За горизонтом осознанного мира

Проявленные облики Единого

Предтеча нашего Универсума, Единое, непредставимо. Оно порождает идеальное. В идеальном зарождаются замкнутые контуры будущих циркуляции в Универсуме. Это «заготовки» конструкций элементов, из которых собираются миры. Но не контуры самих миров. Прообразам миров можно приписать очень много аспектов. Но это скорее некие абстрактные идеи, выступающие в образах, конкретизирующих эти идеи в соответствии с тенденцией данной ступени их переотражения. Господствуют здесь наиболее общие принципы. Например, принцип наименьшего действия (Р. Фейнман). Он же - «закон экономии» (Теософия). Из него вытекает стремление тел в многомерных пространствах (п^2) принимать форму шара, имеющего соответствующее количество измерений. Это выражается в стремлении объекта принять форму с наименьшей поверхностью при постоянном объеме. В результате процессов самосогласования возникают вполне конкретные совокупности упорядоченных структур, зарождающихся в хаосе, о чем уже говорилось. Обнаруживаются глобальные законы - такие, как синергетика. Наконец, начинает «просвечивать» фрактальность и голо-графичность на всех уровнях разворачивания миров.

Господство первичного принципа вращения и связанной с ним цикличности очерчивает довольно четкую последовательность замкнутых по определенным конфигурациям движений того, что мы называем потоками энергии, информации, осознания, наконец, эволюционирующими Жизнепотоками и т. д. И это правильно, потому что все это суть одно. И здесь мы обнаружим, что эти «самосогласовавшиеся» контуры окажутся теми самыми оптимальными конфигурациями, которые зарождались там, «на самом верху» Универсума. И мы скажем, что Идея правит миром. И будем правы. Но многие верши в гипотезу самосогласующегося мира, который «в творце не нуждается»'. И тоже были правы, отрабатывая в нашей «колыбели» начальный материалистический этап развития. Но он закончился. И теперь мы знаем, что все самосогласованное в своем пределе не прожило бы и мгновения, если бы исчез Источник, переотражение которого и являет собой этот «самодостаточный» мир. Источник (или «Исток») является предтечей Всего Сущего.

Для читателей, предпочитающих сперва получить некоторое общее представление о рассматриваемой далее картине Универсума, привожу мелким шрифтом сводку тезисов, помогающих составить такое представление.

Предтечей Всего Сущего является понятие, не определяемое и не дифференцируемое ни в каком отношении, т. е. абсолютное. Ему приписывается свойство порождения всего остального. Все порожденное сохраняет порождающую способность как изначально инвариантную. Оно обладает способностью обнаружения порожденного (рефлексии). Все порожденное, называемое «Универсум»,- продукт тотальной реф -

' Эта мысль приписывается Лапласу, который на вопрос о Боге будто бы ответил Наполеону, что не нуждается в этой гипотезе.

лексии. В ее процессе возникает генетическая иерархичность, координирующая порожденное. Координируемая рефлексия выступает как трансляция порождаемого, как транзитный процесс.

Первое порождение внекатегориально. На шкале Существование - Действие - Реализация1 оно отвечает уровню Сущего. На шкале единичное - множественное это Единое. В ведической традиции это Пара-брахман, в Христианстве - Бог-ОТЕЦ, согласно каббалистической книге Зогар - Кетер и т. п.

Этому состоянию предпосылается в соответствии с традицией концептуально самый мощный из всех видов существования, т. е. «чистое существование» вне форм и взаимодействий.

Внекачественное Единое порождает свои отражения, на которых проявляется качественность. Оставаясь потенциально изоморфным своему архетипу, такое отражение потом выступит внешне как конечный объект (микрообъект), а для внутреннего наблюдателя - как бесконечная Вселенная. Масштаб тотально относителен.

Единое порождает временные регионы бытия. Первым из них является Действительное, что отвечает Целому. Не имея физического субстрата, проявления длительностей не достигают жесткого детерминизма физического времени.

Являющееся объективируется. Оно не разделено на материю и сознание, но выступит как идеальное и архетипическое но отношению к физическим мирам реальности.

Структурно Действительному отвечает зарождение двух фундаментальных качеств, инвариантных для всего порожденного далее Универсума: свертывание пространства (свертывания и «взрывного» расширения), т. е. тотальный сферогенез и возникновение дуальной пары - Движения, и, дополнительно к нему, Не-Движения2, составляющих свою уравновешенную целостность.

Каждая сфера-Вселенная берет свое начало на уровне Целостности, который можно считать Первичным отражением Единого, т. е. первым проявлением, Высшим Разумом и как мирообразующая категория - Целостным Тотальным Объектом.

