Юзабилити: как сделать сайт удобным
Комфортность
7.4.1. Комфортность в жизни и в Web
Комфортность как элемент юзабилити по своей сути не является управляющей частью интерфейса пользователя. Она носит скорее характер дополнительных удобств.
Представьте себе два загородных коттеджа.
Один из них стоит на площадке, покрытой бетонной плиткой, нет ни сада, ни веранды, ни навеса, чтобы спрятаться от солнца в жаркий день. Холодная вода подается раз в сутки в течение двух-трех часов, а нагревать ее специальным агрегатом, объем которого ограничен. Кровати узкие, с сеткой, провисающей почти до пола. Кухонная плита с газовым баллоном, он тяжелый и большой, менять его положено раз в два месяца. На полах нет ковров, и босиком по ним ходить холодно, особенно зимой.
Второй коттедж в зеленом тенистом саду. Горячая и холодная вода из водопровода круглосуточно. Удобные широкие кровати. Повсюду мягкие пушистые ковры, стоит телевизор, музыкальный центр. На кухню газ подведен централизованно, и перебоев С его подачей не бывает.
Жить можно и там, и там. Только ощущения разные. Первый вариант — школа выживания, второй — номер-«люкс».
До сих пор не существует единого разрешения монитора у всех пользователей. Кроме того, вы не заставите пользователя специально для просмотра вашего сайта переключаться в режим 1024x768, если он привык к 800x600. Все прекрасно знают, что
поддержка нескольких разрешений монитора — занятие нетривиальное, однако подстраиваться придется вам, если вы хотите, чтобы ваши посетители чувствовали себя комфортно. Необходимо добиться того, чтобы ваш сайт практически одинаково выглядел при различных разрешениях монитора (естественно, речь идет только об основных).
Большая часть информации на странице остается доступной как при различных разрешениях монитора, так и во всех популярных браузерах. Однако то, как выглядит эта информация, порой оставляет желать лучшего. Хорошая идея, часто и эффективно используемая, может сыграть злую шутку. Как-то я попал при помощи браузера Mozilla на сайт одной компании, где был просто сражен наповал «висящей» перед основным информационным блоком совершенно непонятной таблицей. Заинтересованный таким поворотом событий, я стал экспериментировать: можно ли все-таки прочитать этот информационный блок, работают ли гиперссылки на этом куске таблицы. Работать с содержимым я все-таки смог, но в другой раз у меня не будет ни времени, ни желания разгадывать подобные головоломки.
Я скопировал в буфер обмена адрес этой экстравагантной страницы и открыл ее во «всеядном» MS Internet Explorer. Среди прочих достоинств он имеет свойство, нещадно эксплуатируемое любителями нестандартных решений, — этот браузер как будто построен по принципу «отображу все, а что не отображается, то все равно отображу». Например, в спецификации HTML у тега <table> не существует атрибутов «height» и «width»:
ctable height=«100>> width=«100%»>, НО редко кто ПИЩЄТ страницы, строго следуя спецификации;
ctable style=«height: 100%; width:.l00%»>.
Internet Explorer отреагирует на обе записи одинаково, потому, что он «всеядный», в нем работают практически любые «изыски».
И вот, нисколько не удивившись, я увидел, что в Internet Explorer все выглядело красиво и стройно, а «неизвестная таблица» на самом деле принадлежала выпадающему меню, построенному каким-то особо хитрым способом.
К сожалению, я не помню адреса этого «чуда», однако найти are лог не составит труда. Примеры сплошь и рядом (рис. 7.14,7.15
БВШ
frwpfWW a— .9»—»■
-
(М««аіаамдеп' Ш: |
Ласга»еяостк
•уднгерм
Лосатигапп
V. ... Я
Рис. 7.14. Я уважаю парней из SpyLog, а вот они, похоже, совсем не ува жают семейство браузеров Gecko, в частности, браузер Mozilla. Вмест содержимого — огромный кусок пустого места
Фактически, проверив работу своего меню только в Interne Explorer, разработчик предложил мне пользоваться нагревателе* для воды вместо горячего водопровода.
За время работы в интернете у меня выработался инстинкт: еслі я работаю в одном окне и не делаю специальных действий дои открытия нового, то всякое всплывающее «нечто» вызывав' у меня непреодолимое желание его закрыть (рис. 7.16). Иногд; это мне мешает, потому что разработчик решил показать і^н< информацию в новом окне, а я взял и «прихлопнул» его (окно) не желая читать очередной рекламно-завлекательный мусор. Н( один раз я закрывал окна по привычке, не дожидаясь того, что мог в них увидеть.
