Краткие исторические сведения о возникновении и развитии железобетона
Возникновение и развитие строительных конструкций, в том числе железобетонных, неразрывно связано с условиями материальной жизни общества, развитием производительных сил н производственных отношений. Появление железобетона совпадает с периодом ускоренного роста промышленности, торговли и транспорта во второй половине XIX в., когда возникла потребность в строительстве большого числа фабрик, заводов, мостов, портов и других сооружений. Технические возможности производства железобетона к тому времени уже имелись — цементная промышленность и черная металлургия были достаточно развиты.
Период возникновения железобетона (1850—1885 гг.) характеризуется пояблением первых конструкций нз армированного бетона во Франции (Ламбо, 1850 г.; Кунье, 1854 г.; Монье, 1867—1880 гг.), в Англии (Уилкинсон, 1854 г.), в США (Гнатт, 1855—1877 гг.).
В период освоения (1885—1917 гг.) железобетон находил применение в отдельных случаях в экономически достаточно развитых странах — Англии, Франции, США, Германии, России. Железобетон применялся в перекрытиях производственных зданий, подземных трубах, колодцах, стенах, резервуарах, мостах, путепроводах, эстакадах, фортификационных и других сооружениях.
Создание первых теоретических основ расчета железобетона и принципов его конструирования оказалось возможным благодаря работам исследователей и инженеров Консндера, Генебика (Франция), Кёиена, Мёрша (Германия) и др. К концу XIX в. сложилась в общих чертах теория расчета железобетона по допускаемым напряжениям, основанная на методах сопротивления упругих материалов.
В Росснн железобетонные конструкции развивались под влиянием зарубежного опыта и отечественной практики.^ В последней большое значение имели показательные испытания Н. А. Белелюб - ского в 1891 г. серни конструкций (плиты, резервуары, своды, трубы, сборный закром, сводчатый мост); предложения по совершенствованию конструктивных форм железобетона, а именно: Н. Н. Абрамова по спиральному армированию колонн в виде «бетона в обойме», В. П. Некрасова по косвенному армированию сжатых элементов, А. Э. Страуса по производству набивных бетонных н железобетонных свай, А. Ф. Лолейта по конструированию и расчету безбалочных перекрытий (1909 г.), Н. И. Молотнлова по сборным железобетонным плоским (сплошным и продольно-пустотным) плитам для перекрытий; оригинальные работы И. С. Подольского, Г. П. Передерня, С. Й. Дружинина, Г. Г. Крнвошеина и многих других.
* В первый период широкого применения железобетона в СССР
§pt>L8—1945 гг.) особенно широкое распространение он получил в промышленном н гидротехническом строительстве.
После Октябрьской революции происходят коренные изменения ці экономике страны. Перед советским народом встают задачи восстановления народного хозяйства н выполнения всевозрастающих ршанов капитального строительства. Реализация этих задач связана Ш широким применением железобетона. В конце 20-х годов были созданы проектные организации союзного значения, которые разрабатывали проекты крупных промышленных предприятий. Одновременен в стране создаются научно-нсследовательскне институты н лаборатории по строительству, которые проводили исследования в области железобетона н бетона: ЦНИПС, позже НИИЖБ и ЦНИИСК, ІДНИИС МПС н др.
J. В связи с большим объемом строительства в первой пятилетке н Задачами экономии металла железобетон получил широкое применение взамен стальных конструкций н занял доминирующее положение в промышленном строительстве. Железобетон применялся для монолитных неразрезных балочных перекрытий, многопролетных н ^многоярусных рам, арок н других нм подобных конструкций прн строительстве цехов ряда заводов (Краматорский машиностронтель - 'ршн, Днепросталь, Запорожсталь, Магнитогорский, Ижевский), крупнейших по тому времени гидростанций (Волховстрой, Днепрострой, Свирьстрой), сложных инженерных сооружений (элеваторов, Сидоров и др.). В 1928 г. появились первые сборные железобетонные конструкции, примененные в Москве на строительстве заводов «Фрезер», «Шарикоподшипник», «Калибр», «Электропривод», «Прибор», а также на заводах Урала н Украины, Нижнесвнрской ГЭС. Начади применяться тонкостенные пространственные монолитные конструкции покрытий: купола (планетарий в Москве, 1929 г., театры в Новосибирске, 1934 г. н в Москве, 1939 г.), складкн, цилиндрические «болочкн (Днепропетровский алюминиевый комбинат), шатры.
