Юзабилити: как сделать сайт удобным
Стандартизованный интерфейс
Использование большинства привычных для пользователей решений приводит к стандартизации пользовательского интерфейса. Как я уже сказал, это понятие в значительной степени условное. Стандартизованный интерфейс легок для изучения, он не вызывает дискомфорта и напряжения, не заставляет пользователей задумываться о том, как тот или иной элемент должен работать. Чем более привычное решение используется, тем меньше сил тратится на его объяснение, меньше места «съедается» поясняющими надписями и подсказками, возрастает удовлетворенность пользователя работой системы.
С точки зрения разработчика, стандартизация — весьма выгодная идея. Как пример можно привести приложения, используемые во внутренних интранет-сетях. Количество пользователей систем такого рода, во-первых, ограничено, во-вторых, часто* одни и те же пользователи работают с различными приложениями одного разработчика (набор приложений Microsoft Office). Стандартизованные решения ускоряют создание новых программных продуктов и повышают возможности их интеграции, что важно для разработчика, и повышают обучаемость пользователей и продуктивность их работы, что важно уже для заказчика. Стандартизованное приложение, в котором легко работать, усиливает привыкание, следовательно, пользователи будут меньше «смотреть» в сторону конкурентов.
Во внешнем мире все эти выгоды блекнут, стоит только подумать о том, что корпоративный сайт знаменитой компании будут называть невыразительным и скучным, потому что он использует только привычные и едва ли не устаревшие идеи. Во Всемирной паутине все хотят выделиться — того требует рынок. «Если ваш сайт не выглядит особенно; то вы и не создаете ничего особенного»,— это мнение многих людей. Как можно доверять
студии Web-дизайна создание лица компании в интернете, если та сама создала себе скучный унылый сайт как у всех? В интернете встречают «по одежке», поэтому никакая уважающая себя Web-студия не станет делать пяти заказчикам одинаково выглядящие сайты, различающиеся только содержимым. Ее просто засмеют.
В Web никто не хочет полной стандартизации и унификации, потому что тогда исчезнут дизайнерские изыски, креатив и «классные фишки» — все станет одинаковым, а ведь фирменный стиль, престиж, отличительные особенности еще никто не отменял.
Использование стандартных решений. Не во внешнем оформлении сайта, а в его интерфейсе (надеюсь, что отличия этих понятий очевидны) уже не столь опасно, скорее наоборот. Они повышают юзабилити интерфейса, поддерживают предопределенные действия, проверены на большом количестве пользователей, и потому в них можно бьггь уверенным.