Здесь движение имеет идеальный характер. Объективируясь, оно проявляется как бег фазовой волны активаций отношений градиентов неких накоплений (условно - информационной плотности) зародыша будущих физических проявлений.

Генетически первопроявлением Движения является вращение (эзотерически - возникновение первичных вихрей), появление элементарных ротаторов и т. п. На них возникает детерминированный ход времени. Вращение проявляется на внутренних структурных элементах свернутых пространств, которые и есть эти же (и в известном смысле - не эти) пространства.

Структурная еамозамкнутость трансцендентальна. Последовательный переход через пространственные макро-микро свертки сущностно не отличим от параллельных переходов между пространствами в связи с изменяемостью Действительного и относительностью воспринимаемых масштабов. Сфероидальная взаимовключениость сущностей объективна только по ступеням их генетической иерархии, но не по структурному признаку.

1 В таблице 1 приложения №■ 9 показано место категорий Существенного, Действительного и Реального среди проявлений Универсума.

2 Категории Движения и Не-Движения дополнительны и едины в своей дуальности, что плохо осознается в области их существования. Они не принадлежат Единому, пребывающему вне этих категорий. Они рассматриваются во второй книге.

В Дополнительном приложении и во второй книге мы рассмотрим, каким образом на активациях плотноупакованных элементов Потенциальной Матрицы Универсума возникают два вида пространств. Первый вид представляют пространства плотного заполнения, между элементами которых по ломаным линиям циркулируют потоки «силы» (энергии, информации, осознания - суть одно). Они создают первичный живой кристаллический каркас Универсума, воспроизводящийся на всех уровнях. Это Универсум «кристаллической циркуляции». И на нем всегда с непреложностью возникают центры - «заначки» свободно развивающихся структур, образующих другой тип пространств, совокупно составляющих «Пространство Великой Неполноты», По сути, это и есть тот свободный «виртуальный мир», который возникает на жестко фиксированных «пикселях» - элементах экрана, составляющих матричный кристаллический каркас. В этом пространстве реализуются свободные движения и свободное развитие структурных форм. Здесь господствует вращение, осциллирующее системы, вихри, образующие орбитали, представляющие собой фигуры вращения. Первичными из них являются торовые структуры.

Мир вращающихся тел стал объектом изучения современной физики. Глобально это Универсум динамического развития и отвечающих ему форм проявления творческой инициативы.

Однако орбитальные движения возникают не только на вращениях, образующих устойчивые элементы мировых субстанций, соответствующих структурных «этажей» Универсума. Универсум пронизывают возвратно-поступательные движения потоков Жизни (информации, энергии), колеблющихся между пакетами смежных мировых «этажей» разной субстанциальной плотности. «Мириадолетия» этих процессов для образующих их Жизнепо-токов выступают ничтожными «долями секунды» для разумов, эволюционирующих в иных пространственно-временных масштабных порядках бытия. Здесь такие орбитальные «осцилляции» проявляются как «вибрации», несущие в себе семантику «запечатанной» информации разноплотностных полисубстанциальных пакетов. Эти вибрации на своих «межэтажных» переходах пронизывают каркасные структуры Универсума и несут на себе отпечаток их закона - закона пространств первого типа. Естественно, что они в первую очередь резонируют с родственными им по своим функциям сложными системами, имеющими многоуровневую природу. Это сразу отделило биогенный (психогенный) инструмент познания (получивший статус «эзотерического»), имеющий дело в первую очередь с вибрациями, от научного (физического) инструмента познания, ограниченного миром ротаторов (физикой атомного мира, синусоидальных осцилляции с их предказуемостью и т. п.). Физика атомного мира открыта человеческому сознанию - гипногенному сознанию спящего человечества. Физика вибраций ткани Универсума стоит над сном человечества и вне его. Она управляла человеческим социумом на всех уровнях его проявления по законам пространств первого типа.

Таким образом, между этим законом Универсума и физикой стоял гипногенный «экран» заканчивающегося сейчас этапа многовекового сна человечества (в том числе и физиков).

Сейчас этого «экрана», по сути, уже нет. Но есть инерция пробуждения, индивидуальная для каждого человеческого существа, зависящая от «отсчета космических часов», от индивидуального выбора каждого и от полноты следования этому выбору. Циркуляция потоков в живом «каркасе Универсума», образующем пространство первого типа, строго синхронизирована. В нужный момент поток, циркулирующий в ячейке, достигая узла «решетки», получает в нем поддерживающий импульс (или преемственность) от подоспевшего потока смежной ячейки. Это единая система согласованно движущихся импульсов. Те потоки, которые должны линейно продвигаться через ячейки, синхронно поддерживаются, сохраняя нужное направление. Так циркулирует все в Универсуме, отвечающее программе, соответствующей его матрице. Можно сказать, что это «морфогенетическая структура» Универсума.