Освоение новых конструктивных решений сопровождалось интенсивной разработкой теорнн расчета многопролетиых балок и рам |£И. М. Рабинович, Б. Н. Жемочкнн н др.), оболочек (В. 3. Власов, А. А. Гвоздев, П. Л. Пастернак н др.), плит, пластинок и иных систем.
І Опыт строительства нз сборного железобетона был обобщен в 1933 г. во «Временной инструкции по сборным железобетонным конструкциям», разработанной в б. ЦНИПС, с учетом принципов индустриализации строительства, стандартизации конструктивных элементов промышленных зданий на базе установленных стандартных фимеров пролетов (12, 15, 18, 21, 24, 17, 30 м) прн едином продоль - ВЬм шаге несущих конструкций (6 м).
Первые достижения в области сборного железобетона освещены в работах С. С. Давыдова, А. П. Васильева, К. В. Сахновского, В. А. Бушкова.
Совершенствуется технология приготовления бетонной смеси, способы ее транспортирования и укладки (Н. М. Беляев, Б. Г. Скрам - таев, И. П. Александрии и др.), разработаны приемы зимнего бетонирования, стандартизована опалубка.
С развитием строительства все очевидней становились недостатки расчета железобетона как упругого материала по условным допускаемым напряжениям. Для их преодоления в конце 1931 г.
Ф. Лолейт выдвинул основные положения новой теории расчета железобетона по разрушающим усилиям. В ннх учитывалось, что прн изгибе железобетонной балкн в стадии разрушения вследствие развития пластических деформаций в арматуре н бетоне напряжения достигают предельных значений, что и определяет величину разрушающего момента.
Для проверки новой теории в лаборатории железобетонных конструкций б. ЦНИПС под руководством А. А. Гвоздева были проведены обширные эксперименты и теоретические исследования, позволившие создать принципиально новую теорию расчета и армирования железобетонных конструкций. Расчет по несущей способности был распространен на внецентренно сжатые элементы (М. С. Борншан - скнй) н конструкции с жесткой арматурой (А. П. Васильев).
Эта теория легла в основу новых норм и технических условий НнТУ-38, согласно которым в СССР впервые на несколько десятилетий раньше, чем в других странах, был введен расчет железобетонных элементов по стадии разрушения.
В развитии теории и практики железобетона в нашей стране большую роль сыграли исследования, проведенные советскими учеными (А. А. Гвоздевым, В. И. Мурашевым, П. Л. Пастернаком,
В. Михайловым, О. Я. Бергом, Я. В. Столяровым н др.). Их собственные исследования и работы возглавляемых ими коллективов позволили решить много сложных проблем.
Идея создания нового, более совершенного, предварительно напряженного железобетона, высказанная еще в конце прошлого столетня, приобрела в 30-х годах практическое значение благодаря работам Фрейснне (Франция), Хойера (Германия) и др. Возникновение предварительно напряженного железобетона в нашей стране относится к 1930 г., когда В. В. Михайлов начал проводить широкие экспериментальные исследования. Вскоре вопросами теории расчета и конструирования предварительно напряженных. конструкций стали заниматься многие советские ученые (С. А. Дмитриев, А. П. Короа - кнн н др.).
Начиная с 1940 г. В. И. Мурашев создает теорию трещнностой- костн н жесткости железобетона.
Второй период широкого применения железобетона в СССР на - Евлся после Великой Отечественной войны (1945 г.) н продолжается pf настоящее время.
