Римский Бетон

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ ЭЛЛИНОВ

Человек, просвещенный открытиями своих отцов Получил в наследие их мысли...

Гельвеций

Два великих древних государства — Эллада и Древний Рим находились совсем близко друг от друга, а в период римских завоеваний их границы даже смыкались между собой. Тем не менее это были два разных государства, более того — два разных мира, которые развивались. и жили каждый по своим законам, и греческая цивилизация шла несколько иным путем, чем римская.

После завоеваний Александра Македонского, в конце IV в. до н. э. в Греции, которая намного расширила свои границы, стала стремительно развиваться торговля. Всего лишь за несколь­ко лет она увеличилась в пять раз. Границы Греции простира­лись от Дуная на север — до Эфиопии на юге, от Индии и Ки­тая на востоке до побережья Атлантики. Появилась потребность в строительстве кораблей, гаваней, портов и маяков. В связи с этим произошел мощный скачок технического творчества. За последующие три столетия в стране было сделано столько изобретений, сколько не удалось осуществить за предыдущие 30 веков.

В середине III в. до н. э. появились труды великого Архимеда (287—212 гг. до н. э.), в частности, его теория равновесия рычага, которой он фактически положил начало теоретической механике. Была разработана теория блоков, полиспастов и винтов для поднятия тяжестей, объяснены вопросы, связанные с распределением нагрузок между опорами, уточнены методы определения центра тяжести тел, которые также приписывались Архимеду. На основе этих теорий и научно-технических разра­боток было сделано много изобретений.

Архимеда принято считать изобретателем винтового насоса.

Он также изобрел и построил остроумные оборонительные механизмы для защиты от римлян своего родного города Сиракуз. Эта техника обладала столь большой разрушительной силой, что, как гласят предания, атакующие римляне в страхе раз­бегались при появлении этих странных машин.

Продолжатели Архимеда греки Ктесибий, живший примерно в ЮО г. до н. э., и Фило из Византии (примерно 180 г. до н. э.) — предлагали заменить скрученные упругие веревки артиллерийских установок бронзовыми пружинами или сжатым воздухом. Одна­ко их проекты остались только на бумаге, так как при существо­вавших тогда технических средствах они не могли быть осуществи­мы. Ктесибию принадлежит изобретение нагнетательного насоса, к°торый использовался для подачи воды в пожарных машинах и в специальных гидравлических устройствах.

Автомашине. Герон описал насосы, пожарную машину, и пожар­ную помпу, а также приспособление автоматического регулиро­вания фитиля и уровня масла в лампах. Самыми выдающимися его изобретениями были ветряная машина и простейшая паровая турбина. Однако для того времени они оказались не более чем игрушками и на практике не использовались.

В отличие от Греции Древний Рим не оставил после себя никакого научного и технического наследия. Исключение, пожа­луй, могут составить только военная и строительная техника, хотя и в них многое было заимствовано у древних цивилизаций и, главным образом, у греков. Римляне больше получали в наследство мыслей и идей, чем конкретных технических достиже­ний. Да и нужны ли они были им, когда любой богатый гражданин Рима охотнее вкладывал свои капиталы в покупку рабов, более дешевых, чем машины.

Тем не менее нужны были и машины, и в частности строитель­ные. На протяжении длительного времени в Риме велись колос­сальные по объему и масштабам строительные работы, которые зачастую сдерживались не отсутствием денег и рабочей силы, а техническими возможностями строительной техники. Необходи­мы были подъемные краны большой грузоподъемности, тран­спортные средства, мощные копры для забивки свай, а также проч­ные и долговечные строительные материалы, способные перекры­вать пролеты с расстоянием более 40 м.

;

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ ЭЛЛИНОВ

Описание всех видов строительной техники, используемой Римлянами, заняло бы слишком много времени, поэтому остано­вимся лишь на отдельных, наиболее важных из них, включив сюда, в первую очередь, грузоподъемные и гидравлические машины и механизмы.

Рис. 3. Римские подъемные краны н ме­ханизмы. Слева — «сгулальный» кран, справа — строповка камней и подъем их треножным краном, внизу — простейший подъемный механизм


Витрувий наряду с описанием военных машин упоминает о различных видах грузоподъемного оборудования, включая блоки, полиспасты, кабестаны[4], копровые сваезабивочные машины и т. д. К сожалению, рисунки самого Витрувия не сохранились. Зато до наших дней дошли изображения строительных машин и механизмов, описанных Героном Александрийским (около I в. н. э.) в его «Механике» (рис. 1). Все эти машины и механизмы приводились в действие с помощью силы рук, ног, а позднее — воды и оставались до наступления эпохи пара основными в строительной технике. Принцип их действия в наши дни остался таким же, как и 2000 лет тому назад.

