Юзабилити: как сделать сайт удобным
Разбор уровней юзабилити
Теперь самое время привести конкретные примеры того, как выглядят «добро и зло» в юзабилити и как они влияют на работу пользователя. Не все, но очень многие критерии удобства использования становятся очевидными даже при поверхностном анализе.
Итак, у меня есть два электронных почтовых ящика. Первый я зарегистрировал достаточно давно на Yahoo!. Этот сервер всегда сильно загружен, размер ящика долгое время был скромненький, всего 4 мегабайта, да и далеко это от наших широт. Словом, позже я решил завести еще один почтовый ящик поближе, на белорусском портале TUT. BY. Скорость хорошая, патриотизм, места сколько угодно... Вот только работать с почтой мне гораздо приятнее на Yahoo!. Я объясню, почему.
При входе в электронный почтовый ящик на TUT. BY я должен вводить одни и те же данные всякий раз, даже если работал с почтой пять минут назад и закрыл браузер (рис. 7.24).
Страница TUT. BY загрузилась в течение одной секунды. После этого я быстро скопировал изображение в буфер обмена, запустил
Паропь:і j Забыл пароль
Рис. 7.24. Фрагмент страницы входа в почтовый ящик на TUT. BY
графический редактор, слегка обработал картинку. За это время Yahoo! еще не появился. По прошествии целой минуты страница Yahoo! загрузилась и я попал в свой почтовый ящик, введя только пароль (рис. 7.25). Изредка, наверное, один раз в два-три месяца, меня просят подтвердить свой логин и пароль (рис. 7.26).
Yahoo! ID' an_kalinovski
Password:
Mode: Standard | Secure Sign in as a different user
Рис. 7.25. Фрагмент страницы входа в почтовый ящик на yahoo. com. Я должен ввести только пароль
При установке опции запоминания данных пользователя я могу входить в свой почтовый ящик, не вводя длинное имя каждый раз (я всегда забываю, оно написано с подчеркиванием или через минус). Лично для меня это очень удобно.
Eht, er your Ю and password to sign in
Yahool ID-. [ ZT~~~
Password:______ ' _ J
0 Remember my ID on this computer
. Mode: Standard | Secure Sion-in help Forgot vour password?
Puc. 7.26. Фрагмент страницы входа в почтовый ящик на yahoo. com. Выделена опция Запомнить мои данные при входе с этого компьютера
На главных страницах почтовых ящиков нет различий, критических для юзабилити. Единственное отличие, достойное внимания, — визуализация использованного места в почтовом ящике (рис. 7.27, 7.28).
Испольгеааио 4781Кб*йт и» 20Мб*йт, ■ транше 466С
Размер Писем Новых Непро*
Рис. 7,27. Занятое письмами место на TUT. BY отображается с помощью цифр. Я никогда их не вижу
You are using 2УЬ of your 4.0MB limit.
Need more space? Get more storage.
Puc. 7.28. Занятое письмами место на yahoo. com отображается с помощью визуального индикатора. Для оценки достаточно беглого взгляда
Посмотрев на шкалу, я моментально представляю себе положение вещей (занято «ерунда» мегабайт почтового ящика — можно спокойно работать дальше), в то время как на TUT. BY я никогда не смотрю на цифры. Их труднее воспринимать, они плохо выделяются на серо-голубом фоне. Кроме того, надо сделать хотя бы грубый подсчет, а вести в уме расчеты при работе с почтой я не хочу.
На рисунках 7.29 и 7.30 показано, как отображаются письма на TUT. BY и на Yahoo!.
yuy by
».* ЇМІ. ИУ |
лишивАЯ ІЛУЖЬА bL/ІОРУі ІКОІ О HOP f AJIA ТІІГ. Вґ
4a 1b fc <s if - выберите папку ТВГ |
tTTVC Отії»
Г Й* storet8adobe. com
Г Eli An. Kalinovski
Thank you for creating an Adobe.. Письмо самому себе
■‘|5Г“Э<ь сЗ>‘
Ра»мі^ Попучаио
5135 25-Мар-04
12К 15-Мар-04*
Чгі ¥?