І Железобетон стал основой не только промышленного н гидротехнического строительства, но н жнлнщного, городского, теплоэнергетического, транспортного, дорожного, сельскохозяйственного. Прнме - |юние сборного железобетона совершило переворот в строительной Технике.
Возникла заводская технология изготовления железобетонных інструкций. Повысилась прочность применяемых материалов. Созван парк новых механизированных средств монтажа. Значительный >гресс был достигнут и в области расчета статически неопределимых железобетонных конструкций с учетом неупругнх деформаций методу предельного равновесия (работы А. А. Гвоздева, М. Крылова н др.). Исследования по теории ползучести бетона, предпринятые И. И. Улнцкнм, М. X. Арутюняном и др., позже су - ■ственно продвинулись благодаря работам А. А. Гвоздева, И. Васильева, С. В. Александровского н др. Расчет и. конструирование подземных сооружений — метрополи - "нов и туннелей разного назначения — обогащаются новыми ндея - №, заложенными в трудах С. С. Давыдова и др. В 50-х годах разра - іатьівается теория расчета н конструирования жаростойких желе - >бетонных конструкций прн действии высоких температур И. Мурашев, А. Ф. Мнлованов н др.).
В этот период конструктивные формы претерпели большие нзме- [Ия в связи с переходом на полносборное строительство и освое - іем предварительного напряжения конструкций, которое в настоящее время налажено почти на всех заводах строительной индустрии. >являются новые конструкции железобетонных многоэтажных кар - існьїх н панельных зданий нз сборных элементов заводского изго- (вления, разрабатывается новая теория нх расчета.
Организовано проектирование типовых конструкций, создана номенклатура сборных типовых железобетонных изделий для массового производства н применения.
Дальнейшим развитием в области теории железобетона стал «данный в СССР н применяемый с 1955 г. единый метод расчета инструкций по предельным состояниям, который был положен в їнову главы СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции».
В нормах обобщены результаты исследований (кроме отмечен гх выше) К. В. Михайлова н Н. М. Мулнна по новым видам ар ітурьі; С. А. Дмитриева н др. по расчету железобетонных элементов П. Васильева, Г. И. Бердического, А. С. Залесова, Н. И. Кар iko, Г. К. Хайдукова, Ю. П. Гущи и др. по конструктивным ре іям; С. А. Миронова, В. М. Москвина, а также исследования >гих других ученых.
Особенность этот» периода — широкое участие вузов - а разработ Re и внедрении новых типов конструкций и многих вопросов теори» железобетона: в Московском ннженерно-стронтельном институте (В. Н. Банков — совместная работа сборных конструкций в плоских и пространственных системах; П. Ф. Дроздов и Э. Е. Снгалов — теория расчета конструкций гражданских зданий большой этажности; К. К - Антонов — экономика железобетонных конструкций на стадии нх проектирования; И. А. Трифонов — пространственная работа пролетных строений конструкций эстакадно-мостового тнпа; Н. Н. Попов — железобетонные конструкции прн импульсных дннамнческнх воздействиях; Н. Н. Складнев — оптимизация железобетонных конструкций) ; в Московском институте инженеров транспорта (С. С. Давыдов— полимербетоны н конструкции с нх применением); во Всесоюзном заочном политехническом институте (А. М. Овечкнн —предельное состояние куполов); во Всесоюзном заочном строительном институте (В. М. Бондаренко — инженерные методы нелннейнбй теории железобетона); в Московском автодорожном институте (Г. И. Попов — особенности-сопротивления конструкций с применением специальных бетонов); в Ленинградском ннженерно-стронтельном институте (Н. Я. Панарин — задачи ползучести бетона, А. П. Павлов — напряженные состояния некоторых пространственных покрытий, Г. Н. Шоршнев — железобетонные специальные конструкции с повышенным содержанием арматуры); в Полтавском ннженерно - стронтельном институте (М. С. Торяннк — косой нзгнб и внецент- ренное сжатие); в Челябинском политехническом институте (А. А. Оатул — сцепление арматуры с бетоном); в Вильнюсском политехническом институте (А. П. Кудзнс — свойства центрифугированных железобетонных элементов); в Ростовском ннженерно-стронтельном н Ереванском политехническом институтах (Р. Л. Манлян, В. В. Пинаджяя — железобетонные конструкции на легких природных заполнителях) и в других вузах.
