ВОЗМОЖНО ЛИ ОБУЧЕНИЕ НАСЕКОМОГО
Вопрос может показаться странным, но если бы можно было ответить на него утвердительно, перед нами открылась бы совершенно новая область. Мы уже знаем, что в. своей повседневной жизни (например, при возвращении в. гнездо) насекомое способно запомнить множество мелких подробностей главным образом топографического характера, которые помогают ему находить обратный путь к гнезду. Но речь идет о большем: в какой степени сигналы,, поступающие из внешнего мира, могут, исходя из потребностей организма или предстоящей задачи, изменяться: или перегруппировываться.
Чтобы понять всю важность вопроса, необходимо совершить экскурс в область, с виду весьма далекую, а именно в область психологии белой крысы. Американские ученые проявили к этому животному особую благосклонность* и вот уже более трех десятков лет они заставляют его проходить по все усложняющимся лабиринтам, меняя темп, прохождений и время отдыха между ними, сообщая подопытному зверьку электрические толчки в строго определенные участки тела, и т. д. Поистине монументальный список литературы по этому вопросу насчитывает тысячи названий. Работ так много, что нет человека, который прочел бы все. При таком положении позволительно думать, что механизм исследования дает некоторые перебои и что неизбежные обобщения не были вовремя сделаны. Как бы то ни было, техника лабиринта, или, скорее, дрессировки вообще, представляется бесконечно плодотворной и позволяет делать интересные выводы относительна
Памяти крысы, ее сообразительности, способности реагировать и т. д.
Так, например, крысы обучаются лучше, если предоставить им больше времени для отдыха между прохождениями лабиринта (обучение «растянутое» в противоположность обучению «сосредоточенному»). То же, к слову, наблюдается у человека при заучивании ряда не имеющих значения слогов. Следовательно, варьируя время отдыха п ведя счет ошибок, совершаемых в лабиринте, можно все лучше и лучше познавать законы запоминания. С другой стороны, сделаем так, чтобы крыса в то время, как она мирно проходит по лабиринту, услышала, например, резкий свисток. Ее возбуждение сразу же скажется на подъеме кривой ошибок, которая будет очень медленно опускаться до уровня кривой ошибок, совершаемых контрольными животными. Кривая отразит возбудимость крысы. И так как мы получаем в ней критерий оценки,-то очень заманчиво попробовать давать свисток в начале или в конце обучения, варьировать интенсивность свистка, давать несколько свистков подряд и т. д.
Техника лабиринта помогла продвинуться в еще неразведанные области физиологического изучения возбудимости. Наконец, в тот момент, когда обучение уже очень продвинулось вперед, изменим условия задачи, то есть изменим в одном пункте установки порядок и расположение тупиков. Крыса должна будет реорганизовать весь свой прошлый опыт. При этом мы станем свидетелями ее «гипотез» или попыток преодолеть новую трудность. Но разве эта реорганизация прошлого опыта для приведения его в соответствие с настоящим не является одной из важнейших функций «ума», как бы ни был неудачен этот термин? Или, быть м9жет, реорганизация поведения оказывается легче в лабиринте? В какой же именно момент обучения? Нельзя ли так осложнить задачу, чтобы только некоторые особи могли ее преодолеть,— тогда мы получили бы возможность отобрать самых «умных».
Одним словом, лабиринт— это настоящий микроскоп, в который можно наблюдать целый мир явлений, стоит лишь навести его на интересующую вас область.
И если бы мы, вместо того, чтобы ограничить свои опыты белой крысой, как это сделали, утратив чувство меры, американцы, провели с помощью той же техники сравнение между различными видами и отрядами животных, то, очевидно, мы смогли бы поставить сравнительную психологию на широкое и прочное основание. Это-то именно и пытались сделать в отношении насекомых некоторые ученые. Конечно, их результаты еще недостаточны, чтобы сделать развернутые выводы, но все же начинают вырисовываться многие весьма-интересные пути.