1 из 2 Н9 прочитано |
2 покэээно
r#.»Uri*.h»iavn »н^мкмы« првгодины1*, 2000-2004 Пишите н»мі Wfrftby
Рис. 7.29. Список писем на TUT. BY
an_kalinovsfcJ@yahoo. com (Sign put) |
шшш - ЧВиимиг - ШивыЖ ■
ІШ1 ^ ІпЬон (1) Q. Siist ® filtfc ttosssl ■ • ішій |
Messages 1*2 of 21 f-->* | {№»ЧІ | L. a >1 |
Jugw*T‘ ' :ВиіИ І Г Ai).Xallnonkl n»dL»o сипи uittii Mon 03/IS 13k Г OmwGuida Хм6iratftadt. tmtom№&hia. . W*«01/» 3k asta-iM urn |
| Q MvLittafB I ChackYour $1зыШШ£ш |
іташва |
I Move to foWer... |
Messages 1-2 of 2 | F*~»t | | N*<! | L |
Inbox View; All | Unread | Flaqgad |
of «.айв u««d • SeumitjM».*» ■ 1 |
ішвешюез |
Рис. 7.30. Список писем на yahoo. com
Внимательно рассмотрите эти рисунки. Различия интерфейсов почтовых служб таковы:
1. Элементы навигации на TUT. BY — это пиктограммы, а на Yahoo! — текст (рис. 7.31, 7.32).
4а %3 ^3 'ta & ■ I " выберите папку - SI Cji3P fif3' ”Ш
Рис. 7.31, Элементы навигации на TUT. BY
Delete |
Vibw: All I Unread I Flagged Messages 1-2 of2 і First | Previous | Ne::t | last
Puc. 7.32. Элементы навигации на yahoo. com
В спину пиктограмм вонзили уже немало ножей, и я, наверное,
не буду продолжать эту традицию. Просто скажу, что неудобно:
• форма перегружена графикой;
• я не могу запомнить значения всех пиктограмм;
• пока картинки не загрузятся, я не могу работать дальше;
• в мелкие картинки сложно попасть мышью.
2. На TUT. BY отсутствуют элементы навигации в нижней части списка писем. Конечно, при малом количестве «входящих» дубли кнопок на Yahoo! смотрятся, мягко говоря, странно. Однако это не покажется таковым, если в списке будут сотни старых и десятки новых посланий. Вы выделяете ненужные письма и собираетесь их удалить. Поскольку вы уже внизу списка, вам придется долго листать страницу вверх, чтобы нажать на пиктограмму Удалить (рис. 7.33, 7.34).
a* An^Kllino. vski |
письмо самому свое |
.... ~І2К |
1! |
Г” |
|||
1 иэ •> UH пплимтаил |
Рис. 7.33. Дубли элементов навигации на TUT. BY отсутствуют |
, Рис. 7.34. Элементы навигации на yahoo. com продублированы внизу страницы |
3. При переходе к списку папок на Yahoo! вы сделаете всего одно движение и щелчок мыши. Кроме того, вы сразу можете видеть состояние других папок и наличие в них новых писем
(рис. 7.35).
Inbox | View: All | U |
EsIdsES [МІ]
Q Inbox (1)
Щ Draft Q Sent
ugl Bulk rEmptvl OS Trash [Empty]
Puc. 7.35. Папки и управление ими на yahoo. com всегда под рукой
Чтобы перейти к папкам на TUT. BY, вам придется сначала нажать на соответствующую гиперссылку (рис. 7.36).
Рис. 7.36. Для перехода к папкам на TUT. BY необходим дополнительный шаг и время на загрузку страницы |
Вспомните привычные для вас почтовые программы (Microsoft Outlook, The Bat, Becky) — везде поддержана абстракция папок. На Yahoo! разработчики и дизайнеры не отступали от этого, а на TUT. BY проявили оригинальность. В результате
юзабилити снизилось из-за лишних шагов и отступления от і общепринятого шаблона.
4. Следующее отличие, однако, уже не в пользу Yahoo!. Если вы захотите перенаправить кому-либо свою почту, вам придется посщать каждое письмо по отдельности (рис. 7.37). Это вам быстро надоест, и все достоинства Yahoo! уже не будут казаться столь значительными.