БЯПЯПНЩВИШПЙВПЩдНЯЩЩПЩКДО
» j* *■»№ ipeb ц*
ЗЙІЗ |
ІЗ w • О' З Й" €St тйг»«*» <&»*> {^■мвдЦ'иііиііііііиійІіііВійиімйиіШ ■—---
Иміуіпй» >mwyii Р«ч«пмй ч»"1?
. 64СИНГЄ0*С7ЮТ |
.даты paetrrat епвйї шкал*уйт» «вінежнвсти -
! Овтстт» иовост* • к«tenor і С*йчле**в*йт*: 9
Сводная статистике і_у
TOC o "1-5" h z Ії'тпііі' "• 25 *"P«n« 2004 (»e> 19:1*
' ПоС«Ш»Є»йСТ* С*Й»« * География по етрапвп |
: Ммцімвстк
««»
: Сегодня і і
і 8ч»р« 2 2
47 Э*S |
r Ломим і рейтинга : Р*»М«» «ГДИТОрИИ
(«•cWmiw 9ш 19ДивВ |
IMtltMiM >«7дн*В |
■■щг:":........... гтйсуші І * Сводка* статистик* |
. * Понции • рейтинге JSK’ ПйИИЦМИОСТ* і д >:.......... Страницы.................................... : "ІЙЕ?. ............... П/ти- 'SK' *У®.итвР*|.я • ■ Ж£ ГІоееттели; jjjfc; Сйе»«им ; |
мци*кі« C№iv'paux»t: |
Jd |
_Г!*в=Г |
Рис. 7.15. Вот так должна выглядеть страница сводной статистики
на SpyLog
загрузка. |
ЯНЕ
r^- L-v |
chool87.jpg Black.66.jpg
f Video' Н УбритнІиі
Group9.jpg t Разное З
Рис. 7.16. Зайдешь, бывало, почитать анекдоты на http://fomenko. ru, а там, словно в сказке, как выпрыгнет, как выскочит...
У многооконной организации Web-интерфейса, особенно если она используется в интернете, а не интранет-сетях, есть ряд не достатков:
• порой трудно разделить ситуации на те, в которых следует но вые окна открывать «без позволения» пользователя, и те, в ко торых нужно дождаться его запроса;
• всплывающие окна часто непроизвольно «убиваются» опытными пользователями;
• может случиться так, что появившееся окно можно просто ш заметить во время работы, если оно открывается на заднек плане;
• иногда и обновление содержимого вспомогательного окна может происходить практически незаметно, по этой причине пользователь может решить, что система не отвечает на его запросы.
Если приходится работать со страницами на несколько экранов, то независимо от того, дублируете ли вы в нижней части элементы навигации или нет, вы вынуждены долго пролистывать содержимое. Использование элемента Наверх может ухудшить дизайн страниц, а в некоторых случаях все равно не решит проблемы, ведь пользователь должен всегда иметь возможность виден «контекст» своей работы (навигационную строку или краткое описание текущего действия). В подобных случаях иногда верстку делают таким образом, чтобы основные навигационные элементы не перемещались при прокрутке. Исключением являются элементы, «плавающие» по странице. Меня они невероятно раздражают. Они не прокручиваются вместе с остальным содержимым и отвлекают от работы. Я советую избегать таких элемен - тов-«попрыгунчиков».
Любой предмет, находясь не в нужное время и не в нужном месте, может препятствовать выполнению работы. Содержимое страницы должно прокручиваться только одной полосой прокрутки (скрол - лером) и только в одном направлении (вверх/вниз) (рис. 7.17).
а» і* чрмм jNfc g*;, О”"* ' О • Й Й <Ь I Р»**: |
"3 Qe» |
Design, |
®. ¥4^ * * * KIRSANOV |
Put simply, our goal is to make the world a. mors feu$ul and: We |
We believe value of vis Not only d' ...by..Yttaliai |
Ййм*мри>Шв>йш*Йвіііа'СЯ|ІчМсп. ІійА.. |
Puc. 7.17. Как вы думаете, удобно ли работать на сайте знаменитого автора книги «Web-дизайн» Кирсанова при наличии двух таких полосок прокрутки? Попробуйте |
Ш- |
ГЦйЫпйН |
Ситуация, когда необходима горизонтальная полоса прокрутки, крайне нежелательна. Также следует избегать двух и более вер
тикальных. Мне приходилось сталкиваться со страницами, на которых надо орудовать сразу двумя полосами прокрутки. Крайне неудобно, прошу заметить. А об увеличении скорости работы пользователей не может идти и речи. Такие вольности можно позволить себе только там, где речь идет о дизайне, а пользователи не работают.
