Юзабилити: как сделать сайт удобным
Пользователь — компьютер
Человек непоследователен, он отвлекается, не может продуктивно работать долгое время и воспринимает только адаптированную для него информацию. Человек не может в уме пересчитывать большие числа, не может помнить наизусть весь текст «Преступления и наказания» Достоевского, Библию или «Балладу о верткой пуле» Стивена Кинга. Человек ближе к обеду хочет есть, выходит на перекур, пьет чай и Обсуждает футбольные Матчи с коллегами. Он дыщит, думает, чувствует, наблюдает, приспосабливается...
А еще он считает, что компьютер должен читать его мысли, быстро и точно выполнять команды, И очень расстраивается, кОгда этого не происходит (рис. 2.1).
-------------------- Можешь ты сделать хоть что-нибудь правильно!!! Рис. 2.1. К сожалению, не знаю автора этой карикатуры, которую я когда-то видел |
Компьютер оперирует только двумя сущностями — ноль и единица. Он работает, пока его не выключат или пока не прекратится подача электричества. Он не может стать менее бдительным
через сутки непрерывной работы, не отвлекается и не устает. Он педантичен, послушен и мстителен. Он мыслит жестко и прямолинейно. Он ждет команды от человека и беспрекословно выполняет ее, даже если эта команда может навредить ему. Он редко бывает предупредительным и воспитанным.
Давайте рассмотрим, как в общем случае выглядит взаимодействие пользователя с компьютером и, в частности, с какой-либо программной системой.
1. Пользователь формирует цель.
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать фразы сидящего за компьютером человека: «Почему этот компьютер не так работает! Я хочу, чтобы он просто посчитал мне сумму, а он выдает ка - кие-то графики»? Я такое слышал не один раз. Система не удовлетворила потребности пользователя, и юн недоволен. Система всегда должна удовлетворять его потребности. Это ее прямое назначение. Когда пользователь хочет найти телефон какой-нибудь компании в интернет-справочнике, это является его основной целью. Интерфейс должен быть направлен на обеспечение подобных нужд пользователя.
Когда пользователь видит цель, все остальное он теряет из вида, при этом он скорее станет тыкать курсором куда ни попадя, вместо того чтобы остановиться и подумать.
2. Пользователь решает, как достигнуть цели.
Выбор способа достижения цели зависит от предсказуемости системы, от знаний и опыта пользователя, от предвидения следующего шага, от степени участия системы в работе пользователя — подсказывает ли она ему следующий шаг и способ достижения цели или пассивно отвечает на запросы. Пока пользователь обдумывает способ совершения следующего шага, в системе ничего не происходит. Именно пользователь должен решить, что делать дальше и как достигнуть цели.
Первый постулат о принятии решений гласит: человек не любит принимать решения. Второй постулат: при работе с любой системой приходится принимать решения. Третий постулат: человек любит, когда ему преподносят готовое решение или информацию для него «на блюдечке с голубой каемочкой».
Часто вместо обдуманного решения пользователи предпочитают наугад щелкать мышью. Самое малое, что можно сделать во избежание подобных ситуаций, — это постоянно «говорить» пользователю о том, что он движется в верном направлении и указывать на возможные дальнейшие шаги.
«Доктор, моя психика перегружена. Я скоро сойду с ума. Вы представляете, я работаю на апельсиновой фабрике расфасовщиком и отбираю на одну конвейерную линию апельсины покрупнее, а на другую — помельче. Доктор, я так устал — я весь день принимаю решения. Я так больше не могу...»
3. Пользователь ищет в системе элемент, подходящий для достиг жения своей цели.
Может использоваться не только один элемент — гиперссылка, кнопка, текст, но и несколько, например, тройка поле ввода текста — выбор из списка — кнопка.
4. Пользователь активизирует выбранный элемент.
Он щелкает по найденной ссылке (ставит «птицу» в чек-боксе, нажимает кнопку, прокручивает страницу — в зависимости от предыдущего пункта), чтобы перейти непосредственно к результату действия.
5. Пользователь получает от системы результат действия.
Получив результат, он в некоторой степени удовлетворяется тем, что ему вернули не сообщение об ошибке или проблеме на сервере, а именно результат его запроса к системе.
6. Пользователь анализирует результат.
Анализируя результат, он решает, подходит ли ему этот результат, достигнута ли его цель, придется ли все повторить или можно переходить к следующей цели.