Иная ситуация возникает в ячейках, не вписанных в этот закон Универсума, но входящих в пространство его влияния. Потоки, исходно получившие определенное направление, меняют его вроде бы непредсказуемым образом. Именно такая ситуация открывается на статистике биогенных и особенно психогенных (и социальных) процессов. В нашем мире это проявляется на уровне деятельности личности, народа, страны и планетарного сообщества по любому направлению.

Чтобы читатель лучше представил, о чем идет речь, приведу мелким шрифтом выдержку с рисунками из 7-й главы известной книги Петра Успенского «В поисках чудесного», в которой он приводит фрагменты учения Гурджиева о «Законе Октав», описывающем те изменения в ходе процессов, о которых идет речь.

«Вселенная - это бесконечные вибрации. Они происходят во всех видах материи - от самой тонкой до самой грубой, проистекают из разных источников и идут в разных направлениях, пересекаясь, сталкиваясь, усиливаясь, ослабляясь, уничтожая друг друга и т. д. Обычно вибрации рассматриваются как протекающие непрерывно - по линии возрастания или затухания. Когда сила импульса иссякает, а сопротивление берет верх, вибрации замирают. Но пока такой момент не наступил, они развиваются однообразно и постепенно и. если бы сопротивление отсутствовало, могли бы продолжаться бесконечно. Положение о непрерывности вибраций лежит в основе представлений современной физики.

Древняя же наука придерживалась противоположной точки зрения. В основу понимания вибраций она ставила принцип прерывности.

Именно принцип прерывности и характеризует все вибрации в природе как возрастающие, так и затухающие. Вибрации развиваются не однообразно, а с периодическими ускорением или замедлением. В определенный момент они перестают повиноваться первоначальному импульсу, на короткое время замедляются и до определенной степени изменяют свою природу или направление; возрастающие вибрации начинают возрастать медленнее, затухающие - затухать медленнее. Затем они снова входят в свое прежнее русло и в течение некоторого времени возрастают или затухают однообразно - но до того момента, когда в их развитии снова наступит задержка. Важно заметить, что эти периоды однообразного действия не равны и периоды замедлений вибраций не симметричны. Линии развития вибраций делятся на периоды, соответствующие удвоению или уменьшению вдвое количества вибраций за данный промежуток времени. Представим себе линию возрастающих вибраций, возьмем их в такой момент, когда они вибрируют со скоростью тысяча колебаний в секунду. Через некоторое время числе вибраций удвоится и составит две тысячи. Законы, управляющие замедлением или отклонением вибраций от первоначального положения были известны древней науке и выражались особой формулой, сохранившейся до нашего времени. По формуле период, за который вибрации удваиваются, был разделен на восемь неравных ступеней, соответствующих скорости возрастания вибраций. На восьмой ступени повторяется первая, но с удвоенным числом вибраций. И этот период между данным и удвоенным числом вибраций называется октавой.

В облачении древней формулы идеи октавы передавались от учителя к ученику, от одной школы другой. В очень отдаленные времена одна из школ нашла возможным применить эту формулу к музыке. Так была создана семитонная музыкальная шкала, известная с глубочайшей древности, затем забытая, а впоследствии вновь открытая.

Семитонная шкала - это формула космического закона, примененного к музыке. Световые, тепловые, химические, магнитные и другие вибрации подчиняются этому же закону. Таким образом, для понимания космического Закона Октав достаточно изучить структуру семитонной музыкальной шкалы.

Обозначим тысячу колебаний нотой «до». Колебания растут, частота их увеличивается, и в точке, где она удваивается, будет находиться второе «до», т. е. «до» следующей октавы. Период между ними, т. е. октава, делится на семь неравных частей, потому что частота колебаний нарастает неравномерно.

Соотношение высоты нот и частоты колебаний будет следующим.

Если мы примем «до» за единицу (I), тогда «ре» будет составлять 9/8, «ми» - 5/4, «фа» - 4/3, «соль» -3/2, «ля» - 5/3, «си» - 15/8 и «до» - 2.

Разница в ускорении или повышении в нотах, или разница в тоне будет следующей:

между «до» и «ре» 9/8 : 1 = 9/8

между «ре» и «ми» 5/4 : 9/8 = 10/9

между «ми» и «фа» 4/3 : 5/4 = 16/15 замедление роста

между «фа» и «соль» 3/2 : 4/3 = 9/8

между «соль» и «ля» 5/3 : 3/2 = 10/9

между «ля» и «си» 15/8 : 5/3 = 9/8

между «си» и «до» 2 : 15/8 = 16/15 новое замедление

Разница между нотами, или различие в их высоте называется интервалом. Мы видим, что существуют три вида интервалов в октаве: 9/8, 10/9 и 16/15, которые в целых числах соответствуют величинам: 405, 400 и 384. Наименьший интервал, 16/15, находится между «ми» и «фа» и между «си» и «до». Как раз в этих местах и происходит замедление в октаве.

