Инспектор ГАИ — "лучший друг" предпринимателя
Сын: "Папа, кто сидел в засаде на Поле Куликовом?"
Отец: "Инспектор ГАИ. "
Фактически любой вид предпринимательства связан с грузоперевозками, с поездками по автомобильным дорогам, а это влечет за собой обязательные отношения с блюстителями порядка на дорогах. Этот вид чиновников в форме неоднороден. Имеет несколько подвидов и продолжает эволюционировать. На наших дорогах встречаются три основные разновидности: дорожно-патрульная служба, дорожная милиция и собственно инспектора госавтоинспекции. Внешне они похожи друг на друга, повадки и формы поведения у них почти одинаковы, а главное, их объединяет один и тот же механизм кормления - исключительно с асфальта.
Для того, чтобы перемещаться по отечественным дорогам, следует хорошо знать полномочия представителей каждой из этих служб и свои права в отношениях с ними.
Итак, дорожно-патрульная служба. ДПС была создана при социализме для обеспечения безопасности проезда Транспортных средств государственных чиновников. Как мы понимаем, патрулирование на дорогах необходимо исключительно в военное время или в период военного положения, вызванного чрезвычайными обстоятельствами. И в том случае, когда ни того ни другого на данный момент нет, данная служба, систематически устраивая кордоны на дорогах и терпеливо проверяя документы, грузы, обыскивая транспорт, действует фактически незаконно.
Впрочем, их можно понять и отнестись снисходительно: они просто выполняют свои служебные обязанности, отрабатывая зарплату. Типичный пример. Ехал я как-то по дороге, по которой должен был проследовать кортеж правительственных машин; на каждом перекрестке трассы стоял боец в униформе, жезлом и грудью битый час перекрывая выезд на трассу. После того как меня вынудили съехать на обочину и пропустить долгожданный кортеж, выяснилось, что в одной из машин проследовала на отдых жена Президента.
Дорожная милиция ведет в основном оседлый образ жизни. Фактически возле каждого райцентра на наиболее оживленном участке дороги располагаются их посты. Появилась эта служба в давние времена с целью поддержания общественного порядка и законности на дорогах. Всякое нарушение закона на автомобильных дорогах входит в их компетенцию, но особое внимание они уделяют перевозимым грузам, чтобы не дай бог груз не был ворованным или не перевозился без должных сопроводительных документов. Все уже давно украдено и перевезено, документы давно оформляются, как говорится, "левой ногой", но служба эта крепко держится за асфальт, требуя от перевозчиков груза и экспедиторов все новые и новые бумаги, несмотря на то, что к некоторым из этих документов дорожная милиция вообще никакого отношения иметь не должна.
Если вдруг по какому-то волшебству обе вышеназванные службы исчезнут, ничего кроме облегчения участники дорожно-транспортного движения не испытают.
А вот с главными представителями данного ареала, с "Хозяевами дорог" (не побоюсь этого слова!) дело обстоит не так просто, как с их дорожными коллегами. Никто не будет возражать, что необходима служба, обеспечивающая безопасность движения на дорогах, устанавливающая дорожные знаки, разбирающая дорожно-транспортные происшествия. Вместе с тем нет, наверное, менее популярной и менее уважаемой в массах профессии нежели инспектор ГАИ. И связано это, скорее всего, с тем, как ведут себя на дорогах нашей родины вышеназванные особи: давно известно, что самую прекрасную идею можно испоганить конкретным воплощением ее в жизнь. Приведу пример.
Как-то вез я своего друга-немца из Крыма в Запорожье. Расстояние от Ялты было около шестисот километров. На протяжении этого пути блюстители порядка остановили меня восемь раз, причем не в связи с нарушением правил дорожного движения, а так, для порядка. Немец в недоумении наблюдал все это, а в конце пути спрашивает: "Сергей, у тебя что-то не в порядке с машиной? " - "Нет, машина и документы у меня в порядке", - отвечаю. "Может, ты нарушаешь правила дорожного движения? " - "Да нет, - говорю, - ни разу не нарушил. В противном случае я бы заплатил штраф. " - "Так почему же они тебя останавливают?!» - изумился немец, - "Денег хотят", - не задумываясь ответил я. И мой друг надолго замолчал...
