Юзабилити: как сделать сайт удобным

Тестирование

7.8.1. Общий подход

Как проверить юзабилити, если вы сами создавали сайт и знаете все его тонкости и значение каждой ссылки и пиктограммы? От­вет прост — привлечь других. Звоните приятелям, усадите за компьютер свою маму, сестру. Главное — в это время не отходи­те ни на секунду. Каждое лишнее движение, каждый ошибоч­ный шаг, каждое «фырканье» и нахмуренная бровь — это очень важно. Достаточно мнения трех-четырех пользователей, чтобы с ходу в несколько раз повысить уровень юзабилити. То, что пользователи говорят вам, далеко не столь важно, как то, что они делают. Чтобы начать тестирование юзабилити, не дожидай­тесь завершения своего проекта. Чем позже вы поймете, что сде­лали ошибку, тем тяжелее исправить ее. Сначала покажите про­сто макет, потом более-менее рабочую систему, а уж затем окончательный вариант. И помните, вы во столько же раз увели­чите количество своих клиентов и сторонников, во сколько раз повысите юзабилити.

На уровень юзабилити влияют практически все элементы интер­фейса пользователя и их характеристики. Ранее я постарался рассмотреть наиболее важные из них, но мои советы не могут быть панацеей, потому что сколько Web-сайтов, сколько про­граммных продуктов, столько и тонкостей в их работе.

Тестирование удобства использования, как и другие виды тести­рования, приносит много пользы, поэтому не стоит им пренеб­регать. Тестирование должно начинаться одновременно с вашим проектом. Чем раньше вы начнете проверять свои идеи построения

интерфейса, тем выше шансы избежать фатальных ошибок, ис­правление которых будет стоить очень дорого. Конечно, многое зависит от того, как вы строите свой Web-сайт. Если вы исполь­зуете шаблоны проектирования, модель построения приложения МУС, если ваш сайт построен из набора визуальных компонен­тов, если вы применяете «гибкие» конструкции, то изменение интерфейса, который неожиданно окажется совершенно не­удобным для пользователей, обойдется вам не очень дорого. Од­нако даже в подобном случае вы потеряете гораздо больше вре­мени, чем если бы начали тестирование на ранних стадиях.

Представьте себе, что вы организовали способ заказа вашего то­вара через интернет по принципу «Мастера» (wizard), т. е. набора последовательных действий, которые должен выполнить пользо­ватель. Вам казалось, что все четко и логично: вот он товар, вот они шаги. Вы выполнили реализацию, приготовились открыть свой виртуальный магазин и решили, что пора бы и протестиро­вать ваш Web-сайт. И вот все, кому вы показываете свое детище, делают (говорят) то, что повергает вас в шок. Они ищут допол­нительную информацию в середине процесса заказа, и если пре­рвать его, то все необходимо начинать с первого шага. Они хотят заказать сразу несколько товаров, а не делать почти одинаковые действия три раза. Они хотят получать помощь и подсказки от системы в процессе заказа, а вы не предусмотрели эту возмож­ность. Ваши действия, если вы, конечно, не считаете, что поль­зователи ничего не понимают и с ними надо бороться, — срочно переделать все, чтобы исправить хотя бы самые откровенные «ляпы» в работе сайта. В итоге вы имеете сотни файлов, которые надо переписать на 60—70 %, картинки, нарисованные под кон­кретную последовательность действий (очень красиво сделано, столько часов труда убито — жалко будет их выбросить), испор­ченное настроение и предстоящие бессонные ночи, потому что вы договорились запустить проект уже через две недели.

Каков же может быть иной сценарий развития событий?

Вы собираетесь поместить свой интернет-магазин в сети только через три-четыре месяца. Вы только начали работу. Что у вас имеется на данный момент? Ничего или почти ничего. У вас есть идеи, которые еще не затвердели в скриптах, HTML-коде и кар­тинках. У вас есть несколько листов бумаги, на которых вы на­

бросали основные принципы и схемы. Вы показываете их тем же «пользователям», и они говорят то же, что и в первом случае. Но, думаю, вы и сами хорошо представляете последующие шаги.

7.8.2. Кто тестирует

Прежде чем приступить к тестированию юзабилити, следует вы­делить базовые категории пользователей и определить их цели. Эти категории различаются опытом, целями и особенностями психологии. Например, нет смысла привлекать домохозяйку для тестирования юзабилити сайта с финансовой аналитикой, точно так же как бесполезно просить взрослого человека протестиро­вать сайт для детей. Выделив подобные категории пользовате­лей, поставьте наиболее типичную задачу, например, найти на сайте по продаже бытовой техники сведения об особенностях конкретной людели утюга или микроволновой печи. Если вы создаете интернет-магазин, попросите оформить заказ'на ка - кую-нибудь книгу.

Для качественного тестирования юзабилити необходимо при­жечь от трех до пяти человек. Такие цифры обусловлены повто­ряемостью результатов. Как правило, с некоторыми различиями пользователи будут сообщать вам одно и то же (либо вы сами бу­дете это видеть) плюс несколько уникальных замечаний. При количестве пользователей больше пяти вы уже не узнаете почти ничего нового. Например, если вы поместили на сайте большое количества пиктограмм и ни одна из них не понятна, а всплы­вающие подсказки вы по каким-то причинам упустили, на 99 % могу гарантировать, что каждый из пользователей спросит нечто подобное: «А что означают эти картинки? Тут нигде нет... Обыч­но такая желтая штука выезжает и на ней написано - г это сохра­нить или удалить или еще что-нибудь...»

Итак, привлечение одного-двух человек создает опасность упус­тить что-нибудь важное, а больше пяти — очень мало улучшает качество очередного теста.

7.8.3. Что тестируется

Помимо общего тестирования юзабилити существуют некотот рые более узкие его задачи. Вас может интересовать, например, только сам процесс заказа товара в интернет-магазине и его по­нятность. Может появиться необходимость проверить, как трак­туют пользователи созданные дизайнером пиктограммы, которые они ранее не видели. Может понадобиться проверка «гуманно­сти» подсказок и помощи по работе с Web-сайтом, для чего мож­но сымитировать проблему и попросить пользователя решить ее с помощью указаний в справке. Одним словом, не всегда целе­сообразно делать глобальное тестирование удобства использова­ния. Особенно важно протестировать таким образом нестан­дартные решения.

При тестировании важно понять задачу и четко сформулировать ее. Вы не потеряете свое драгоценное время, гоняясь за подстав­ными целями. Четко определите то, что вы хотите выяснить, проделайте соответствующие только этой цели тесты и проана­лизируйте их результаты. Если все сделано правильно, то вы по - лучиїе необходимые знания за минимальное время. Четкая по­становка задачи — гарантия четкого результата.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.