По отношению к музыкальной семитонной шкале обычно считается (теоретически), что между каж-дыми двумя нотами находятся два полутона, за исключением интервалов «ми-фа» и «си-до», где имеется только один полутон, а другой считается выпавшим.

Таким образом получаются двадцать нот, из которых восемь основных:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до и двенадцать промежуточных, по две между каждыми из следующих двух нот:

до - ре; ре - ми; фа - соль; соль - ля; ля - си и по одной между каждыми из следующих нот:

ми - фа; си - до.

Но на практике, т. е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов берутся только пять - по одному между:

до - ре; ре - ми; фа - соль; соль - ля; ля - си. Между «ми» и «фа», а также между «си» и «до» полутон вообще не берется.

Таким образом, структура музыкальной семитонной шкалы дает схему космического закона «интервалов», или отсутствующих полутонов. В этом отношении, когда об октавах говорится в космическом или в механическом смысле, «интервалами» называют только промежутки между «ми» и «фа» и между «си» и«до».

Закон Октав, если мы охватим его полный смысл, дает нам совершенно новое объяснение всей жизни, прогресса и развития явлений на всех планах Вселенной, доступных нашему наблюдению. Этот закон объясняет, почему в природе нет прямых линий, а также почему мы не в состоянии ни делать, ни думать, почему нам только думается, почему с нами все случается и обычно случается противоположное тому, чего мы хотим или ожидаем. Все это - прямые следствия «интервалов», или замедлений в развитии вибраций.

Что же происходит в момент замедления вибраций? Происходит отклонение от первоначального направления. Октава начинается в направлении, указанном стрелкой (рис.2.1.1).

Проявленные облики Единого

Но между «ми» и «фа» происходит отклонение; линия, начатая в «до», меняет свое направление (рис.2.1.1) и через «фа», «соль», «ля» и «си» идет книзу под углом к первоначальному направлению, показанному первыми тремя нотами. Между «си» и «до» находится второй «интервал» — новое отклонение, дальнейшее изменение направления.

Следующая октава дает еще более заметное отклонение, а следующая за ней еще несравненно более сильное, так что линия октав может в копне концов повернуть кругом и пойти в направлении, противоположном первоначальному.

Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может совершить полный круг

Проявленные облики Единого

Этот закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает прямых линий, почему, начав делать одно, мы фактически постоянно делаем что-то другое, часто противоположное первому, хотя мы этого не замечаем и продолжаем считать, что делаем то же самое, что начали.

Все это может быть объяснено только с помощью Закона Октав вместе с пониманием роли и значения «интервалов», которые заставляют линию развития силы постоянно изменяться, направляют ее по ломаной линии, поворачивают кругом, делают ее «собственной противоположностью» и т. д.

То же самое происходит во всех сферах человеческой деятельности. В литературе, науке, искусстве, философии, в религии, в индивидуальной и особенно общественной и политической жизни мы можем наблюдать, как линия развития сил отклоняется от своего первоначального направления и идет, спустя некоторое время, в противоположном, но все еще сохраняя свое прежнее название. Изучение истории с этой точки зрения выявляет самые поразительные факты, которые «механическое человечество» не желает замечать. Самые интересные примеры можно найти в истории религии, особенно в Христианстве, если их изучить беспристрастно. Подумайте, как много поворотов сделала линия развития сил, чтобы прийти от евангельской проповеди любви к инквизиции или чтобы прийти от аскетов первых веков, изучавших эзотерическое Христианство, к схоластам, которые подсчитывали, сколько ангелов можно разместить на острие иглы.

От Закона Октав в его главных проявлениях зависят многие явления как психической природы, так и непосредственно связанные с нашей жизнью. От Закона Октав зависят несовершенство и неполнота нашего знания во всех сферах без исключения: мы начинаем в одном направлении, а потом, не замечая того, продолжаем свое действие в другом.

Наблюдения, основанные на понимании Закона Октав, показывают, что вибрации могут развиваться разными путями. В прерванных октавах они просто начинаются и падают, исчезая или поглощаясь, другими более сильными. В октавах, отклоняющихся от первоначального направления, вибрации изменяют свою природу и дают результаты, противоположные ожидаемым вначале. И лишь октавы космического порядка - как нисходящие, так и восходящие - развиваются последовательно и упорядочение, следуя тому направлению, в котором начинались. Дальнейшие наблюдения показывают, что правильное и последовательное развитие октав, хотя и редко, но можно наблюдать во всех случаях жизни, в деятельности природы и даже человека.