Коренной переработке нормы подвергались в 1971—1975 гг. с учетом практики проектирования и научных исследований. В 1983 г. в главу СНиП Н-21-75 внесены новые изменения, а обозначеиня приняты в соответствии со стандартами СЭВ.
Поставленные XXVI съездом КПСС и последующими Пленумами ЦК КПСС задачи дальнейшего технического совершенствования строительной индустрии и промышленности строительных материалов и развития нх до уровня, обеспечивающего потребности народного хозяйства, решаются на базе использования достижений научно-технического прогресса, совершенствования н развития строительной ~ индустрии, применения в строительстве сборных конструкций заводского изготовления, увеличения объема, повышения качества и син* жения стоимости капитального строительства.
Бетон для железобетонных конструкций
If Бетон как материал для железобетонных конструкций должен обладать вполне определенными, наперед ^заданными физнко-механнческнми свойствами: необходимой прочностью, хорошим сцеплением с арматурой, достаточной плотностью (непроницаемостью) для защиты..арматуры от коррозии.
І В зависимости от назначения железобетонной конструкции и условий ее эксплуатации бетон должен еще ^удовлетворять специальным требованиям: морозостойкости прн многократном замораживании и оттаивании (например, в панелях наружных стен здании, в открытых сооружениях и др.), жаростойкости прн длительном воздействии высоких температур, коррозионной стойкости ври агрессивном воздействии среды и др. Бетоны подразделяют по ряду признаков: а) структуре — плотной структуры, у которых пространство между зернами заполнителя полностью занято "затвердевшим вяжущим; крупнопористые малопесчаные и беспесчаные; порнзованные, т. е. с заполнителями и искусственной пористостью затвердевшего вяжущего; ячеистые с искусственно созданными замкнутыми порами; І б) средней плотности — особо тяжелые со средней Пилотностью более 2500 кг/м3; тяжелые — со средней плотностью более 2200 н до 2500 кг/м3; облегченные со сред - |Ней плотностью более 1800 и до 2200 кг/м3; легкие со Цсредней плотностью более 500 и до 1800 кг/м3; || в) виду заполнителей — на плотных заполнителях; ■ористых заполнителях; специальных заполнителях, удовлетворяющих требованиям биологической защиты, жаростойкости и др.;
Г) Зерновому составу - г - крупнозернистые с крупными н мелкими заполнителями; мелкозернистые с мелкими заполнителями;
Д) Условиям твердения — бетон естественного твердения; бетон, подвергнутый тепловлажностной обработке при атмосферном давлении; подвергнутый автоклавной обработке при высоком давлении.
Сокращенное наименование бетонов, применяемых для несущих железобетонных конструкций, установлено следующее:
Тяжелый бетон — бетон плотной структуры, на плотных заполнителях, крупнозернистый, на цементном вяжущем, при любых условиях твердения;
Мелкозернистый бетон — бетон плотной структуры, тяжелый, на мелких заполнителях, на цементном вяжущем при любых условиях твердения;
Легкий бетон — бетон плотной структуры, на пористых заполнителях, крупнозернистый, на цементном вяжущем, при любых условиях твердения.
В качестве плотных заполнителей для тяжелых бетонов применяют щебень из дробленых горных пород — песчаника, гранита, диабаза н др. — н природный кварцевый песок. Пористые заполнители могут быть естественными — перлит, пемза, ракушечник н др. — или искусственными — керамзит, шлак н т. п. В зависимости от вида пористых заполнителей различают керамзитобетон^ шлакобетон, перлнтобетон н т. д.