Период обучения у низших насекомых. П р у с а к. Уже много лет назад я живо заинтересовался методом лабиринта, который пленил меня своим изяществом и простотой. Как энтомолог я хотел применить этот метод к излюбленному предмету своих исследований — к насекомым. Но к какому же именно виду? Это одна из самых трудных задач: намечая план исследований, выбрать объект и конкретизировать условия. Тем более что до этого только Шнейрла (на муравьях) и Бре - хер (на восточном таракане) изучили период обучения у насекомых. В то время я с совсем другой целью разводил в больших количествах мелких прусаков (Blattella germanica)— вид, который благодаря своей выносливости быстро размножается и легко разводится. Это ничуть не менее совершенный объект для лабораторных опытов, чем плодовая. мушка дрозофила. Я быстро составил элементы лабиринта'из гнутых и окрашенных в белый цвет листов цинка, освещенных мощной лампой, и поместил все в комнате, в которой поддерживалась температура не ниже 25 градусов. В конце лабиринта находилась «награда», то есть трубка из покрытого черной краской стекла, в которой жил обычно таракан и где он мог укрыться от яркого света.
* Поместив подопытного таракана у входа в лабиринт, я с бьющимся сердцем стал ждать дальнейших событий.
Увы! и через три месяца после этого, как я довел число опытов уже до 3000, все-таки не произошло ничего интересного! Но зато я начинал понимать причину этого: прусак — необыкновенно живуч и отличается в высшей степени легкой возбудимостью. Малейшая ошибка в обращении с ним со стороны экспериментатора влечет за собой безумно дикие реакции: таракан неистово бросается на лабиринт, в окружающую лабиринт воду (чтобы предотвратить бегство), несмотря на то, что вода ледяная. После трех-четырех таких бросков он выбивается из сил. Остается лишь предоставить ему отдых в течение суток в его привычном убежище. Тип лабиринта тоже был несовершенен. Сначала я применил тип с галереями, в которых насекомое было закрыто, но оно ползало по дну так же, как по стенкам, и отмечать точно его поведение становилось все труднее.
Наконец, как только таракан находил малейшую щелочку в установке, он просовывал в нее свои антенны и делал отчаянные усилия, чтобы протиснуть в нее все свое тело. Во время последующих опытов оказалось, что он прекрасно заметил, где находится щель, так как возобновлял свои попытки. Таким образом, очень скоро он оказывался как бы «заинтересованным» щелью и какая бы то ни была дрессировка становилась невозможной. Иногда я применял простую площадку без бортов, возвышающуюся на несколько миллиметров над поверхностью воды — elevated maze, как называют ее американцы. Основные неудобства были этим устранены. И все же прошло еще пять месяцев ежедневной дрессировки длительностью по 2 с половиной часа каждая, и настал день, когда я зарегистрировал 10 000-й опыт. Мне казалось, однако, что труды мои не пропали даром и что насекомое, относящееся как будто к числу низших, действительно, как я и надеялся, проявило скрытую сложность своего поведения.
Условия обучения. Избранные мною условия испытания заключались в десяти последовательных прохождениях, отделенных одно от другого трехминутной передышкой в привычном убежище. После этого насекомое отдыхало в том же убежище в течение получаса и снова проделывало еще десять прохождений. Я подсчитывал соотношение количества ошибок в первой и во второй серии. Иногда, когда условия дрессировки бывали несовершенны, разница оказывалась настолько незначительной, что приходилось прибегать к статистическим приемам, чтобы определить ее величину.
Таракан не оставлял пахучего следа в лабиринте, так что промывание поверхности установки водой, спиртом и эфиром нисколько не нарушало процесса дрессировки. В то же время перемещение элементов лабиринта после каждого пробега делало дрессировку невозможной, из чего следует, что узнавание пути складывается на основе запоминаний мельчайших отличий в строении этих элементов, в способе их соединения и т. д., а также, несомненно,, зависит от осязательных возбудителей. Если, например» обменять местами первый и четвертый элементы, насеко-
Мое никак не сможет установить осязательных вех. Этот вывод подтвержден также опытом, поставленным одним из моих учеников, Юлло, который на время второй серии прохождений покрыл весь лабиринт листом целлофана. В этих условиях число ошибок не уменьшается и не остается осязаемых признаков обучения.
