Юзабилити: как сделать сайт удобным
Основные элементы комлоновки страниц
■j; ■ ' ' ■ ■
Теперь нам предстоит довольно кропотливая работа — рассмотреть основные компоновочные блоки, используемые в построении Web-страниц. Блоки следует понимать как некоторую абстракцию, а не как конкретный текст с кнопками и полями.
По назначению все блоки условно делятся на навигационные, информационные, сервисные, рекламные и дизайнерские. Следует заметить, что различные блоки могут включать друг друга. Например, в один блок «Основное содержание» могут входить несколько блоков «Раздел», блок «Анонс», блок «Фотографии».
• Блок «На главную страницу»
Данный блок представляет собой гиперссылку, оформленную в виде логотипа либо названия компании, которой принадлежит сайт (рис. 5.7). Он чаще всего ведет пользователя на главную страницу сайта. Если сайт является структурной единицей набора ресурсов, то этот блок может вести и на головной сайт, при этом должно быть соответствующее пояснение. Блок располагается в левой верхней части страниц и не занимает много места. Он должен быть повторен на всех страницах сайта, но на небольших персональных сайтах может и вовсе отсутствовать. Он предназначен для заблудившихся посетителей и тех, кто пришел не на начальную страницу сайта, но хочет с ней ознакомиться.
Логотип
Рис. 5.7. Блок «На главную страницу» может включать логотип, название или адрес и даже слоган
Поле ввода |
» |
|
| Выбор из списка |
ш |
» |
Рис. 5.8. Эти два блока действительно очень похожи. Для посетителей они порой настолько очевидны, что некоторые разработчики даже не подписывают их |
• Блок горизонтального меню
Один из самых главных блоков на странице. Под блоком горизонтального меню понимается список гиперссылок, ведущих к основным разделам сайта (рис. 5.9). Гиперссылки располагаются на одной горизонтальной линии и могут быть оформлены и как обычный текст (меню), и как текст в виде изображения, и как символ (домик, корзина, конверт), и как вкладки. Они могут быть любого цвета и размера.
Раздел |
Раздел |
Раздел |
Раздел |
Раздел |
Рис. 5.9. Список разделов сайта обобщенно выглядит именно так |
Горизонтальное меню может быть двухуровневым (рис. 5.10). В верхней части находятся разделы первого уровня, при вызове которых появляется начальная страница данного раздела, а также меню второго уровня со списком подразделов.
f S -"I Stew iPod-» iTun[3]s ^ .Jill»*., І QolcltTIra* Support | *.M«OSX^j
• Блок вертикального меню
Блок вертикального меню по смыслу соответствует горизонтальному. В нем ссылки на разделы расположены одна под одной (рис. 5.11). В силу привычности данный блок располагают по левому краю страницы, но он может находиться и справа, и с обеих сторон одновременно. Этот блок может быть как статичным, так и с выпадающим меню или раскрывающейся древовидной структурой.
Раздел
Раздел
Раздел
Раздел
Рис. 5:11. Вертикальное меню. Чуть более «нахальный» родственник горизонтального: занимает больше места на странице и больше бросается
в глаза
<— |
Предыдущая |
Предыдущая |
Текущая |
Следующая |
Следующая II у |
|
порция |
порция |
порция |
порция |
порция II |
Рис. 5.12. Этот блок применим в большинстве случаев: от ознакомления с результатами поиска в поисковом портале до путешествия по виртуальным фотогалереям |
• Блок авторизации
Этот блок, наверное, самый предсказуемы^ и понятный (рис. 5.13). Он располагается на тех сайтах, где пользователь должен идентифицировать себя, чтобы получить доступ к определенной информации или чтобы система могла распознать его и основывать свою работу на ранее введенных данных (например, для очередного заказа в интернет-магазине).
Пользователь
Пароль
ОК
Рис. 5.13. Все просто и знакомо. Я только исключил уже привычно-ироничное «Забыли пароль?» и «Вы впервые у нас? Давайте зарегистрируемся»
• Блок «Подвал» (текстовые гиперссылки)
«Подвал» используется для текстовых гиперссылок на основные разделы сайта (рис. 5.14). Он должен быстро загружаться и быть доступным в момент, когда фокус внимания находится внизу страницы. Достаточно удобно: закончил работу с этой информацией и готов перейти к следующей. Часто под «подвалом» понимают все, что находится внизу страницы, а не только список основных разделов.
Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка Текстовая гиперссылка
Рис. 5.14. «Подвал» с текстовыми гиперссылками
• Блок навигационной строки
Этот блок — последовательность гиперссылок, определяющая путь посетителя к текущей странице. Навигационная строка показывает, где был пользователь, и позволяет быстро вернуться на один и более шагов назад (рис. 5.15). Если список элементов становится слишком длинным, то можно отображать только несколько первых и последних ссылок, а промежуточные заменить на многоточие.
Уровень 1 -> Уровень 1-2 -» Уровень 1-2-2 -» Уровень текущий
Рис. 5.15. Иногда навигационную строку называют «ссылки-цепочки»
• Блок содержания
Блок содержания состоит из заголовка и одного или нескольких блоков с основным содержимым страницы (рис 5.16).