Бетоны порнзованные, ячеистые, а также на пористых заполнителях со средней плотностью 1400 кг/м3 н менее применяют преимущественно для ограждающих конструкций. Бетоны особо тяжелые применяют в конструкциях для биологической защиты от излучений. Чтобы получить бетон, обладающий заданной прочностью н удовлетворяющий перечисленным выше специальным требованиям, подбирают по количественному соотношению необходимые составляющие материалы: цементы различного вида, крупные н мелкие заполнители, добавки различного вида, обеспечивающие удобоукладываемость смеси или морозостойкость, н т. п.
На прочность бетона оказывают влияние многие факторы: зерновой состав (его подбирают так, чтобы объем пустот в смеси заполнителей был наименьшим), прочность заполнителей н характер их поверхности, марка цемента н его количество, количество воды н др. При ше-
р^ховатой и угловатой поверхности заполнителей повы - щается их сцепление с цементным раствором, поэтому батоны, приготовленные на щебне, имеют большую прочность, чем бетоны, приготовленные на гравии. Вопросы подбора состава бетона излагаются в курсах строительных материалов.
Необходимая плотность бетона достигается подбором зернового состава, высококачественным уплотнением бетонной смеси при формовании, применением достаточного количества цемента, которое колеблется от 250 до 500 кг/м3. Повышение плотности бетона ведет и к повышению его прочности. Чтобы сократить расход цемента, марка его должна быть выше требуемой прочности бетона.
Структура бетона и ее влияние на прочность и деформативность
Структура бетона оказывает большое влияние на прочность и деформативность бетона. Чтобы уяснить этот вопрос, рассмотрим схему физико-химического процесса образования бетона. При затворении водой смеси Из заполнителей и цемента начинается химическая реакция соединения минералов цемента с водой, в результате которой образуется гель — студнеобразная пористая масса со взвешенными в воде, еще не вступившими в химическую реакцию, частицами цемента и незначительными соединениями в виде кристаллов. В процессе перемешивания бетонной смеси гель обволакивает отдельные зерна заполнителей, постепенно твердеет, а кристаллы постепенно соединяются в кристаллические сростки, растущие с течением времени. Твердеющий гель превращается в цементный камень, скрепляющий зерна крупных И мелких заполнителей в монолитный твердый материал— бетон.
Существенно важным фактором, влияющим на структуру и прочность бетона, является количество воды, применяемое для приготовления бетонной смеси, оцениваемое водоцементным отношением W/C (отношением взвешенного количества воды к количеству цемента в единице объема бетонной смеси). Для химического соединения с цементом необходимо, чтобы W/C«0,2. Однако по технологическим соображениям — для достижения достаточной подвижности и удобоукладываемости бетон-
Ной смеси — количество воды берут с некоторым избытком,. Так, подвижные бетонные смеси, заполняющие форму ЦОД влиянием текучести, имеют W/C=0,5...0,6, а жесткие бетонные смеси, заполняющие форму под влиянием механической виброобработки, имеют W/C=0,3...0,4.
Избыточная, химически несвязанная вода частью вступает впоследствии в химическое соединение с менее активными частицами цемента, а частью заполняет многочисленные поры и капилляры в цементном камне и полостях между зернами крупного заполнителя и стальной арматурой и, постепенно испаряясь, освобождает их. По данным исследований, поры занимают около трети объема цементного камня; с уменьшением W/C пористость цементного камня уменьшается и прочность бетона увеличивается. Поэтому в заводском производстве железобетонных изделий применяют преимущественно жесткие бетонные смеси с возможно меньшим значением W/C. Бетоны из жестких смесей обладают большей прочностью, требуют меньшего расхода цемента и меньших сроков выдержки изделий в формах.
Таким образом, структура бетона оказывается весьма неоднородной: она образуется в виде пространственной решетки нз цементного камня, заполненной зернами песка и щебня различной крупности и формы, пронизанной большим числом микропор и капилляров, содержащих химически несвязанную воду, водяные пары и воздух. Физически бетон представляет собой капиллярно-пористый материал, в котором нарушена сплошность массы и присутствуют все три фазы — твердая, жидкая и газообразная. Цементный камень также обладает неоднородной структурой и состоит из упругого кристаллического сростка и наполняющей его вязкой массы — геля.