Но все самые значительные возбудители исходят от убежища: чтобы побудить насекомое «изучить» свой лабиринт, недостаточно дать ему покрытую черной краской пробирку, где оно может укрыться от света. Нужно еще, чтобы от этого убежища исходил привычный запах (кстати сказать, доступный и обонянию человека), иначе таракан откажется туда проникнуть, и от обучения ничего не останется. То же произойдет, если вымыть убежище эфиром и спиртом,— доказательство того, что в основе запаха лежит жировое растворимое вещество. Что же касается значения разных органов при прохождении через лабиринт, то, очевидно, первостепенную роль играют антенны. Если их отсечь, обучения не наблюдается, или, точнее, в поведении насекомого наступают такие расстройства, что никакого вывода сделать уже нельзя. Я установил также довольно любопытный и в данный момент не поддающийся истолкованию факт: если окружить лабиринт абсолютно изотропным [17] барьером во время первой серии прохождений и если затем повернуть лабиринт на 180 градусов во время второй их серии, то это вносит сильное расстройство, хотя в окружении ничто не изменилось, и окажись на месте таракана человек, вся обстановка показалась бы ему прежней.
7* |
09 |
Та ракан и белая крыса. Уже в конце этих: предварительных опытов возможно стало сравнить таракана с белой крысой. Конечно, большие различия в их поведении видны с первого взгляда. Так, крыса как будто бы располагает общими «методами» решения задачи лабиринта и умеет применять их к различным видам установок путем «перенесения». Таракан, гораздо более косный и примитивный в своем поведении, наоборот, целиком* зависит от формы лабиринта, которая неизбежно вызывает у него одни и те же ошибки. Он, по всей вероятности, является рабом каких-то основных тенденций.
Мотивы поведения таракана и крысы также различны. Голод, жажда или потребность в сексуальном партнере, не могущие побудить к обучению таракана, вполне успешно воздействуют в этом отношении на крысу. Ничего удивительного в этих различиях нет; гораздо удивительнее в поведении черты сходства, столь многочисленные и четкие, что трудно считать их плодом случая.
Например, промывка лабиринта или исключение зрительных восприятий очень мало влияют на ход обучения как у таракана, так и у белой крысы. Но перестановка элементов лабиринта при каждом его прохождении, заставляющая их руководствоваться только общими чувственными впечатлениями, приводит у обоих к весьма явным нарушениям в поведении. Наклон плоскости лабиринта в одну сторону воспринимается крысой, как и тараканом, и ход обучения вследствие этого изменяется. В поведении таракана, вплоть до специфического нарушения, вызываемого поворотом лабиринта на 180 градусов, нет ничего, чему не было бы аналогии у крысы. Вскоре мы увидим, на какие размышления могут навести такие любопытные аналогии, еще несколько примеров которых будет приведено ниже.
Чтобы продолжать эти опыты, понадобилось составить небольшую бригаду ученых, согласившихся по нескольку часов в день сидеть взаперти в темной комнате и снова и снова неутомимо возвращать таракана все к той же точке отправления. Мне удалось, не без труда, собрать такую группу исследователей, и мы уже провели несколько сот тысяч опытов, результаты которых вносят много изменений и дополнений в мои первоначальные выводы.
Прежде всего дрессировка сильно улучшилась только из-за того, что лампу поставили непосредственно над убежищем. При этом возникает ассоциация «лампа—убежище», которая очень облегчает насекомому узнавание пути по приметам и значительно улучшает результаты испытания. Этим приемом мы обязаны Густару, который вместе с Ле Биго, связав отдельные ступени обучения с электрическим толчком, настолько углубил исследование, что выявил новые черты сходства таракана с белой крысой. Действительно, можно ускорить устранение ошибок крысы, сообщая ей. электрический толчок перед каждым тупиком, в который не следует входить. Но любопытно, что толчок может быть получен и где-нибудь поблизости от исходной точки, а в
Обучении наступает точно такое же улучшение. Ле Биго доказал наличие совершенно аналогичного явления у таракана.