Факторов, ускоряющих работу пользователя и упрощающих ее, настолько много, что некоторые можно упустить из виду. Я едва не забыл упомянуть о клавише Ввод. Помните, что очень часто пользователи работают с сайтом или поисковым порталом при помощи этой клавиши. Они печатают запрос, заполняют форму и жмут на Ввод. Одного этого нажатия должно быть достаточно
для продолжения работы с системой. Не заставляйте пользователя тянуться к мыши, а потом еще и искать нужное место для «клика».
Еще один «забытый герой» — шрифт, размер которого установлен в браузере по умолчанию. Некоторые любят мелкие буквы, некоторые — крупные. Ваш чудесный сайт может развалиться на • куски, если вы не проверили его поведение при установках шрифта Самый маленький и Самый большой. Как правило, если со страницей все нормально при этих граничных условиях, то в остальных случаях проблемы также не возникают. Здесь есть одно «но». Часто разработчики используют размер шрифта, жестко заданный при помощи стилей. Это не совсем корректно по отношению к пользователям, потому что это типичная «уравниловка». За тысячи посетителей дизайнер решил, как им удобнее читать. Он поставил в одинаковые условия и человека с ослабленным зрением, и пользователя, у которого «зоркий орлиный глаз».
Как видите, наличие хотя бы только этих «забытых героев» говорит о том, что всего не упомнишь. Каким бы ни был ваш опыт, он подскажет вам то, о чем я мог забыть.
Сокращения времени работы можно добиться за счет сокращения количества шагов до поставленной цели. В качестве примера рассмотрим главное меню сетевого телефонного справочника. Интернет-справочник позволяет искать телефоны как сотрудников и подразделений, так и самих организаций, при этом формы поиска всех этах объектов отличаются. Он позволяет также создавать эти объекты, получать по ним отчеты, получать справку и искать альтернативным способом (например, навигация по каталогу).
Как перейти к поиску организации?
Учитывая небольшое количество объектов системы, можно предложить несколько вариантов.
1. Создать пункт главного меню Поиск (рис. 7.18)
После выбора этого пункта предлагается уточнить объект одним из двух способов — выбором объекта из списка (рис. 7.19)
Главное меню
Регистрация информации Поиск информации Печать делений Дополнительно,..
Рис. 7.18. Первый шаг — выбор действия Поиск Поиск сотрудника Поиск подразделения Поиск организации |
Рис. 7.19. Второй шаг — выбор объекта действия Поиск или набора вкладок (рис. 7.20).
Подразделение |
Организация |
Дополнительно |
Сотрудник ГТ-^Г. *~Г |
: Фамилия
ч
j ' Имя Отчество
Искать
Рис. 7.2Q. Второй шаг — переход на нужную закладку
2. Показать форму со вкладками
По умолчанию целесообразно загружать открытой ту вкладку, которая чаще всего используется для поиска (например, Сотрудник). Это хорошее решение, но лишний уточняющий шаг убран только для тех, кто ищет сотрудников.
3. Вынести в главное меню опции Искать сотрудника, Искать подразделение, Искать организации
Человек сразу попадет в нужную ему форму поиска. Третий вариант предпочтительней. Теперь уточним его. Есть соблазн сгруппировать сходные действия, но это ошибочное решение. Если мы выделим композиционные блоки Найти, Регистрировать, Печатать, человек быстро перейдет к блоку поиска, но остановится на выборе объекта: он будет высматривать слово «поиск», которое будет написано три раза. Поэтому пользователя необходимо направлять «от объектов», а не «от действий», в данном случае разделить главное меню на блоки Сотрудники, Подразделения и Организации. Тогда пользователь быстро найдет блок Организации, обнаружит в нем слово «поиск» и «кликнет» на нем. Блоки меню целесообразно расположить исходя из их важности и частоты использования в соответствии с направлением восприятия (слева направо и сверху вниз) (рис. 7.21).
Г™ Главнс |
е меню | |
' Ї |
|
• Регистрация информации о сотруднике 'і |
Регистрация информации о подразделении * |
' Поиск информации а сотруднике |
Поиск информации о подразделении |
Печать сведений о сотруднике |
Печать сведений о подразделении < |
'ммямаиЙмйвивррии j |
|
Регистрация информации об организации ' |
Регистрация категорий |
• Регистрация информации об организации |
Архив отчетов и бланков |
Печать сведений об организации 1 ....................... - ii |
Помещение файлов |
I Рис. 7.21. Действия сокращены на один шаг |