Юзабилити: как сделать сайт удобным
Фокус внимания
Фокус внимании человека применительно к компьютерным системам — это место на экране, куда направлен его взгляд и где он сознательно сосредоточен. Цель качественного, хорошо проработанного интерфейса, с одной стороны, удерживать фокус внимания пользователя именно в том месте, где он должен совершить следующее действие, а с другой — не заставлять его перед совершением действия долго размышлять над необходимостью или последствиями. На фокус внимания влияет большое количество факторов, поэтому управлять им достаточно сложно.
Общий принцип управления и удержания фокуса внимания примерно таков: необходимо привлечь внимание человека к какому-либо элементу, при помощи этого элемента заставить его переместить фокус внимания к следующему элементу, при помощи следующего — к другому и так далее, пока цель пользователя или системы не будет достигнута. Таким образом, если вы не «позволяете» человеку отвлекаться и он все время сосредоточен на своей задаче, это выгодно и ему, и вам. Внимание — одно из основных понятий психологии, которое определяет успех обучения, продуктивность работы и т. д.
Человеку необходимо время, для того чтобы переключиться на новую задачу или вернуться к старой. Редко происходит так, что пользователь сразу продуктивно приступает к продолжению работы, если он, например, выходил на перекур или говорил по телефону. Обычно между «на чем я остановился» и «ах да, я писал
о...» проходит порядка семи-восьми секунд. Для того чтобы уменьшить этот период и облегчить посетителю возврат к выполняемой задаче, необходимо, чтобы Система находилась в том «положении», в котором ее оставили, и сообщала о действии, которое намеревался совершить пользователь.
Как я уже говорил, человек обладает просто фантастической способностью отвлекаться. Это почти не зависит от важности и срочности трго, что он делает. Если «по пути» пользователь натыкается на что-либо интересное, он готов бросить все.
UeP' Весьма показательным примером того, насколько способны отвлекаться пользователи во время работы, служит один случай. Когда я просматривал статистику посещений своего персонального сайта, любезно предоставляемую сервисом spylog. ru, я наткнулся на такой факт. Некто искал на поисковом портале Rambler информацию о мужских деловых костюмах, затем он наткнулся на ссылку на мой сайт и ушел на него. Судя по отчетам, этот некто провел за чтением не так уж и мало времени, а ведь искал он совсем другое.
Повторюсь, фокус внимания бывает только один, человек осознанно может думать только об одной задаче, а все остальные в его голове протекают бессознательно. Если бы это было не так, вы никогда в жизни не слышали бы фраз «подожди, а то я мысль потеряю», «сейчас, секундочку». Человек бы просто дописывал фразу или не терял мысль, если бы мог иметь несколько фокусов внимания. Кто со мной не согласен, пусть прочитает следующее примечание, декламируя вслух любое из стихотворений (хоть бы и «Наша Таня громко плачет»), а потом попробует сказать, о чем он читал.
Я никогда не мог одновременно различать буквы, передаваемые при помощи азбуки Морзе, и составлять их в слова. Если я слышал более одного слова, то мог понять смысл сообщения только после того, как записал все по буквам. Для выполнения подобной задачи необходимо бессознательно воспринимать отдельные буквы. В таком случае я могу складывать их в слова, не задумываясь над каждой буквой по отдельности.
Способность терять фокус внимания так же, как крепость сна, различная у разных пользователей. Один человек легко отвлекается, стоит ему только услышать или увидеть около себя что-то постороннее (звук за окном, заходящую на посадку муху, услышать жужжание диска внутри CD-ROM). Другие, наоборот, настолько глубоко погружаются в задачу, что «вырвать» их оттуда почти невозможно. Одна моя знакомая, работая за компьютером, «уходила в себя» настолько, что начать разговаривать с ней можно было, лишь громко позвав ее или тронув за плечо. После этого она еще секунд пять смотрела на меня, пытаясь понять, «кто она и что здесь делает».
Существует один достаточно старый анекдот про программиста, написавшего программу для себя лично, которая перед выключением компьютера в конце рабочего дня сообщала: «Тебя зовут Вася. Ты программист, тебе 28 лет. Сегодня 24 мая 2004 года, понедельник. Ты сейчас идешь домой. По пути домой ты должен купить молоко».
Для восстановления фокуса внимания пользователю необходимо сообщить достаточно большое количество информации: где он находится, с чем работает, что уже сделал, на каком шаге остановился и какой элемент текущий с точки зрения системы.
■ов£ Существует хороший прием определения фокуса внимания пользователя: в процессе работы за компьютером надо приостановить его и попросить описать форму, которую он видел минуту назад. Он назовет те поля, на которых останавливался фокус внимания и которые попадали в кратковременную память. Если важный элемент формы оказался «невидимым» для пользователя, подумайте над его расположением в форме или способом выделения.
Подсказки, контекстная помощь, глагольное название кнопок, наименование форм и заголовки разделов — все это сообщит пользователю, что должно или может быть выполнено в данный момент.
Существуют четыре способа заострить внимание на текущем объекте в системе:
• подсветка
Система подсвечивает объект, который для нее текущий. Например, в браузере Internet Explorer последних версий панель инструментов представляет собой серые пиктограммы, которые становятся цветными при наведении на них курсора. В Web частным случаем подсветки является изменение цвета или вида гиперссылки при наведении на нее мыши.
• указание
Можно указать какую-либо область экрана или объект, если это поддерживается программой. Например, может быть указана конкретная строка таблицы после «клика» на ней мышью. Указание — это вариант «долговременной» подсветки.
• выделение
Выделение подразумевает, что пользователь каким-либо образом обозначает для системы объект, над которым нужно про
извести некоторое действие. Выделить объект можно, установив флажок в чек-боксе или нажав радио-кнопку. Можно выделить часть текста, изображение или какую-либо еще часть содержимого страницы. Например, при выборе варианта дизайна бесплатной гостевой книги на сайте narod. ru из девяти представленных пользователь выделяет нужный ему при помощи радио-кнопки и нажимает кнопку для перехода к следующему действию.
• активация
Активировать — значит сделать некоторый элемент интерфейса или объект системы доступным для использования или преобразования. Например, выпадающее меню в некоторых случаях может быть использовано только после активации управляющего элемента, т. е. наведения на него курсора. Текущий раздел меню, как правило, идентифицируется при помощи подсветки.