И последнее относительно сосредоточенного и растянутого обучения, о котором только что упоминалось. В опы - .тах с тараканом получены очень интересные результаты, которые снова приводят нас к тому, что установлено на белой крысе: удлинение отдыха между прохождениями лабиринта может намного улучшить результаты испытаний. Это верно для таракана, для крысы и даже для человека.
Но аналогия может быть продолжена дальше. Два аме^ риканских исследователя — Минами и Далленбах — работали до нас над обучением В1а1е11а.
Видимо, в период между обучением и переобучением в нервной системе происходит нечто чрезвычайно значительное, и это «нечто» и обусловливает задержку. Нарушить этот порядок можно, введя период вынужденной деятель ности перед самым переобучением (конец периода отдыха), или сразу после обучения (начало периода отдыха), или же, наконец, в середине этого периода. У В1а1е11а максимальное нарушение вызывается вынужденной деятельностью сразу после обучения, в начале периода отдыха. В середине или в конце этого периода влияние на задержку менее выражено. И оказывается (поистине странное явление!)— это абсолютно одинаково происходит и у крысы, и у человека!
Является ли обучение законом? Конечно, нельзя не поражаться, видя, как много черт сходства существует между животными, так далеко друг от друга стоящими по высоте организации. Можно, конечно,, заранее сказать, что основные отличительные признаки периода обучения одинаковы для них, несмотря на сотни тысячелетий, разделяющих их с филогенетической точки зрения. Вполне логично, значит, выбирая объект для исследования основных черт обучения, остановиться на каком угодно материале: таракане, крысе или человеке. Очевидно, способность к обучению — одна из неотъемлемых черт живой материи (немецкие ученые даже полагали, быть может, ошибочно, что открыли эту способность у одноклеточных).
Но, оправившись от первого удивления, начинаешь склоняться к тому, что это совершенно естественно. Жизнь
На земле была бы невозможна, если бы живые существа не были вооружены раздражимостью, несколькими, хотя бы грубо приспособленными, тропизмами и способностью находить и выбирать пищу. Точно так же и продолжение жизни было бы невозможно, если бы не было системы, которая, как бы ни была она примитивна, все же способна воспринимать опыт и учитывать его в дальнейшем. Но, чтобы успокоить нахмурившихся механицистов, скажу, что сознание не представляется мне обязательной составной частью этого процесса.
Явления высшего порядка; скрытый период обучения; мгновенное прозрение. Одно очень интересное явление, тщательно изученное Толменом и его учениками, вызвало недавно ожесточенные споры в ученом мире.'Дело в том, что это явление может привести к чрезвычайно важным выводам. Речь идет о скрытом периоде обучения.
Если предоставить белую крысу в лабиринте самой себе, не подвергая ее никаким раздражениям, она как бы случайно, беспорядочно бродит по дорожке, по тупикам, а затем возвращается. А в это время контрольные крысы обучаются в совершенно таких же лабиринтах, после чего их ставят опять на дорожку, выдав им предварительно награду. Через некоторое время возьмем нашу праздношатающуюся крысу и заставим ее пройти обучение так же, как ее «контрольные» товарищи, в том же темпе и с теми же наградами. Мы будем с удивлением наблюдать, как быстро идет вниз кривая ее ошибок, как быстро она догоняет и перегоняет своих товарищей. Десять лет длится спор о скрытом периоде обучения, и теперь, когда реальность фактов окончательно установлена, становится неизбежным вывод, решающий по своему значению. В мозгу крысы, которая, казалось, разгуливала без всякой цели, запечатлевалась «карта познания» всего лабиринта («cognitive тар», по выражению Толмена). Почти невозможно обойтись без слова «познание», ибо речь идет о знании, полученном без какого-то ни было воздействия извне, без сколько-нибудь четкой связи между возбудителем (какой же здесь возбудитель?) и реакцией (какая же здесь реакция?). Сохраняя все пропорции, невозможно уклониться от аналогии с тем, что происходит с первобытным человеком, привыкшим регистрировать все топографические детали территории, через которую он проходит, даже если он та собирается проходить здесь еще раз и не имеет ни охотничьих, ни военных замыслов.