Римляне располагали тремя типами гидравлических машин, два из которых, по крайней мере, были заимствованы у греков. Это подъемное колесо и винт Архимеда — нагнетательный насос. Из всех перечисленных типов машин наибольшее распростране­ние получил винт Архимеда (рис. 2). Он состоял из деревянного сердечника — винта, обитого по спирали медными полосами, и деревянного цилиндра. Длина всей машины могла достигать 10—12 м, а угол наклона к горизонту составлял 22—45°. Винт приводился в движение при помощи специальной рукоятки, укрепленной на верхнем торце машины. Располагая эти винты один над другим, можно было ими откачивать воду с большой глубины.

Широкое распространение в римской строительной практике получило грузоподъемное оборудование. На рис. 3 показаны лишь некоторые из подъемных кранов, применявшихся в строи­тельстве. С их помощью было возведено большое количество монументальных зданий и сооружений, среди них гордость Рима — Колизей, бетонный Пантеон, колонна Траяна, мраморные блоки которой весили 50 т каждый. При строительстве акведука Клавдия, длина которого была более 14 км, потребовалось поднять 560 тыс. т тесаного камня.

Среди многих видов грузоподъемных механизмов весьма ориги­нальным является триспастос — ступальный кран, работающий по принципу беличьего колеса (см. рис. 3). У римских авторов отсутствует описание этого крана, но, как видно из рис. 3, на котором изображен этот кран, работающий при строительстве римской гробницы, он состоял помимо кронштейна с системой блоков и полиспастов, из большого по размерам колеса, которое приводилось в движение группой людей, находящихся внутри него. Предполагают, что при строительстве Пантеона были использованы подъемный кран со ступальным колесом и ступальный свайный копер.

Возможно, что для подъема камней очень больших размеров и массы, например барабанов колонн или архитравов, пользова­лись более «старым» испытанным египетским способом, о кото­ром упоминает еще Плиний Старший. По его словам, камни поднимали по наклонной плоскости, образованной мешками, наполненными сухим песком, при этом сами камни располагались несколько выше их'будущего места опоры. Затем песок медленно высыпали из мешков до тех пор, пока каменные глыбы не занимали свое проектное положение. Однако, несомненно, что все же чаще использовали подъемные краны как более производитель­ное грузоподъемное оборудование.

Для подъема камней кранами в одном случае на двух про­тивоположных плоскостях камня вытесывались подковообразные борозды, через которые просовывали веревочные канаты и цепля­ли их за крюк крана. В другом — в камнях проделывали сквоз­ные отверстия, через которые можно было пропускать подъемный канат, или, сделав на них специальные выемки, можно было ухватить их своего рода «клещами».

Доставка камней из каменоломен к месту строительства была одной из наиболее трудоемких операций. Сухопутная доставка грузов осуществлялась при помощи волокуш, телег и тягловых животных. Погрузка и разгрузка их происходила как с помощью рычагов, клиньев и крюков, так и с помощью подъемных меха­низмов. Громадные мраморные глыбы, большая часть которых доставлялась в Рим из Египта, переправлялись морем на спе­циально устроенных баржах. Для этого баржи подавались к месту погрузки полузатопленными, с помощью уложенных для этой цели камней. После погрузки мраморных глыб на баржу эти временно уложенные камни убирались, баржа приподнима­лась и груз перевозился к месту назначения.

Римский Бетон

Бетономешалка — растворосмеситель шнековый

Производим и продаем бетономешалки шнековые - растворосмесители для приготовления бетонного раствора для изготовления шлакоблоков, тротуарной плитки и других строительных изделий. Фото бетономешалки шнековой: Описание конструкции бетономешалки шнековой Бетономешалка состоит из: …

Древний строительный материал

Итак, вы познакомились с римским бетоном, применявшимся античными строителями почти 2000 лет назад — этим древним строительным материалом, который, во многом преобразившись, смело шагнул в наш XX в. и прочно …

ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ

Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно Мечтает, Хлеба и зрелищ... Ювенал Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.