Иногда случается так, что октавы, идущие параллельно данной октаве, пересекающие или встречающие ее, так или иначе заполняют ее «интервалы», чем дают возможность ее вибрациям развиваться свободно и без задержек. При наблюдении за такими правильно развивающимися октавами устанавливается следующий факт: если в тот момент, когда данная октава проходит через «интервал», в нее входит «добавочный толчок», соответствующий вибрациям данной октавы по силе и характеру, октава будет беспрепятственно развиваться и дальше в первоначальном направлении, ничего не теряя и не меняя своей природы. В таких случаях наблюдается существенное различие между восходящими н нисходящими октавами. В восходящей первый «интервал» возникает между «ми» и «фа», и если в этом пункте входит соответствующая добавочная энергия, октава будет беспрепятственно развиваться до «си». Но между «си» и «до» ей потребуется гораздо более сильный толчок, потому что вибрации октавы в этом пункте весьма высоки, и, чтобы преодолеть задержку в развитии октавы, нужна большая интенсивность толчка.

В нисходящей октаве, наоборот, больший «интервал» находится в самом начале, непосредственно после первого «до», и материал для его заполнения очень часто находится либо в самом «до», либо в боковых вибрациях, вызванных этим «до». По этой причине нисходящая октава развивается легче, чем восходящая И. перейдя «си», беспрепятственно достигает «фа», а здесь уже необходим «добавочный толчок», хотя и значительно менее сильный, чем первый между «до» и «си».

Толчки могут происходить случайно, а случай - очень непостоянная вещь. Но те же линии развития сил, которые выпрямлены благодаря случаю, создают в человеке иллюзию прямых линий. Он думает, что прямые линии - это правило, а ломаные, прерванные - исключение. Это, в свою очередь, создает очередную иллюзию того, что возможно что-то желать, возможно достичь намеченной цели.

Величайшим оскорблением для «человека-машины» будет сказать ему, что он не может продвигаться ни к какой цели вообще, что, стремясь к одному, он неизбежно получает другое. Иначе и быть не может. Ведь «человек-машина» целиком находится во власти случая. Его деятельность случайно может совпасть с каким-нибудь каналом, созданным космическими или механическими силами; в силу случайности его деятельность может двигаться по этому каналу некоторое время, создавая иллюзию достижения некоторых целей. Такое случайное совпадение результатов с поставленными ранее целями или достижение цели в мелочах, которые могут не иметь последствий, создает в «механическом человеке» убежденность, что он способен достичь любой цели, как говорится, покорить природу, перестроить свою жизнь и т. д.

Фактически же он ничего подобного сделать не может, потому что он не только не в силах управлять внешними, но и внутренними своими процессами.

Каким путем можно достичь такого управления?

Техническая сторона объясняется Законом Октав. Октавы могут развиваться последовательно и непрерывно в желаемом направлении, если в нужные моменты, т. е. когда вибрации замедляются, в них будут входить «добавочные толчки». Если этого не происходит, октавы изменяют свое направление. Возлагать надежды на то, что откуда-то в нужный момент придут «случайные толчки», конечно же наивно. Тогда для человека остается выбор: либо найти такое направление для своей деятельности, которое соответствует механической линии событий данного момента, иными словами, плыть по течению, если даже это и противоречит его убеждениям: либо заранее смириться с крахом всего того, что он начинает делать. Либо он должен научиться распознавать моменты «интервалов» во всех линиях своей деятельности и научиться создавать «добавочные толчки», иными словами, научиться применять метод, которым пользуются космические силы. А для этого необходимо: 1) знать Закон Октав; 2) знать моменты «интервалов»; 3) уметь создавать необходимые «добавочные толчки».

Но научиться этому можно только в школе, которая следует всем эзотерическим традициям. Самостоятельно человек никогда не сможет понять Закон Октав, находить места «интервалов» и усвоить порядок создания «толчков». Не сможет потому, что для этой цели нужны определенные условия, а их создать можно только в школе, которая сама основана на принципах Закона Октав».

Обучая своих учеников, Гурджиев говорил:

«Вы должны понять и почувствовать этот закон внутри себя. Только тогда вы увидите его во внешнем мире».

В цитированном тексте Успенского Гурджиев утверждает, что только школа может обеспечить планируемое взаимодействие с Законом Октав. Прав ли Гурджиев? При фокусной установке сознания на действительность событий, навязанных человеку сновидением его мира, оно не преминет подтвердить свою неотвратимость. И чем выше будет атрибутика и мастерство «школы октав», если весь вектор серьезности отношения к ней перенесен в ее рамки, тем сильнее проявится зависимость от этой школы.