Я еще раз подчеркиваю все значение резкого поворота, который проделывает психология как наука, вновь признавая понятие «познания» для животных после теории «катарсиса»[18]*, хотя и сыгравшей полезную роль, но просуществовавшей слишком долго, на протяжении нескольких поколений ученых; ведь очень многие ученые были приучены отвергать всякое другое объяснение, кроме условного рефлекса или понятий, близких к нему. Изменить мнение — значит признаться в своем невежестве. Это значит также подняться в объяснении мира на новую ступень, на которой те понятия, с помощью которых мы до нее добрались, становятся устаревшими.
Во всяком случае, я был совершенно ошеломлен, услышав по телефону от одного из моих учеников — это был Веррон,— что он только что наблюдал во время обучения Blatella различные явления, относящиеся, по всей вероятности, к скрытому периоду обучения. Вы помните, что стандартная дрессировка состоит из двух серий по 10 пробегов в каждой и из получасового отдыха между сериями. А Веррон дал подопытным Blatella побыть на лабиринте около четверти часа до того, как началась дрессировка. И вот, сразу же число ошибок, сделанных ими, снизилось до уровня, типичного для второй серии, как будто бы запоминание уже совершилось. То же происходило, если насекомое оставляли перед началом обучения не на самом лабиринте, а на стеклянной пластинке, целиком его покрывающей. Но всякое «скрытое» обучение оказывается невозможным, если под стекло подсовывают лист Серой бумаги, делающий лабиринт невидимым для насекомого. Кажется, действительно, мы имеем дело с latent learning[19], как назвал это явление Толмен, и можно предположить, что зрительные возбудители, исходящие от лабиринта, стоят здесь на первом месте.
Понятно, приписывание насекомому познавательной функции кажется чем-то из ряда вон выходящим. Но, по размышлении, все это может представиться само собой разумеющимся. Пойдем по тому же пути, по какому мы шли, когда речь шла об обучении: какое животное выжило бы, если бы оно не могло беспрепятственно проходить через участки, которые должно посещать?
Даже если насекомое вышло не на поиски пищи или сексуального партнера, запоминание всех топографических деталей все-таки представляет для него несомненную жизненную необходимость, хотя бы для того, чтобы уйти в случае неожиданного появления врага. Неужели же животные, хотя бы и самые низшие, должны выключать действие всех своих воспринимающих органов и всех своих запоминающих регистраторов, как только их не подталкивает настоятельная необходимость? Это было бы непостижимо, и опыт повседневной жизни, как и опыт науки» показывает, что это не так.
Мгновенное прозрение. На насекомых можно наблюдать и другое явление. Речь идет об insight[20] или внезапном понимании, которое возникает при переходе от одного опыта к другому и выражается в резком падении числа ошибок или в прекращении блужданий вслепую. Ярко выраженный пример такого insight’a мы встречаем у шимпанзе, имеющих в своем распоряжении лишь разобранное на отдельные части удилище и стремящихся с его помощью достать банан, находящийся за пределами клетки. После нескольких коротких, беспорядочных попыток наиболее одаренные из подопытных шимпанзе усаживаются в уголок, не сводя глаз с частей удилища: они как будто обдумывают положение. И вдруг, схватывая без малейшего колебания отдельные отрезки, они скрепляют их и достают банан; задача была понята.