Рис. 5.16. К столь абстрактному изображению и подписать нечего. Это основное содержимое страницы, и все |
Сегодня пятница, 7 мая 2004 года : 14.46
Рис. 5.17. Я итак помню, что сегодня пятница, 7 мая 2004 года, зато курсы валют или количество дней до Дня рождения Пушкина знаю не всегда
• Блок «Раздел»
Данный блок достаточно обособленный и содержит информацию, несколько отличающуюся от основного содержимого страницы. Это может быть анонс, новость, краткое описание услуг компании, опрос и т. д. (рис. 5.18). В блоке должно быть название и содержание раздела, а может еще и гиперссылка, позволяющая перейти к полному содержанию, например; Смотреть новость ПОЛНОСТЬЮ. Содержимым блока может быть и текст, и набор гиперссылок, и изображение.
Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела. Текст раздела.
Рис. 5.18. Блок «Раздел»
• Блок изображений (галерея)
Это набор изображений, совмещенный с блоком навигации по выборке, иногда может быть только одно изображение (рис. 5.19).
Изображения не всегда загружаются достаточно быстро. Однако по непонятной мне причине на многих сайтах этот блок состоит из одного большого изображения, вместо нескольких маленьких, которые можно просмотреть в большем размере дополни-
Заголовок
|
Краткие сведения Краткие сведения краткие сведения |
<- |
Предыдущая |
Предыдущая |
Текущая |
Предьщущая |
Следующая |
-> |
порция |
порция |
порция |
порция |
порция |
Рис. 5.19. Медленно загружающиеся картинки иногда вызывают досаду |
тельным шагом. Я предполагаю, что, во-первых, разработчики ленятся делать картинки двух размеров, а во-вторых, ленятся делать два вида блока — для множества картинок и для одной. Результат — раздражение посетителя. Если я не хочу внимательно рассматривать каждую картинку из шести представленных, я вынужден ждать загрузки страницы с полномасштабным изображением шесть раз, вместо того чтобы один раз дождаться загрузки шести маленьких изображений:
• Блок «Выбор языка»
Deutsch |
English |
Русский |
Рис. 5.20. Do you speak English? |
Этот блок необходим, если ваш сайт поддерживает несколько языков. Часто его располагают рядом со вторичной навигацией (см. § 6.3 Элементы навигации), а наименование языка пишут на нем же самом (рис. 5.20).
По такому же принципу построен блок изменения кодировки текста: быстрый переход к нужной кодировке осуществляется при помощи гиперссылки, а не средствами браузера.
• «Пустой блок»
Этот блок представляет собой пустое место между другими и может служить для отделения одного блока от другого, для рекламного баннера. Чаще всего он появляется сам по себе в процессе верстки (например, пустое место под горизонтальным меню, когда меню уже закончилось, а основное содержание страницы располагается ниже).
• Блок «Версия для печати»
Наверное, наименьший по размерам блок, он инициирует вызов текущей страницы и оптимизирует ее для отправки на принтер средствами браузера. Как правило, он располагается вверху или внизу основного содержимого страницы и совмещен с пиктограммой принтера (рис. 5.21).
Рис. 5.21. Долой картинки и украшательства. Вот уж где выполняется главный постулат интернета —информация превыше всего
• Блок «Название и слоган»
Этот блок содержит название компании или самого сайта и, возможно, слоган вроде «Уважаем классику, ценим новое». Этот блок оформляется чаще всего крупным шрифтом, иногда на фоновом рисунке или вместе с логотипом компании (рис. 5.22). Назначение его, думаю, понятно — это громкое заявление компании о себе.
• Блок «Копирайт»
Блок описания авторских прав компании-владельца сайта, иногда со ссылкой на его создателя, например «Дизайн SuperWeb-Studio».
Как правило, этот блок — одна-две строчки в нижней части страницы (рис. 5.23).
И СЛОГАН
Рис. 5.22. Существуют целые компании по придумыванию лозунгов и названий. А это их «хлеб»
Copyright (с) Somebody Inc. 1987-2004 All rights reeerved
Рис. 5.23. Все кому-то принадлежит. И все любят об этом напоминать
• Блок «Дизайнерское изображение*
Изображение, созданное дизайнером для украшения сайта и не являющееся одним из основных элементов содержания, может быть использовано л в качестве фона для иных блоков, например, для блока «Название и слоган» или блока текущей информации.
• Собственно рекламный блок
Несмотря на то что такой блок напоминает «Раздел», он может выглядеть как угодно: тут все зависит от фантазии разработчика. Это может быть и мерцающий баннер на половину экрана, и маленькая гиперссылка-«завлекалка», и имитация кнопки, например, «Рейтингуется SpyLog» или «Участник Rambler Тор 100». Реклама — она и есть реклама — всегда стремится к разнообразию (рис. 5.24).
Рекламный блок |
|
Текст рекламы. Текст оекламы. |
Фото |
Текст рекламы. Текст оекламы. |
|
Текст рекламы. Текст оекламы. |
|
Текст рекламы. Текст рекламы. |
|
Текст рекламы. Текст рекламы. |
Рис. 5.24. А теперь реклама. Вы читаете самую лучшую книгу по построению Web-интерфейса и улучшению удобства использования сайгой. Обязательно расскажите о ней друзьям |