Закон Октав - великий закон. Он помогает понять, что, когда и почему происходит, например, со спящим глубоким сном парламентом, ведущим народ своей страны «вперед» в точном соответствии с рис.2.1.2.

Но это один из самых «ироничных» законов нашего мира, действующий по принципу: я еду на тебе верхом, пока ты думаешь, что? везу тебя вперед. Этот замечательный закон исчезает, как дым, если сознательно выйти из подчинения ему, питаемого «чувством толпы» (чувством стадности), успешно погоняемой этим законом. Вместе с тем для понимания всего, происходящего в рамках действия этого закона, его необходимо принимать во внимание. Гурджиев едва ли мог знать, что «Закон Октав» является только одним из проявлений физики Сетов, господствующей в большом подразделении нашего Универсума. Эта тема далеко выходит за рамки нашего изложения. Но мы слегка прикоснемся к ней в гл.6.

Однако продолжим наше рассмотрение. Погружаясь в материальное, мы обнаружим, как архетипические замкнутые структуры проявленного, воспроизведясь в своих бесчисленных модификациях, образуют элементы мировых субстанций воплощенного Универсума.

А затем (и это происходит с нашим участием) они снова восходят к идеальному в своих абстрактных совокупностях, отраженных человеческим разумом.

При внимательном рассмотрении мы можем обнаружить, что в каждой великой ступени бытия, входящей в иерархию мирового формообразования, проявляются однотипные принципы их организации.

При всех их различиях они структурно как бы повторяют друг друга. Разумеется, в масштабах, отличающихся на многие порядки на смежных «этажах» Универсума.

Это позволяет нам в наших абстрактных построениях говорить о некоей иерархии форм вне их привязки к конкретному региону бытия в Универсуме. Но это огромная тема. А пока ограничимся некоторым обобщенным рассмотрением на примере нашей великой ступени формообразования в Универсуме. Она отвечает нашей многоуровневой Вселенной, наиболее полно исследованной И. Л.Герловиным.

Опираясь на вычисления Герловина, мы обнаружим, что «верхний» предел нашей большой Вселенной составляет замкнутая сфера Б3 (объект риманова пространства). Радиус

Вселенной Г(вселе, шо.1) = с/#« = 5,980579606" 1027 см, где Н0 - константа Хаббла; с - скорость света. Но поскольку Вселенная принадлежит риманову пространству, в евклидово пространство она отображается через промежуточные переходы, которые открывает торовая структура (при этом частица в римановом пространстве занимает объем в 1,5л; раз больше объема, который она занимает в евклидовом пространстве). С явлением разного облика одного и того же объекта, названном Герловиным пространственным метаморфозом, мы встретимся в гл.4. Итак, один и тот же объект в разных пространствах обретает разную конфигурацию. И нельзя говорить о том, какой из них «более реален». Это просто разная видимость «одной и той же сущности» в разных пространствах.

Поскольку Универсум образует множество пространств, то объекты, заполняющие эти пространства, образованные ими структуры и циркулирующие в них потоки существенно отличаются друг от друга. Однако упомянутая иерархия форм здесь четко прослеживается. Обобщенно можно выделить крупные ступени в структурной организации Универсума. Их структура (не считая ее возрастающей плотности в нисходящих ступенях) в определенном смысле однотипна. Каждая такая ступень развивается циклически, и циклически проходится функционирующими в ней Жизнепотоками.

Для Жизнепотока такая ступень выступает «большим циклом», который он замыкает своей эволюцией, дважды проходя ее (в нисходящем и восходящем направлениях). Для него наиболее погруженная часть орбиты, приходящаяся на участок «наиболее плотной материальности», является ответственной зоной прохождения творческой школы материи, существенной для развития всего Универсума. Этот трудный и ответственный участок является местом проработки нового опыта и колыбелью зарождения новых проявлений разума в этом опыте. Все формы структурной мировой организации в этой зоне подчинены эволюционной задаче доминирующего здесь Жизнепотока и обслуживают его. Можно сказать, что они здесь созданы Истоком, породившим весь Универсум именно для него. В определенном смысле Жизнепотоки высших «этажей» Универсума «светят» более мощным светом, но это отраженный свет Истока. Он нисходит вниз. Внизу зарождается новый восходящий свет. Он имеет иную природу, рожденную в горниле Материи. Встречаясь, эти потоки взаимодействуют друг с другом и каждый из них играет свою незаменимую роль в Универсуме. Структуры полностью согласованы с функциональными проявлениями этих потоков.