Не существует ли и у насекомых подобного insight'a. Торпе полагает, что существует, и я согласен с ним в очень многом. Разве нельзя назвать insight’oM необыкновенные явления, о которых мы сейчас подробно расскажем, встреченные нами у пчелы, способной запомнить после нескольких секунд наблюдения точное расположение своего улья относительно окружающего ландшафта? Кажется, для этого есть все основания. Причем с подобными же явлениями Торпе встречается и у аммофилы (A. pubescens). Это насекомое представляется нам прекрасно изучившим ландшафт вокруг своих гнезд, которые оно систематически, ритмично снабжает пищей. Оно мгновенно огибает широкие щитьт, поставленные на его пути. И в этом случае
Обучение, притом абсолютно непогрешимое, совершается молниеносно — быстро.
Обучение у высших насекомых. Пчелы и муравьи. Лабиринт как будто специально создан для этих насекомых, особенно для муравьев, живущих в гнездах с очень извилистыми галереями. Вслед за Кальмусом многие ученые дрессировали пчелу-сбор - щицу на сбор меда из чашечки, стоящей в глубине лабиринта, сквозь который она должна пройти в обратном направлении, чтобы попасть к выходу.
Обратить внимание на резкое падение числа ошибок (ось ординат) после опыта № 7 (ось абсцисс). |
Вейс применяет галерею со стенками двух цветов, за* ставляющими пчелу продвигаться по сложному и изменчивому пути. Например, все желтые стенки находятся слева, а синие — справа. Если сразу после того, как пчела доберется до чашечки, повернуть лабиринт так, чтобы на. обратном пути насекомое встречало справа желтые стенки, а слева — синие, блуждания и колебания будут очень длительными.
Можно также заменить все окрашенные стенки прозрачными стеклянными пластинками, а на полу лабиринта прочертить зигзагообразную линию, в которой будут* чередоваться желтые и синие отрезки. Пчела очень быстро привыкает двигаться по зигзагам, даже после того, как снимаются стекла, вынуждающие ее к этому движению. Но если в этот момент отрезки, направленные влево, оказываются окрашенными так же, как те, что идут вправо, и наоборот, пчела сначала долго колеблется, я потом бежит по прямой линии к чашечке, не обращая внимания на зигзагообразную черту. Но она будет неуклонно двигаться до отражению этой черты при условии, чтобы те же цвета, что и при первом сеансе дрессировки, вели вправо и влево. Ориентировка по цвету представляется, таким образом, очень точной и уничтожает для подопытных насекомых значение других внешних примет.
Иначе обстоит дело в лабиринте, покрытом одной краской. Тем не менее пчелы «изучают» его так же хорошо. Ни поворот лабиринта на 180 или 90 градусов, ни перемещение всей установки, ни замена стенок новыми не вносят никаких нарушений. Все это доказывает, хотя и не полностью, что общечувственные впечатления могут быть решающими и обусловливать ориентировку в тех случаях, когда окружающая обстановка меняется настолько, что уже невозможным становится находить по ней направление. Но в лабиринте с окрашенными стенками достаточно изменить окраску одной из них, чтобы вызвать заметное нарушение. Дело в том, что ориентировка по цвету предпочтительнее, И вследствие этого она оказывает гораздо большее воздействие. Все эти факты трудно обобщить. Как и в случае с тараканом, влияние ориентировки по пахучему следу можно исключить, каждый раз меняя лист бумаги, выстилающей дно лабиринта, причем это не вызывает никаких нарушений. Очевидно, что пчела имеет в своем распоряжении несколько способов ориентировки. Она, по-видимому, может регистрировать все данные, которые могут помочь ей найти нужное направление, но в одно и то же время в зависимости от обстоятельств использует лишь те или иные из этих данных.
Такой же точно вывод в результате подобных же опытов был сделан в отношении белой крысы. Даже таракан может, в зависимости от обстоятельств, использовать самые различные группы возбудителей. Об этом говорит тот факт, что Леконту удалось удовлетворительно провести обучение таракана почти в полной темноте, когда могут действовать'лишь факторы обонятельные и осязательные и когда не может быть и речи об ассоциации, связывающей источник света и убежище.
