Юзабилити: как сделать сайт удобным

Что такое идеальный интерфейс

Чем больше интерфейс отличается от того, к чеіму пользователь привык в реальной жизни, тем труднее ему работать с таким ин­терфейсом. Поэтому мне кажется целесообразным рассмотреть понятие идеального интерфейса и, по меньшей мере, к нему стремиться (рис. 2.3). Идеальный интерфейс — такой интерфейс, который максимально приближен к тем условиям и к той среде, в которой человек привык жить и работать.

Что такое идеальный интерфейс

Рис. 2.3. Пример интерфейса, достаточно близкого к тому, что я пони­маю под идеальным интерфейсом. Этот кадр из фильма «Матрица-2». Оператор управляет «парковкой» космического корабля при помощи З-d проекции реальных элементов ; ' : г ;

Первый пример стремления к идеальному интерфейсу.

Представьте себе опытного водителя с двадцатилетним стажем, который сел за компьютер и впервые включил игру «Need For Speed». Не думаю, что он пройдет трассу быстрее и качествен­нее, чем его сын-подросток, даже не имеющий водительских прав, но гоняющий на виртуальных трассах вот уже несколько месяцев. Интерфейс компьютерной игры слишком отдален от того, что этому человеку приходится делать в реальной жизни, и никакая метафора ему не поможет. Однако современные тех­нологии позволяют использовать вместо клавиатуры и мыши приставку, например, руль с педалями. Даже если наш водитель не сразу приспособится к виртуальным приборам управления машиной, он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее и уже скоро будет обгонять сына-виртуоза.

Второй пример стремления к идеальному интерфейсу. Представьте себе дизайнера, рисующего на компьютере нечто в технике карандашного рисунка. Мышь — инструмент непо­слушный и крайне неточный для такой работы. Движения ди­зайнера скованны и неуклюжи, он не чувствует линий. Но вот приходит его друг — дизайнер номер два. Оц видит мучения сво­его коллеги и предлагает испытать свое «световое перо» — эта­кий электронный карандаш, движения которого по специальному планшету отображаются на экране компьютера. Это достижение техники впечатляет первого дизайнера, он несколько недовер­чиво пробует его в деле и очень быстро заканчивает рисунок. Не прошло и пятнадцати минут против тех нескольких часов, кото­рые ушли на мучения с мышью.

Третий пример стремления к идеальному интерфейсу. Диспетчеру отдела водоснабжения сообщили из аварийного на­ряда о том, что на улице Свободы прорвало трубу и теперь про­спект Независимости остался без воды. Он знает, что рядом есть второй источник водоснабжения, так что, если перекрыть про­рвавшуюся трубу и включить подачу воды по соседней линии, положение можно спасти.

Я прощу специалистов по водоснабжению, если таковые будут чи­тать эту книгу, простить мне этот пример, потому что он наверняка не соответствует реальной жизни. Он абстрактен, и я мог бы с таким же успехом говорить о газоснабжении или подаче тепла.

Диспетчер долго пытается отыскать это место на электронной карте в компьютере, орудуя увеличением и уменьшением мас­штаба, наконец, находит его и отдает команду наряду переклю­чить воду на соседнюю линию. Но вот руководитель наряда сно­ва звонит уже в панике, говоря, что теперь без воды еще

Резюме

33

и площадь Победителей. Диспетчер возвращается к компьютеру, смотрит на экран и понимает, что из-за слабой разрешающей способности монитора он спутал Центральную и Восточную ли­нии. Он снова отдает команду наряду и через пять минут узнает о новых проблемах.

А теперь представьте того же диспетчера у большой электронной карты-макета на стене, которая управляется специальными сен­сорными датчиками. На карте мигает красный сигнал о неполад­ках на улице Свободы и желтый об отсутствии воды на проспекте Независимости. Диспетчер манипуляциями руки последователь­но увеличивает карту до нужного размера, а затем прямо на этой карте нажимает пальцем на изображение прорвавшейся трубы. Красная лампочка гаснет. Затем он также легко и быстро пере­ключает подачу воды на другую линию и видит, что погасла и желтая лампочка. После этого он отдает четкие. указания наря­ду, все неполадки устраняются.

Наверное, только ленивые разработчики программного обеспе­чения не стремятся к идеальному интерфейсу. Нужно всегда ис­кать возможность хоть немного приблизить интерфейс системы к идеальному. Даже малюсенький шаг в этом направлении при­водит к удовлетворению пользователей, повышению продуктив­ности и скорости их работы^

В стремлении к идеальному интерфейсу разработчики аппаратно­го обеспечения всегда идут на шаг впереди разработчиков про­граммного обеспечения. Например, недавно я видел ноутбук, кото­рый можно использовать как лист бумаги. Монитор в нем поворачи­вается, закрывая клавиатуру, при этом сам гіоутбук становится почти плоским. Запустив специальную программу, на мониторе при помо­щи светового пера, похожего на обыкновенную шариковую ручку, можно писать, как в блокноте. Записи тут же сохраняются в элек­тронном виде, как если бы это был отсканированный лист из обыч­ного блокнота.

Резюме

1. Работа человека с какой-либо программной системой проис­ходит таким образом: пользователь формирует цель; решает, как ее достигнуть; ищет в системе элемент, подходящий для

достижения данной цели; активизирует этот элемент; получа­ет от системы результат действия; анализирует результат.

2. Интерфейс должен быть достаточно простым, но не прими­тивным.

3. Многократно повторяемые действия ведут к автоматизму и фор­мированию привычки. Привычки высвобождают внимание. Последствия привычек — так называемые предопределенные действия. Свойство интерфейса формировать привычки мо­жет приносить весьма положительные результаты и упрощать работу.

4. Основные проблемы человека при работе с программной сис­темой: отвлекаемость, однозадачность, нетерпеливость, инер­ционность, ограниченные физические возможности.

5. Фокус внимания человека применительно к компьютерным Системам — некоторое место на экране, куда направлен его взгляд и где он сознательно сосредоточен. Фокус внимания может быть только один.

6. Существуют четыре способа идентификации текущего объ­екта в системе: подсветка, указание, выделение, активация.

7. Монотонность — предоставление только одного способа дос­тижения одной цели. Интерфейс, которому присуща моно­тонность, упрощает и ускоряет работу.

8. Человек склонен округлять. Существуют два способа передачи неточной информации — округление и визуализация. Способ визуализации может быть применен для наглядного отобра­жения информации, а также для отвлечения пользователя от ожидания долговременного процесса или для отражения со­стояния системы.

9. Идеальный интерфейс максимально приближен к тем услови­ям и к той среде, в которой человек привык жить и работать.

Добавить комментарий

Юзабилити: как сделать сайт удобным

«Попрыгунчики»

Раньше меня раздражали стандартные в MS Windows закладки, расположенные в два уровйя (рис. 11.19). Вернее, раздражали не сами закладки, а то, что при переключении с нижнего ряда на верхний они …

Читаемость текста

Путешествуя по интернету, я встречал самые разные варианты оформления текстового материала. Недавно я попал На страницу с результатами поиска по запросу «Установка унитаза» по адресу http://otdelka. hl. ru/(я делаю дома …

Так делать нельзя

Ярчайший пример того, как делать нельзя, на pashen. kiev. ua - (рис. 11.16). Форма поиска без кнопки! Вы где-нибудь еще такое видели? Мало того, что нужно догадываться о ее использовагіии, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua

За услуги или товары возможен прием платежей Онпай: Платежи ОнПай