Длительные процессы, происходящие в таком материале,— изменение водного баланса, уменьшение объема твердеющего вязкого геля, рост упругих кристаллических сростков — наделяют бетон своеобразными упруго- пластическими свойствами. Эти свойства проявляются в характере деформирования бетона под нагрузкой, во взаимодействии с температурно-влажностным режимом окружающей среды.
Исследования показали, что теории прочности, предложенные для других материалов, к бетону неприменимы. Зависимость между составом, структурой бетона, его прочностью и деформативностью представляет собой задачу, над которой работают исследователи. Суждения © Прочности и деформативности бетона основаны на большом числе экспериментов, выполненных & лабораторных и натурных условиях.
Усадка бетона и начальные напряжения
' Бетон обладает свойством уменьшаться в объеме при
S тйердении в обычной воздушной среде (усадка бетона) и увеличиваться в объеме при твердении в воде (набухание бетона). Бетоны, приготовленные на специальном цементе (расширяющемся или безусадочном^, не дают усадки. Усадка бетона, как показывают опыты, зависит от ряда причин: 1) количества и вида цемента — чем больше цемента на единицу объема бетона, тем больше усадка, при этом высокоактивные и глиноземистые цементы дают большую усадку: 2) количества воды — чем больше W/C, тем больше усадка; 3) крупности заполнителей — при мелкозернистых песках и пористом щебне усадка больше.
Влияние заполнителей на уменьшение усадки тем сильнее, чем выше их способность сопротивляться деформированию, т. е. чем выше их модуль упругости. При разной крупности зерен заполнителей и меньшем объеме пустот меньше и усадка. Различные гидравлические добавки и ускорители твердения (например, хлористый кальций), как правило, увеличивают усадку.
Обычно усадка бетона происходит наиболее интенсивно в начальный период твердения и в течение первого года, в дальнейшем она постепенно затухает. Скорость усадки зависит от влажности окружающей среды — чем меньше влажность, тем больше усадочные деформации И выше скорость их роста. Усадка бетона под нагрузкой при длительном сжатии ускоряется, а при длительном растяжении, наоборот, замедляется.
Усадка бетона связана с физико-химическими процессами твердения и уменьшения объема цементного геля, потерей избыточной воды на испарение во внешнюю среду, на гидратацию с еще непрореагировавшими частицами цемента. По мере твердения цементного геля, уменьшения его объема и образования кристаллических сростков усадка бетона затухает. Капиллярные явления в цементном камне, вызванные избыточной водой, также влияют на усадку бетона — поверхностные натяжения
Менисков вызывают давление на стенки капилляров, и" происходят объемные деформации.
Усадке цементного камня в период твердения бетона ' препятствуют заполнители, которые становятся внутренними связями, вызывающими в цементном камне начальные растягивающие напряжения. По мере твердения геля образующиеся в нем кристаллические сростки становятся такого же рода связями. Неравномерное высыхание бетона приводит к неравномерной его усадке, что в свою очередь, ведет к возникновению начальных усадочных напряжений. Открытые, быстрее высыхающие поверхностные слои бетона испытывают растяжение, в то время как внутренние, более влажные зоны, препятствующие усадке поверхностных слоев, , оказываются сжатыми. Следствием таких начальных растягивающих напряжений являются усадочные трещины в бетоне.
Начальные напряжения, возникающие под влиянием усадки бетона, не учитывают непосредственно в расчете прочности железобетонных конструкций; их учитывают расчетными коэффициентами, охватывающими совокупность характеристик прочности, а также конструктивными мерами— армированием элементов. Уменьшить начальные усадочные напряжения в бетоне можно технологическими мерами — подбором состава, увлажнением среды при тепловой обработке твердеющего бетона, увлажнением поверхности бетона и др., а также конструктивными мерами— устройством усадочных швов в конструкциях.