Юзабилити: как сделать сайт удобным

Обучаемость

7.5.1. Стимулы и предпосылки

Человек учится чему-либо только тогда, когда он этого хочет. В вузе он учится, если хочет получить высшее образование. Класть плитку он учится, если хочет обустроить свой дом или са­мостоятельно сделать ремонт, игре на пианино — если ему нра­вится музыка и он горит желанием освоить какой-нибудь музы­кальный инструмент (или если родители обещали ему купить компьютер, когда он сыграет им «Лунную сонату»). Обучаемость и желание учиться могут быть совершенно разными, но при на­личии не очень большого стимула к анализу и изучению систе­мы прельстить пользователя можно только легкостью обучения (можно даже сказать «незаметностью»). Если ему не приходится сильно напрягаться, чтобы понять правила работы и изучить функциональность, он, так уж и быть, согласится поработать с вашим продуктом.

Во всяком программном продукте существует набор функций, о которых пользователь может не узнать, не погружаясь чересчур глубоко. Тем не менее этот набор может облегчить работу с сис­темой. Например, я до определенного момента не знал несколь­ких приемов работы в графическом редакторе Adobe Photoshop. Так, если во время работы с изображением нажать и удерживать клавишу Пробел, то обычный курсор изменится на инструмент Рука, которым можно приблизить части изображения, скрытые за пределами области экрана. А если после первого щелчка инст­рументом Ластик нажать клавишу Shift и щелкнуть в другой точке экрана, то будет стерта вся область соответствующей ширины между этими двумя точками. Я не мог узнать этих вещей, потому что сама программа мне этого не подсказала, к справке я не об­ращался, поскольку мне удалось изучить этот редактор «методом научного тыка» еще с третьей версии, а книг по Photoshop я не читал. Эти приемы мне подсказал более опытный пользователь, и я стал работать эффективнее. Однако Незнание тонкостей практически не мешало работать. Вывод напрашивается сам: пока пользователю кто бы то ни было — система или человек — не расскажут о некоторой функции, она остается недоступной. Между жизненно важными для системы и пользователя функ­циями и сопутствующими находится тонкая грань, которую не­обходимо чувствовать. О жизненно важных необходимо сооб­щать достаточно «громко», а об остальных — ненавязчиво, аккуратно, чтобы не отвлекать пользователей.

Если ваши посетители легко и быстро научатся работать с вашей системой, они навряд ли захотят уйти к другому ресурсу и изу­чать его с нуля. Я не хочу переходить к графическому редактору Adobe Illustrator, потому что уже знаю схожий Corel Draw. Зачем мне изучать что-то новое, если у меня уже есть подходящий ин­струмент? Если мне скажут, что в Adobe Illustrator удобнее рабо­тать, я отвечу, что мне удобнее работать в том продукте, который я знаю и к которому давно привык, а не в том, который удобнее. Только массированная наглядная агитация заставит меня поду­мать, прав ли я. .

Для того чтобы пользователь понимал назначение того или ино­го действия, необходимо объяснять, что это за действие, для чего оно предназначено и к чему приведет. Мотивируйте поступки системы и пользователя, и тогда он быстро научится работать с вашим продуктом и будет все понимать, а не совершать «ритуа­лы». Такие объяснения запоминаются надолго.

7.5.2. Метафора

Существует особый подход к построению интерфейса с исполь­зованием метафор. Метафора — некоторая аналогия с процессами, происходящими в реальной жизни, поддержанная в интерфейсе системы. Метафорой является, например, Корзина в операцион­ных системах, т. е. пользователь понимает, что в корзину обычно выбрасывают ненужные вещи. Если ярлык перетащить в Корзину, то понятно, что его таким образом отправляют в «мусор», удаля­ют. На самом деле метафоричность таких процессов достаточно ограничена. Даже всем известный рабочий стол— тоже не самая удачная метафора (кстати, почему-то считается, что рабочий стол украшают «обой», а не «скатерть»). Метафора используется не только для обозначения действия, но и для изображений на пиктограммах (дискета, принтер и знак вопроса). Других изо­бражений, однозначно передающих свой смысл при помощи ме­тафоры, я не знаю.

Метафора не всегда удобна, т. к. четкое следование жизненным аналогиям может навредить интерфейсу и сделать его менее удобным и понятным. Отступление от метафоры в некоторых моментах делает ее нечеткой аналогией, которую пользователю надо додумывать. Кроме того, зачастую метафорой считают во­все не метафору, а так называемые идиомы.

7.5.3. Идиома

Идиома — часть интерфейса, которая устойчиво ассоциируется с некоторым действием и несет в себе определенную идею. На­пример, гиперссылка (текст синего цвета с подчеркиванием) со­общает, что, щелкнув на ней мышью, пользователь перейдет на другую страницу либо к другой части содержимого текущей страницы, если это якорь. Пиктограмма с крестиком значит «за­крыть», какого бы цвета, толщины, величины этот крестик не был. Полоса с бегунком говорит о том, что с ее помощью можно прокрутить содержимое (это понятно даже в некоторых компью­терных играх, где прокрутка может быть нарисована, например, в виде сложного кузнечного изделия, перемещающегося по сти­лизованным воротам). Идиома — устойчивое словосочетание, значение которого не обязательно следует из значений состав­ляющих его слов (например, смотреть сквозь пальцы, работать спустя рукава). Аналогичным образом идиома оказалась приме­нима к визуальным элементам.

7.5.4. Очевидность

Очевидность — качество интерфейса, обеспечивающее коррект­ное взаимодействие пользователя и Системы. Она основана на принципе «ручки — чтобы крутить, кнопки — чтобы нажимать». Если вставить в интерфейс краны с синим и красным цветом, то пользователь на основе идиомы из реальной жизни и очевидно­сти будет, не пробуя рукой кран (он не может этого сделать на экране монитора), безошибочно включать нужную воду.

7.5.5. Привычность решений (роль стандартов)

В Web существуют условные стандарты, которые определены привычкой пользователей. Являются ли эти стандарты фактора­ми, увеличивающими юзабилити, достаточно серьезный вопрос. Но вот в обучаемости стандарты играют роль своего рода идиом.

Рассмотрим один из примеров. На очень многих Web-сайтах на­вигационное меню расположено с левой стороны страницы. С точки зрения физиологии человека и закона Фитса человек быстрее перейдет от полосы прокрутки к меню, если оно будет с правой стороны. Однако все привыкли, что если есть боковое меню, то оно слева. При отсутствии альтернативного варианта навигации нарушение этого шаблона вызовет недовольство у пользователя и даже замедлит работу, потому что он по при­вычке сразу перемещает фокус внимания к гипотетическому меню слева, а потом возвращается туда, где оно действительно есть. Руки работают медленнее мысли, по крайней мере, у боль­шинства. То же касается и логотипа с переходом на главную страницу слева вверху. Почти все уже давно привыкли, что он там. Попробуйте поместить его в другом месте, и пользователь потратит дополнительные секунды, чтобы отыскать его. Никто не захочет запоминать, что у вас на сайте логотип с переходом на домаш­нюю страницу внизу или меню с основными разделами «выплы­вает» из какой-то странной пиктограммы в углу страницы.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.