Юзабилити: как сделать сайт удобным

Фокус внимания

Фокус внимании человека применительно к компьютерным сис­темам — это место на экране, куда направлен его взгляд и где он сознательно сосредоточен. Цель качественного, хорошо прора­ботанного интерфейса, с одной стороны, удерживать фокус вни­мания пользователя именно в том месте, где он должен совер­шить следующее действие, а с другой — не заставлять его перед совершением действия долго размышлять над необходимостью или последствиями. На фокус внимания влияет большое коли­чество факторов, поэтому управлять им достаточно сложно.

Общий принцип управления и удержания фокуса внимания примерно таков: необходимо привлечь внимание человека к ка­кому-либо элементу, при помощи этого элемента заставить его переместить фокус внимания к следующему элементу, при по­мощи следующего — к другому и так далее, пока цель пользова­теля или системы не будет достигнута. Таким образом, если вы не «позволяете» человеку отвлекаться и он все время сосредото­чен на своей задаче, это выгодно и ему, и вам. Внимание — одно из основных понятий психологии, которое определяет успех обучения, продуктивность работы и т. д.

Человеку необходимо время, для того чтобы переключиться на новую задачу или вернуться к старой. Редко происходит так, что пользователь сразу продуктивно приступает к продолжению ра­боты, если он, например, выходил на перекур или говорил по те­лефону. Обычно между «на чем я остановился» и «ах да, я писал

о...» проходит порядка семи-восьми секунд. Для того чтобы уменьшить этот период и облегчить посетителю возврат к вы­полняемой задаче, необходимо, чтобы Система находилась в том «положении», в котором ее оставили, и сообщала о действии, которое намеревался совершить пользователь.

Как я уже говорил, человек обладает просто фантастической способностью отвлекаться. Это почти не зависит от важности и срочности трго, что он делает. Если «по пути» пользователь на­тыкается на что-либо интересное, он готов бросить все.

UeP' Весьма показательным примером того, насколько способны отвле­каться пользователи во время работы, служит один случай. Когда я просматривал статистику посещений своего персонального сайта, любезно предоставляемую сервисом spylog. ru, я наткнулся на такой факт. Некто искал на поисковом портале Rambler информацию о мужских деловых костюмах, затем он наткнулся на ссылку на мой сайт и ушел на него. Судя по отчетам, этот некто провел за чтением не так уж и мало времени, а ведь искал он совсем другое.

Повторюсь, фокус внимания бывает только один, человек осоз­нанно может думать только об одной задаче, а все остальные в его голове протекают бессознательно. Если бы это было не так, вы никогда в жизни не слышали бы фраз «подожди, а то я мысль потеряю», «сейчас, секундочку». Человек бы просто дописывал фразу или не терял мысль, если бы мог иметь несколько фокусов внимания. Кто со мной не согласен, пусть прочитает следующее примечание, декламируя вслух любое из стихотворений (хоть бы и «Наша Таня громко плачет»), а потом попробует сказать, о чем он читал.

Я никогда не мог одновременно различать буквы, передаваемые при помощи азбуки Морзе, и составлять их в слова. Если я слышал более одного слова, то мог понять смысл сообщения только после того, как записал все по буквам. Для выполнения подобной задачи необходимо бессознательно воспринимать отдельные буквы. В та­ком случае я могу складывать их в слова, не задумываясь над каждой буквой по отдельности.

Способность терять фокус внимания так же, как крепость сна, различная у разных пользователей. Один человек легко отвлека­ется, стоит ему только услышать или увидеть около себя что-то постороннее (звук за окном, заходящую на посадку муху, услы­шать жужжание диска внутри CD-ROM). Другие, наоборот, на­столько глубоко погружаются в задачу, что «вырвать» их оттуда почти невозможно. Одна моя знакомая, работая за компьюте­ром, «уходила в себя» настолько, что начать разговаривать с ней можно было, лишь громко позвав ее или тронув за плечо. После этого она еще секунд пять смотрела на меня, пытаясь понять, «кто она и что здесь делает».

Существует один достаточно старый анекдот про программиста, на­писавшего программу для себя лично, которая перед выключением компьютера в конце рабочего дня сообщала: «Тебя зовут Вася. Ты программист, тебе 28 лет. Сегодня 24 мая 2004 года, понедельник. Ты сейчас идешь домой. По пути домой ты должен купить молоко».

Для восстановления фокуса внимания пользователю необходимо сообщить достаточно большое количество информации: где он находится, с чем работает, что уже сделал, на каком шаге остано­вился и какой элемент текущий с точки зрения системы.

■ов£ Существует хороший прием определения фокуса внимания пользо­вателя: в процессе работы за компьютером надо приостановить его и попросить описать форму, которую он видел минуту назад. Он на­зовет те поля, на которых останавливался фокус внимания и которые попадали в кратковременную память. Если важный элемент формы оказался «невидимым» для пользователя, подумайте над его распо­ложением в форме или способом выделения.

Подсказки, контекстная помощь, глагольное название кнопок, наименование форм и заголовки разделов — все это сообщит пользователю, что должно или может быть выполнено в данный момент.

Существуют четыре способа заострить внимание на текущем объекте в системе:

• подсветка

Система подсвечивает объект, который для нее текущий. На­пример, в браузере Internet Explorer последних версий панель инструментов представляет собой серые пиктограммы, кото­рые становятся цветными при наведении на них курсора. В Web частным случаем подсветки является изменение цвета или вида гиперссылки при наведении на нее мыши.

• указание

Можно указать какую-либо область экрана или объект, если это поддерживается программой. Например, может быть ука­зана конкретная строка таблицы после «клика» на ней мы­шью. Указание — это вариант «долговременной» подсветки.

• выделение

Выделение подразумевает, что пользователь каким-либо обра­зом обозначает для системы объект, над которым нужно про­

извести некоторое действие. Выделить объект можно, установив флажок в чек-боксе или нажав радио-кнопку. Можно выделить часть текста, изображение или какую-либо еще часть содер­жимого страницы. Например, при выборе варианта дизайна бесплатной гостевой книги на сайте narod. ru из девяти пред­ставленных пользователь выделяет нужный ему при помощи радио-кнопки и нажимает кнопку для перехода к следующему действию.

• активация

Активировать — значит сделать некоторый элемент интер­фейса или объект системы доступным для использования или преобразования. Например, выпадающее меню в некоторых случаях может быть использовано только после активации управляющего элемента, т. е. наведения на него курсора. Теку­щий раздел меню, как правило, идентифицируется при помо­щи подсветки.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.