Шнейрла дрессировал муравьев на прохождение лабиринта туда (от гнезда к пище) и обратно (от пищи к гнезду). Его работы, к сожалению, трудные для изложения, показывают, какое значение имеет для муравья четко выраженная обусловленность. В самом деле, если подложить вместо пищи несколько личинок, принадлежащих к собственной колонии подопытного муравья, он будет спешить изо всех сил отнести их обратно в гнездо. При этом его успехи в области освоения лабиринта заметно возрастут, а ошибки будут устраняться значительно быстрее.
Я сам несколько лет назад провел подобные опыты на крошечном муравье из рода Ьер^Ьогах, и у меня получились те же результаты, что и у Шнейрла. Муравей должен был укрыться на одном из концов лабиринта в темное убежище, но он соглашался сделать это лишь в том случае, если оно находилось в «пахучей» зоне его собственной колонии. На практике убежище отделялось от муравейника пластинкой, покрытой мельчайшими отверстиями.
Думаю, что из всех этих опытов следует сделать такие же выводы, как те, что вытекают из других разделов этой книги. Насекомое — лишь частный случай животного мира, но какой привлекательный случай! И с минимальными затратами мы можем получить на насекомых те основные результаты, относящиеся к психологии обучения, которые получены американцами на белой крысе. Это будет проверено, быть может, в довольно неожиданной области.
В настоящее время заокеанские исследователи проявляют большой интерес к приступам конвульсий, вызываемым у крыс внезапными громкими звуками или повторными электрическими толчками, возникающими совершенно беспорядочно в разных точках лабиринта. Экспериментаторам удается вызвать таким образом настоящие нервные заболевания, которые они пытаются затем лечить. Огромное значение этих исследований понятно. А ведь у таракана также наблюдаются конвульсии, когда ему сообщают ряд более или менее резких электрических толчков, после чего в его поведении наступают значительные нарушения.
Кто знает, не сможем ли мы в ближайшем будущем продолжить исследования американцев на нашем излюбленном насекомом?
[1] Оптомоторный, оптокинетический, то есть зрительнодвижу - щии, зрительнодвигательный. (Ред.)
[2] Эскулин — вещество, получаемое из каштанов. (Ред.)
[3] Церки — хвостовые нити. (Ред.)
[4] АСДИК — модель гидролокатора; аппарат для обнаружения ватонувших объектов; принцип его устройства исноль8ован в приборах, имеющих назначением обнаружение подводных лодок. (Ред.)
[5] Фамилия реакционного французского литератора, известного - под псевдонимом Жюль Ромен. (Ред.)
[6] Картезианство — взгляды французского философа-рациона - листа XVII века Ренэ Декарта. (Ред.)
[7] Латинское выражение: Правила о направлении нрава. (Ред.)
[8] Градиент — мера возрастания или убывания в пространстве какой-нибудь физической величины при перемещении на единицу длины. (Ред.)
[9] Немцы недавно установили влияние ветра и воздушных потоков на привлечение самцов за несколько километров. (Прим. автора.)
[10] Эвгенол — душистое вещество с запахом гвоздики. (Ред.)
[11] Sordidus (лат.) — отвратительный, мерзкий. (Ред.)
[12] Строго говоря. (Ред.)
[13] Об этой школе подробнее см. послесловие. (Ред.)
[14] Финализм то же, что телеология, идеалистическое лжеучение, по которому все в природе устроено целесообразно, а развитие представляет движение к заранее предустановленной цели. (Ред.)
[15] Quid proprium (лат.) — какими-то свойствами. (Ред.)
[16] Тапдем — буквально двухместный велосипед, приводимый в движение самими ездоками. (Ред.)
[17] Обладающим одинаковыми по всем направлениям физическими свойствами. (Ред.) .
[18] Катарсис — очищение; переживания, якобы «очищающие душу». (Ред.)
[19] Latent learning (англ).— скрытое обучение. (Ред.)
[20] Англ.— проницательность, способность прозрения. (Ред.)