И когда Великий Цикл этого Универсума подойдет к своему завершению, тогда то Новое, что было в нем создано в восходящей творческой волне, войдет в «Лоно Единого». И это будет «Великой Мистерией» рождения Новых Аспектов.

Но возникает законный вопрос: может ли Единое принять в свое Лоно Новые Аспекты, которые проявятся в следующем Великом Цикле? Более того, каким образом вновь развернется Универсум, прошедший Пралайю в Лоне Единого.

Этот вопрос можно поставить иначе: если Единое в себе «Полно», то как оно может обретать «Новое», обладая памятью своей «прежней Полноты», которая, следовательно, была «не Полна»?

Теперь отвлечемся ненадолго и порассуждаем. Обладающему абсолютной^Тояцотой Богу Новое (как любое постижимое понятие) непричастно. Но его можно предпослать Единому, исходя из того, что Универсум (который не Полон) пребывает в нем в Пралайе.

Он не Полон в Пралайе, так как из Полноты нет возврата: память о былой неполноте уничтожает абсолютность Полноты. Единое в Пралайе не содержит дополняющего Универсум до Полноты. При слиянии с этим дополняющим исчезает память. При неслиянии с ним исчезает единство Единого. Таким образом, Единое либо не Полно, либо оно не Едино. При этом утверждается сохранение автономности Новых Аспектов Единого, вошедших в «Лоно Единого», порожденных в Универсуме. Отсюда Единое не Полно, и его единство не есть абсолютное. Результатом этих рассуждений о Едином стала нарастающая утрата самого смысла этого предприятия (если под его смыслом понимать движение к определенности, а не в обратную сторону). Что же произошло? Рассуждения на тему: «тождественен ли Абсолют Самому Себе» ведут в то «беличье колесо», которое вращает энергия оппонентов по проблемам, подобным выяснению первичности Духа или Материи. Но, в отличие от мельничного колеса, на нем так ничего и не смололось (если не считать голов одной из оппонирующих сторон). Снятие дуальности в некоем третьем выведет из колеса, но тем дело и закончится. Есть ли смысл уточнять то, что можно познать, только войдя в Него? Однако до этого «Великого Предела» путь в принципе вполне обозрим. Более полно эти вопросы рассмотрены в гл.4.

Универсум можно уподобить множеству государств, где все говорят на разных языках. Но это слишком слабое сравнение. В нем все эти «государства» имеют такое бытие, что, как сказал бы математик, характеризующие их множества не имеют пересечений. Обращаясь к семантике, более конкретно можно сказать, что Мировые Уровни в Универсуме принадлежат разным смысловым пространствам. Проще говоря, ничто очевидное в одном мире не имеет смысла в другом при взгляде из первого. Нам знакомо различие между восприятиями одного и того же мира с помощью разных органов чувств. Но у нас еще нет понятий «разные органы мышления», «разные органы интуиции» или «разные принципы смыслооб-разующих связей, формирующих некие очевидности».

Однако об этом можно задуматься, сталкиваясь с действиями наркотиков или психоделиков, знакомясь с исследованиями С. Грофа, описаниями К. Кастанеды и с трансперсональной психологией вообще.

Однако, когда мы говорим о мышлении, основанном на первичных соотношениях понятий, мы обычно не осознаем их частный характер. Но иногда он обнаруживается по пробуждении после сна, где расстановка значимости понятий и их соотношения связаны в иные исходные очевидности. Наша логика в мире такого сновидения бессильна.

За всем этим стоит следующее важное положение: несопоставимо различающиеся результаты действий разных механизмов отражений объекта не означают, что они приложены к разным объектам.

Из голографичности Универсума, развернутого на единой Матрице в соответствии с герметическим: «что вверху, то и внизу...» следует, что «Шаблон» у «мировых этажей» один, но «материализующие» его отражения, создающие эти «этажи», совершенно различны.

Отсюда следует, во-первых, что каждый «мировой этаж» в своем «семантическом» пространстве познавательно самодостаточен и в него в принципе можно «спроецировать» весь Универсум.

Большой цикл открывается круговыми вращательными движениями, образующими то-ровые структуры. Происходит синтез фигур вращения. Двигаясь к середине цикла, мы обнаружим, что эти формы, особенно торовые структуры, выступают элементами конструкций более сложных образований. Мириады каналов, соединяющие элементы структур, образуют сложные пространственные каркасы, в которых прослеживается вполне определенная последовательность выпуклых многоугольников.

Наконец, в центральной зоне мы входим в участок усложненного устойчивого структурно фиксированного «колыбельного многообразия», приготовленного для пробуждения и развития восходящего потока разума.

Можно сказать, что обитающий здесь пробуждающийся Разум одет в «шубу» из оболочек окружающих его структур Универсума.

