бы вопрос, вынесенный на переговоры, в принципе уже решен, и осталось утрясти лишь отдельные детали.
3. Старайтесь больше говорить о тех сторонах дела, которые выгодны вашему партнеру.
4. Если возникают спорные моменты, не начинайте тут же ломать копья - договоритесь выслать ваши предложения по данному вопросу в письменном виде. У вас будет время подумать и найти наиболее компромиссное решение. 5. Постарайтесь понять главный интерес вашего собеседника, и если вы в состоянии его удовлетворить, то сообщите об этом несколько раз в различных вариантах прежде, чем сказать партнеру о вашем собственном интересе в предполагаемом сотрудничестве.
6. Помните, что отказать никогда не поздно, и сделать это лучше письменно, в корректной форме, передав ваше сообщение по почте.
Главные принципы взаимоотношений с партнерами
1. Никогда не говорите партнеру то, чего он не хотел бы услышать.
2. Не заискивая перед партнером, найдите способ выразить ему свою доброжелательность и уважение.
3. Меньше информируйте партнера о своих успехах, лучше сообщите ему о его собственных достижениях - услышать это ему будет приятнее всего.
4. По большому счету, вашего партнера не интересуют ваши проблемы, трудности и интересы. Его интересует прежде всего та польза, которую ему может принести сотрудничество с вами.
5. Лучший способ ведения диалога - это молчание и глубокомысленные междометия, выражающие ваше согласие с доводами собеседника.
6. Постарайтесь представить вашему собеседнику свое предложение как его собственную идею.
7. Не говорите вообще о своих личных достоинствах - это раздражает и отталкивает. Сосредоточьтесь на достоинствах вашего товара или услуги.
8. Если отношения с партнером нарушились по какой-то причине или дали трещину, ни в коем случае не пытайтесь их выяснять. Не старайтесь искать виновного или оправдываться. Лучший способ разрешить проблему деловых отношений - это восстановить их на более высоком уровне. К неудачам прошлых взаимоотношений лучше всего относиться как к случайному недоразумению, с легкой долей юмора.