Юзабилити: как сделать сайт удобным
Тестирование
Как проверить юзабилити, если вы сами создавали сайт и знаете все его тонкости и значение каждой ссылки и пиктограммы? Ответ прост — привлечь других. Звоните приятелям, усадите за компьютер свою маму, сестру. Главное — в это время не отходите ни на секунду. Каждое лишнее движение, каждый ошибочный шаг, каждое «фырканье» и нахмуренная бровь — это очень важно. Достаточно мнения трех-четырех пользователей, чтобы с ходу в несколько раз повысить уровень юзабилити. То, что пользователи говорят вам, далеко не столь важно, как то, что они делают. Чтобы начать тестирование юзабилити, не дожидайтесь завершения своего проекта. Чем позже вы поймете, что сделали ошибку, тем тяжелее исправить ее. Сначала покажите просто макет, потом более-менее рабочую систему, а уж затем окончательный вариант. И помните, вы во столько же раз увеличите количество своих клиентов и сторонников, во сколько раз повысите юзабилити.
На уровень юзабилити влияют практически все элементы интерфейса пользователя и их характеристики. Ранее я постарался рассмотреть наиболее важные из них, но мои советы не могут быть панацеей, потому что сколько Web-сайтов, сколько программных продуктов, столько и тонкостей в их работе.
Тестирование удобства использования, как и другие виды тестирования, приносит много пользы, поэтому не стоит им пренебрегать. Тестирование должно начинаться одновременно с вашим проектом. Чем раньше вы начнете проверять свои идеи построения
интерфейса, тем выше шансы избежать фатальных ошибок, исправление которых будет стоить очень дорого. Конечно, многое зависит от того, как вы строите свой Web-сайт. Если вы используете шаблоны проектирования, модель построения приложения МУС, если ваш сайт построен из набора визуальных компонентов, если вы применяете «гибкие» конструкции, то изменение интерфейса, который неожиданно окажется совершенно неудобным для пользователей, обойдется вам не очень дорого. Однако даже в подобном случае вы потеряете гораздо больше времени, чем если бы начали тестирование на ранних стадиях.
Представьте себе, что вы организовали способ заказа вашего товара через интернет по принципу «Мастера» (wizard), т. е. набора последовательных действий, которые должен выполнить пользователь. Вам казалось, что все четко и логично: вот он товар, вот они шаги. Вы выполнили реализацию, приготовились открыть свой виртуальный магазин и решили, что пора бы и протестировать ваш Web-сайт. И вот все, кому вы показываете свое детище, делают (говорят) то, что повергает вас в шок. Они ищут дополнительную информацию в середине процесса заказа, и если прервать его, то все необходимо начинать с первого шага. Они хотят заказать сразу несколько товаров, а не делать почти одинаковые действия три раза. Они хотят получать помощь и подсказки от системы в процессе заказа, а вы не предусмотрели эту возможность. Ваши действия, если вы, конечно, не считаете, что пользователи ничего не понимают и с ними надо бороться, — срочно переделать все, чтобы исправить хотя бы самые откровенные «ляпы» в работе сайта. В итоге вы имеете сотни файлов, которые надо переписать на 60—70 %, картинки, нарисованные под конкретную последовательность действий (очень красиво сделано, столько часов труда убито — жалко будет их выбросить), испорченное настроение и предстоящие бессонные ночи, потому что вы договорились запустить проект уже через две недели.
Каков же может быть иной сценарий развития событий?
Вы собираетесь поместить свой интернет-магазин в сети только через три-четыре месяца. Вы только начали работу. Что у вас имеется на данный момент? Ничего или почти ничего. У вас есть идеи, которые еще не затвердели в скриптах, HTML-коде и картинках. У вас есть несколько листов бумаги, на которых вы на
бросали основные принципы и схемы. Вы показываете их тем же «пользователям», и они говорят то же, что и в первом случае. Но, думаю, вы и сами хорошо представляете последующие шаги.
Прежде чем приступить к тестированию юзабилити, следует выделить базовые категории пользователей и определить их цели. Эти категории различаются опытом, целями и особенностями психологии. Например, нет смысла привлекать домохозяйку для тестирования юзабилити сайта с финансовой аналитикой, точно так же как бесполезно просить взрослого человека протестировать сайт для детей. Выделив подобные категории пользователей, поставьте наиболее типичную задачу, например, найти на сайте по продаже бытовой техники сведения об особенностях конкретной людели утюга или микроволновой печи. Если вы создаете интернет-магазин, попросите оформить заказ'на ка - кую-нибудь книгу.
Для качественного тестирования юзабилити необходимо прижечь от трех до пяти человек. Такие цифры обусловлены повторяемостью результатов. Как правило, с некоторыми различиями пользователи будут сообщать вам одно и то же (либо вы сами будете это видеть) плюс несколько уникальных замечаний. При количестве пользователей больше пяти вы уже не узнаете почти ничего нового. Например, если вы поместили на сайте большое количества пиктограмм и ни одна из них не понятна, а всплывающие подсказки вы по каким-то причинам упустили, на 99 % могу гарантировать, что каждый из пользователей спросит нечто подобное: «А что означают эти картинки? Тут нигде нет... Обычно такая желтая штука выезжает и на ней написано - г это сохранить или удалить или еще что-нибудь...»
Итак, привлечение одного-двух человек создает опасность упустить что-нибудь важное, а больше пяти — очень мало улучшает качество очередного теста.
Помимо общего тестирования юзабилити существуют некотот рые более узкие его задачи. Вас может интересовать, например, только сам процесс заказа товара в интернет-магазине и его понятность. Может появиться необходимость проверить, как трактуют пользователи созданные дизайнером пиктограммы, которые они ранее не видели. Может понадобиться проверка «гуманности» подсказок и помощи по работе с Web-сайтом, для чего можно сымитировать проблему и попросить пользователя решить ее с помощью указаний в справке. Одним словом, не всегда целесообразно делать глобальное тестирование удобства использования. Особенно важно протестировать таким образом нестандартные решения.
При тестировании важно понять задачу и четко сформулировать ее. Вы не потеряете свое драгоценное время, гоняясь за подставными целями. Четко определите то, что вы хотите выяснить, проделайте соответствующие только этой цели тесты и проанализируйте их результаты. Если все сделано правильно, то вы по - лучиїе необходимые знания за минимальное время. Четкая постановка задачи — гарантия четкого результата.