Однако выделение структур типа орбиталей, образованных вихревыми вращательными движениям, и движений по ломаным линиям, образующим кристаллические каркасы в Универсуме, разделить по его «этажам» можно достаточно условно. В действительности они не столько пронизывают друг друга на всех «этажах» Универсума, сколько являются разными уровнями рассмотрения единой целостной системы функционирования потоков в Универсуме.

Известное каббалистическое Древо Жизни с его путями, соединяющими сферы Великих Разумов Сефирот; кристаллы химических веществ с атомами, связанными в решетку; музыкальные октавы и вибрации, которые изучали Гурджиев и Успенский, - все это разные видимости одного явления. Они пронизывают весь Универсум, и являются одной из составляющих тотального движения, возникающего в Пространстве Великой Неполноты на первичных центрах проявления, которые, в сущности, представляют другую составляющую тотального движения, известного как вращение.

В этой главе мы выделим замкнутые орбитальные движения и познакомимся с ними более обстоятельно.

Все многоуровневые циклические процессы в Универсуме образованы последовательной сменой двух движений, обобщающих более мелкие фрактально-циклические повторы, которые мы опускаем, так как они не существенны для данного принципиального рассмотрения. Это инволютивное движение Жизнепотока, погружающегося во все более плотные субстанции бытия и эволютивное движение этого потока, восходящего к более «тонким» состояниям структурных проявлений в Универсуме, присущим началу цикла. Таким образом, подобные циркуляции Жизнепотоков содержат в себе цепь последовательных межпространственных переходов, нисходя и восходя по определенной последовательности плотно-стных субстанций в Универсуме. Такие циклические движения, называемые «погружными орбитами», проходят два переходных состояния своего бытия в своем самом нижнем и самом высшем положении на орбите. При этом в верхней точке каждого цикла (мы это рассмотрим в Дополнительном приложении и во второй книге) Жизнепоток выходит из цикла плотностных проявлений с тем, чтобы по прошествии определенного перехода начать следующий цикл.

Для наблюдателя из плотностных миров этот переход не разрывает непрерывности замкнутого циклического процесса. Для Разумов, участвующих в циклическом процессе, это совершенно иное событие, имеющее огромное эволюционное значение. Это выход за пределы временного бытия с возвратом в него через точку выхода. Однако все именно так происходит в энергетической структуре Универсума, в ее подразделениях, участвующих в этом процессе. СПК эту картину по необходимости преобразовывает в соответствии с эволюционным требованием этапа и соблюдением принципа наименьшего действия. То есть преобразования затрагивают только то, что диктуется необходимостью решаемой задачи. Поэтому за картиной видимого мира «просвечивает» первоначальная структура погружной орбиты данного великого цикла. Однако произведенные преобразования отвечают логике кодовых законов СПК, и нам в голову не приходит усматривать их там, где они имеются. Поэтому в своих моделях той же погружной орбиты мы отталкиваемся от воспринимаемой нами картины мира и замыкаем эти модели на эту же картину. Однако эти модели

«работают», так как находятся в соответствии с отраженными объектами моделируемой ими реальности.

В следующих двух подразделах мы рассмотрим два подхода: антропогенную модель, развивающую общечеловеческие представления, и то, что делает на пути к ней СПК (а это лежит за антропогенной чертой).

Упомянутым рассмотрениям отвечают две разные символизации гипногенного структурирования, помогающие на двух уровнях осознавания представить механизм формирования на СПК нашего Инструментального мира и по такому же принципу - остальных подобных миров на других «этажах» Универсума.

За горизонтом осознанного мира

Предварительная информация из материалов третьей книги, облегчающая понимание некоторых моментов первой книги

Таблица 2 прил. 9. Функиональные блоки Древа Проявлений в фазе осуществления Настоящее приложение не предусматривалось, когда был написан основной текст данной работы, поэтому многие ссылки в ней, изначально адресованные ко …

Подход О. А. Черепанова, выявляющий принципиальную ограниченность пространственно-временной трактовки реальности, отразившейся в теории Эйнштейна

Черепанов учитывает, что число Френеля к возникло как модификация сложения квад-роскоростей (см. с.42) и что - скорость света в неподвижной среде, гра - ничащей с вакуумом. Далее он «внедряет» коэффициент …

Подход Черепанова, позволяющий рассчитать многообразие баллистических парабол, полностью характеризующих локально-однородную гравитацию без потенциальной энергии и силы всемирного тяготения

На с.23-25 у Черепанова читаем (Черепанов O. A., 1993): «Пусть массивный предмет летит по параболе, в любой точке которой его горизонтальная скорость и гравитационное ускорение равняются v() и üq. Тогда, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.