Позже он рассказал мне, что за тридцать лет вождения автомобиля по странам Европы он общался с дорожными полицейскими всего три раза: один раз его оштрафовали за неправильную парковку, один раз сняли на видеокамеру за превышение скорости и в третий раз он оказался участником дорожно-транспортного происшествия и давал показания полиции. Мне пришлось пошутить, что у них в Германии, мол, на трассах скукотища и тоска зеленая: ни ям, ни полицейских, вся дорога размечена и обочина в дорожных знаках - никакой гимнастики для ума. Можно, конечно, сокрушаться и нервничать по поводу положения на наших дорогах, но утешает одно: при наличии водительского удостоверения, технического паспорта автомобиля, путевого листа служебного автомобиля, товарно-транспортной накладной и при соблюдении правил дорожного движения, по дорогам Украины все же можно передвигаться и перевозить грузы. Ну а если что-то из указанного перечня не в порядке, его можно заменить незначительной суммой денег. Инспектор ведь тоже человек и хочет кушать!
Несколько полезных советов для общения с работниками «ГАИ и их коллегами.
Если вашу машину остановил сотрудник в форме, то не спешите выходить из машины и бежать ему навстречу - это не входит в ваши обязанности. Вы должны выйти из машины лишь по просьбе инспектора и в том случае, если это не представляет опасности для вашей жизни и здоровья, то есть только на оборудованном для стоянки и пешеходов участке дороги, а не на проезжей части или обочине.
Если инспектор не представился или представился невнятно, попросите его еще раз назвать свою фамилию, звание и подразделение, к которому он относится: вы имеете право знать, кому доверяете свои документы. Когда инспектор назовет себя повторно, сделайте пометку в своем блокноте или хотя бы сделайте вид, что записали его фамилию и номер нагрудного знака. Если вы не видите нагрудного знака с номером, обязательно попросите показать его вам, так как инспектор без знака все равно что машина без номеров - сразу вызывает подозрение и подлежит проверке. Кстати, уточнение фамилии и номерного знака действует безотказно: инспектор тут же начинает жалеть о том, что остановил именно вас и думать о том, как бы поскорее от вас отделаться.
Если инспектор вменяет вам какое-либо нарушение правил дорожного движения, попросите его показать формулировку этого нарушения в Правилах дорожного движения, сославшись на то, что вы сегодня не захватили с собой текст Правил. Убедившись в том, что вы действительно допустили нарушение, попросите показать, согласно какого документа инспектор планирует применять к вам наказание и в каком размере.
Если инспектор желает изъять у вас водительское удостоверение, не волнуйтесь: ваши права не пропадут бесследно, если вы запишете номер значка и фамилию инспектора и потребуете запись об изъятии ваших документов с подписью инспектора в талоне предупреждений. Внимательно изучите протокол, составленный поданному нарушению. Сумма штрафа для вас в этом случае не изменится, но работы инспектору значительно прибавится, да и в карман себе он ничего не положит, так как оплата штрафа произойдет через сберкассу. Не исключено, что в виду такой перспективы инспектор утратит желание отбирать права у такого дотошного нарушителя, и вы отделаетесь разумным штрафом.
В темное время суток вы обязаны останавливать машину по требованию инспектора ГАИ лишь на освещенной площадке, возле спецмашины ГАИ, при наличии двух инспекторов, одетых в специальную форму, имеющую светоотражательные полосы. Если вы не уверены в том, что это действительно работники ГАИ, лучше не останавливаться - тем самым вы избавите себя от непредсказуемых ночных проблем.
Если инспектор требует лишние документы на груз, который вы везете, попросите его показать вам документ, согласно которого он это делает. Поясните, что вы не в состоянии возить с собой всю бухгалтерскую документацию, тем более что многие документы должны находиться в офисе во время вашей командировки. Все, что можно предложить инспектору - это транспортные документы на груз, а если он сомневается в кристальной чистоте данной транспортной операции, пусть записывает номера автомобиля, реквизиты предприятия и ваши паспортные данные и проводит последующие проверки. Можете быть уверены, он ничего не запишет, но к вам начнет относиться с большим доверием и уважением.