Puc. 7.37. На TUT. BY поддержана функция перенаправления порции писем на другой адрес, хотя назначение этого поля и пиктограмм неочевидно. На Yahoo! подобная функция вовсе отсутствует
5. С почтой я работаю таким образом: я читаю письмо, удаляю его й перехожу к следующему. Мне неудобно, что на TUT. BY я не могу так работать: я должен выбирать либо переход к следующему письму при помощи щелчка мыши на пиктограмме, либо удаление, но тогда система автоматически «выбрасывает» меня к списку писем. Опять лишний шаг. Плюс все та же история с отсутствием дублей кнопок, что и в списке писем. На Yahoo! этих проблем нет. Удаляя письмо, я автоматически попадаю в следующее.
Есть и другие особенности, напрймер, способ установки и снятия выделения всех писем в папке.
А теперь несколько мелких «бяк».
Если работать на TUT. BY около часа, то происходит следующее (рис. 7.38).
(top отсоединены от сервера! Войдите, пожалуйста, снова.
Рис. 7.38. TUT. BY заботится о безопасности.
Сессии быстро «погибают»
Небольшая загадка (рис. 7.39). Попробуйте угадать, что скрывается за крестиками.
Рис. 7.39. Из-за определенных проблем пиктограммы не загрузились |
Иногда пиктограммы не появляются, иногда вместо них крестики. Я приспособился работать быстрее, чем кажется: я просто помню, где находится наиболее нужная мне пиктограмма Удалить (кстати, на разных страницах она в разных местах). Я ставлю курсор в соответствующую область экрана, появляется всплывающая подсказка (благо здесь разработчики не поленились) и курсор в виде руки, и тогда я нажимаю на это «нечто». Но разве это выход?
В этом рЙУШЕНПе (в смысле, в письме) проблемы с кодировкой (рис. 7.40). На Yahoo иногда случается, а вот на TUT. BY я ни разу не видел странных рЙУШЕНПов.
□ An. Kalinovski юЙУШНП УБНПНХ УЕВЕ
Рис. 7.40. Порой кодировка на Yahoo! «хромает»
Описывая одну из форм TUT. BY, я закрыл браузер. Я смог вспомнить назначения только нескольких пиктограмм. Лишенный возможности подвести курсор к пиктограмме и прочитать всплывающую подсказку, я оказался «безоружным» перед фантазией дизайнера, который их придумал.
1. Юзабилити — степень удобства и простоты использования некоторого продукта для его потребителя, а также способы обеспечения этого удобства. Начав знакомство с вашим программным продуктом с нуля, пользователь должен быстро обучиться работе с ним.
2. Неудачные интерфейсные решения создают негативное впечатление о вашем ресурсе и надолго запоминаются.
3. Для ускорения работы и повышения предсказуемости интерфейса важную информацию необходимо выделять. Существуют способы выделения информации на визуальном и на композиционном уровнях.
4. Надписи на элементах интерфейса должны быть понятными.
5. Отвлекающие элементы («прыгающий» по странице текст или бегущая строка) уводят пользователя от информации. Пользуйтесь этими приемами только в том случае, если вы
: намеренно желаете отвлечь пользователя.
6. Нельзя делать элементы интерфейса пользователя слишком мелкими и близкими друг к другу. Наиболее важные элементы интерфейса не. следует располагать в отдаленных уголках экрана.
7. Нежелательно использовать горизонтальную полосу прокрутки, а также две и более вертикальных.
8. Предоставление списка посещенных разделов, результатов поиска, хранение некоторой предварительной информации о пользователе ускоряют работу.
9. Сокращенная форма отображения данных экономит место на экране, ускоряет восприятие информации, упрощает работу, однако требует знания предметной области системы.
10. Удобнее всего читать текст, который контрастирует с фоном. Допустимо использовать не более трех шрифтов (желательно стандартных). Необходимо поддерживать правильное распознавание браузером кодировки текста.
11. Важны четкие и ясные заголовки.
12. Грамматические ошибки в тексте недопустимы. Обработка системой ошибок пользователя обеспечивает комфортность в работе.
13. Не стоит предлагать несколько решений одной проблемы.
14. Тестирование юзабилити необходимо начинать практически одновременно с началом работы над проектом. До начала тестирования необходимо выделить базовые категории пользователей вашего сайта. Для результативного тестирования достаточно привлечь три — пять человек.