Юзабилити: как сделать сайт удобным
Определение юзабилити
Что же такое юзабилити (usability)?
Если буквально переводить с английского языка это слово, то получится что-то вроде «способность к использованию» или «удобство употребления». В общем случае юзабилити — степень удобства и простоты использования некоторого продукта для его потребителя, а также способы обеспечения этого удобства. Помимо слова «юзабилити» существует более известный в русском - языке термин «эргономика».
В определении юзабилити я употребил слово «продукт», что говорит о широкой применимости понятия. Юзабилити является очень важным критерием не только для Web-сайтов, но и для различных программ (графических и текстовых редакторов, клиентских оболочек СУБД и т. д,). Кроме того, из приведенного примера с фотографиями ясно, что юзабилити — свойство, присущее и вполне бытовым вещам.,
Сталкивались ли вы с ситуацией, когда, запуская на своем компьютере новую программу, вы часами возились с ней, пытаясь сделать элементарные действия, но в другой программе подобного плана вы разбирались в течение нескольких минут? А как быстро вы установите чужой видеомаґнитофон на запись 16 канала через 2 часа 30 минут?
Юзабилити невозможно измерить количественно. Нельзя сказать, что юзабилити некоторого поискового портала равно 6,9 сайто-ча - сов или 18 человеко-страниц. Можно лишь говорить о том, что работать с одной поисковой системой удобнее, чем с другой.
Конкретный смысл понятия «юзабилити» определяется в контексте:
• если дело касается внешнего вида некоторого Web-сайта, то юзабилити определяют специфичные для Web законы (цвета ссылок, размеры кнопок и пиктограмм и т. д.);
• если речь идет о юзабилити программного продукта, например, графического редактора, то становятся более важными способы выделения объектов, количество «горячих» клавиш и «скрытых» команд, очевидность взаимодействия с элементами, перегруженность интерфейса лишней информацией и т. д.;
• если мы говорим о «начинке» компьютера, то на удобство его использования при настройке и сборке влияют способы крепления деталей, количество переключателей и перемычек на платах и т. п. К слову, когда мне самому понадобилось поменять оперативную память в компьютере, чего раньше никогда не делал, я почти десять минут пытался понять, как же она крепится.
Однако вернемся к программным продуктам и Web-сайтам.
Основной целью любого программного продукта с точки зрения интерфейса и удобства использования является, на мой взгляд, следующее: пользователь должен работать эффективно, рационально, получать удовлетворение от работы и максимально быстро достигать поставленных целей. Иначе говоря, входными
данными для юзабилити должны служить цели пользователя, а выходными — эффективность его работы.
В качестве примера рассмотрим книжный интернет-магазин. Представьте себе, что вы его покупатель и желаете приобрести некий «Справочник».
Вы обладаете входными параметрами (запросами):
• вы никогда ничего не покупали в интернет-магазинах;
• у вас ограниченный трафик и странички загружаются медленно;
• за каждую лишнюю минуту в интернете вы платите из своего кармана;
• вам очень нужен «Справочник». , /
Высокий уровень юзабилити должен обеспечить следующие выходные параметры (результаты):
• относительно легко разобраться с тем, как сделать покупку;
• купить именно тот «Справочник», который нужен;
• не заходить на те странички, которые не содержат нужную вам информацию;
• сделать все быстро, чтобы сэкономить свои деньги.
Теперь представьте себя по другую сторону, т. е. вы продаете «Справочник».
В интернете может быть много магазинов, подобных вашему, и пользователи об этом знают. Малейшие неудобства прй работе, раздражающее внешнее оформление, отсутствие или неполнота той информации, которую вы «обещали», ошибки в работе — эти и другие факторы могут заставить пользователя незамедлительно покинуть вас.
Это явная потеря клиентов и партнеров, денег, престижа, авторитета — кому что важнее. •
Чтобы этого не происходило, вы обязаны гарантировать пользователям следующее:
• начав знакомство с вашим программным продуктом с нуля, пользователь должен быстро обучиться работе с ним;
• пользователь должен как можно меньше экспериментировать, чтобы выполнить свою работу, не посещать ненужные ему страницы и не выискивать полчаса кнопку или ссылку;
• сделав ошибку, пользователь не должен снова заполнять большую и сложную форму, на которую он уже убил четверть часа. Для этого нужно на понятном ему языке предупреждать об ошибке либо «не дать» ее совершить;
• пользователь должен убедиться в том, что сделал все правильно, и получить то, что ожидал. Для этого может быть выдано сообщение, что его действия завершены и все выполнено верно;
• если у пользователя снова возникла необходимость заказать книги Именно у вас (а при должном уровне юзабилити и удовольствии от посещения вашего интернет-магазина так и должно быть), он должен работать так же эффективно, как при оформлении заказа в прошлый раз, когда он уже наловчился. Для этого интерфейс вашего сайта должен быть запоминаемым;
• наконец, поработав с вашим интернет-магазином, пользователь не должен в психозе разбить клавиатуру или пойти нервно курить из-за того, что у негр ничего не получилось, а он убил массу своего драгоценного времени. Он должен откинуться на спинку стула, потереть руки или сладко потянуться, получив удовлетворение от выполненной работы.
Человек устроен так, что на все хорошее, что с ним происходит, он обращает гораздо меньше внимания, чем на плохое. Это относится и к работе с Web-сайтом. Интернет-ресурсы могут коренным образом отличаться, но, если с ними удобно работать, эти отличия словно исчезают и самого процесса достижения цели мы не замечаем. В то же время неудачные интерфейсные решения въедаются в сознание, как ржавчина в металл, и стереть их очень трудно. Вы не обязательно должны получать массу благодарственных писем за хороший дизайн и высокий уровень юзабилити, но за противоположное, будьте уверены, вы, натер - питесь. Вас завалят недовольными отзывами, и ваша репутация будет безнадежно испорчена.