Если вы нарушили правила дорожного движения и хотите, чтобы общение с инспектором было наименее продолжительным, а штраф минимальным, постарайтесь не нервничать: выйдите из машины с улыбкой, всем своим видом показывая, что вы согласны со всеми претензиями инспектора и сдаетесь без боя и оправданий. Ваши реплики могут быть примерно такими: "Все понял, исправлюсь!" или "Готов нести наказание", или "Первый раз в жизни нарушил правила - наверное, черт попутал!". После этого следует отметить, что именно сейчас у вас напряженка с деньгами и вам хотелось бы отделаться с минимальными потерями и расстаться друзьями с лучшим в мире инспектором. Прекрасно понимая, что ваши слова и реверансы - игра чистейшей воды, у самого матерого гаишника тем не менее не поднимется рука драть с вас три шкуры.
Ну а Если уж вас достали и вы жаждете мести, прочтите следующую историю.
Мне знаком один бизнесмен средней руки, Егор, который смог наказать целую смену инспекторов ГАИ крупного поста близ Днепропетровска.
А дело было так. Машины, груженные товаром его предприятия, регулярно следовали одним и тем же маршрутом. На каждом посту ГАИ водителям и экспедиторам постоянно приходилось показывать приличную стопку документов, но все равно редко когда удавалось проехать, не уплатив дань. Каждый раз инспектора требовали все новые и новые документы, или оказывалось, что в имеющихся бумагах их что-нибудь не устраивало. Егор давно привык к этому и даже в командировочные расходы экспедитора и водителя включал небольшую сумму "для волков на дороге ". Если экспедитору удавалось отбиться, деньги оставались ему в качестве премии. Но во время одного рейса машина с грузом надолго застряла на одном из постов ГАИ. Поводом для задержания грузовика послужило отсутствие у водителя договора на поставку груза в соседнюю область. Егор знал, что в принципе этого договора и не должно быть в дороге, так как во-первых, договор - это не транспортный документ, а серьезная бумага, представляющая коммерческую тайну, составленная только в двух экземплярах, которые должны храниться в сейфах предприятий, его подписавших, а не курсировать в грузовике. А в данном случае договоренность с давними партнерами вообще была достигнута по телефону: груз нужно было доставить в кратчайшие сроки и не было времени на составление и подписание письменного договора -ведь оформленный договор должен интересовать лишь налогового инспектора. Однако машину продержали на посту полдня и отпустили, лишь вымотав нервы экипажу и вывернув начисто карманы водителю и экспедитору - они были вынуждены отдать все свои командировочные и карманные деньги. Терпению Егора пришел конец.
На следующий рейс он вооружил экспедитора хорошим диктофоном, проинструктировал, как им пользоваться, не доставая из кармана куртки, и поручил водителю быть свидетелем всех разговоров, происходящих на посту ГАИ. В дорогу он опять же отправил машину без договора на поставку продукции.
Как и в прошлый раз, инспектор зацепился за отсутствие договора и начал вымогать деньги с экспедитора якобы в качестве штрафа. Экспедитор как ни старался вручить деньги в присутствии водителя, сделать этого не смог, потому что инспектор сознательно стремился избежать свидетелей и взял деньги только в помещении поста один на один с экспедитором. Но их разговор, отражающий момент торговли с упоминанием суммы "штрафа " и фамилией инспектора, был записан на пленку. Во время следующего рейса Егор отправился следом на легковой машине и, когда грузовик тормознули и стали "трусить", неожиданно для инспектора вошел в помещение поста в момент передачи денег. Дальше - дело техники: две аудиопленки, письменные показания водителя и экспедитора и самого Егора отправились в Областной отдел по надзору за личным составом Управления ГАИ. Факт незаконного вымогательства денег инспекторами ГАИ трудно было опровергнуть: главный виновник попал под суд, еще трое - уволены со службы.
А машины Егора на этом посту еще очень долго не трогали - информация об инциденте разошлась быстро, и никто не хотел связываться с типом, чей экспедитор разъезжает с диктофоном в кармане.
Слышал я еще об одном коммерсанте, которого достали на каком-то посту ГАИ. Тот поступил гораздо проще, чем Егор: он пригласил на место событий ребят из снецотряда "Альфа" или "Дельта". Когда деньги, номера купюр которых были переписаны заранее, перекочевали в карман гаишника, спецбригада арестовала весь пост и изъяла незаконно полученные инспектором "крапленые" купюры. На удивление участников, у трех инспектооов ГАИ было изъято денег значительно больше, чем месячная зарплата целого взвода спецназовцев.