ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

 

Чешский гранат. Во всем мире известен драгоцен­ный камень, встречающийся в большом количестве пре­имущественно в Чехословакии, который благодаря сво­им исключительным качествам с полным правом назы­вают чешским национальным драгоценным камнем. Первые дошедшие до нас сведения о существовании и использовании граната относятся к раннему средневе­ковью. В старочешских преданиях и сказках гранат удачно назывался «искрик». Научное название «пироп» происходит от греческого слова, означающего огненный глаз.

Добыча чешского граната в районе Средних гор на­чалась в XVI в. Его основные залежи находятся запад­нее Требниц. Гранаты здесь добывают из наносов между Мнеруницами, Храштянами, Подседицами и Длашко - вицами на площади примерно 70 км2. Гранаты пред­ставляют собой силикаты, а их рыжая окраска обуслов­лена химическим составом: в чешских гранатах это алю­миний и магний. Маточной горной породой чешского граната является змеевик (серпентин), который легко вы­ветривается, в результате чего гранаты попадают в на­носные отложения. В этих вторичных месторождениях и встречаются гранаты в виде закругленных зерен.

Гранаты добывают простым способом: отрыв не­большую яму, открывают гранатовый слой, который про­сеивается через сито с отверстиями диаметром примерно 10 мм. Просеянный гранатовый песок промывают водой; чистые гранатовые зерна выбирают и сортируют по раз­мерам. Зерна, размер которых больше 9 мм, считаются редкими и поэтому оцениваются высоко. Крупные кус­ки встречаются очень редко. В 1958 г. добыча чешских гранатов была механизирована. Новым способом с тех пор добывают до 80 кг гранатов ежемесячно.

Чешские гранаты были найдены также и в других ме­сторождениях в Чехии. Однако они не имеют такой бога­той окраски, какой обладают гранаты из самых богатых месторождений под Требницами. Ослепительно огненный блеск чешским гранатам придают искусные мастера — огранщики драгоценных камней. Рассортированные гра­наты шлифуют; формы шлифовки самые разнообразные. Мелкие гранаты шлифуют на станках.

 

Использование гранатов в ювелирном деле — это са­мостоятельная область в профессиональном ремесле юве­лира, поскольку разовая форма драгоценностей из чеш­ских гранатов требует собственной ювелирной техники исполнения, отличной от других. Кроме волшебного цве­
та к исключительным свойствам чешского граната сле­дует отнести также его твердость, сопротивляемость по отношению к огню и всестороннюю употребимость во всех драгоценностях и различных украшениях.

Гранатовые драгоценности в чешских семьях являют­ся наиболее дорогими ювелирными изделиями и перехо­дят, как правило, в полном составе из поколения в поко­ление. В требницком музее чешских гранатов находится комплект, выделяющийся особой красотой. Он содержит 458 нанизанных камней и 11 наиболее красивых и наи­более крупных оправленных чешских гранатов из трше - бивлицких месторождений. Внимание специалистов при­влекает также один из наиболее известных чешских гра­натов, отшлифованный в форме круглой розы; диаметр его 12,3 мм; высота 8,6 мм; масса граната составляет 2,642 г (т. е. 13,21 карата). Внутри гранат имеет вращен - ные кристаллы бесцветного циркона (рис. 59).

Производство гранатовых изделий, которые экспор­тировались во многие страны мира, имело важное на­роднохозяйственное значение. Своего расцвета оно дос­тигло во второй половине XIX в. Последующему за этим падению спроса на гранатовые изделия (по различным причинам) способствовала первая мировая война. Благо­даря профессиональным школам в Турнове и Праге и нескольким отдельным профессионалам чешский гранат со временем опять заявил о себе. С 1953 г. производство гранатов было сосредоточено в турновском народном кооперативе «Гранат», и рынок снова увидел новые об­разцы современных форм в различных комбинациях:

Художественно гравиро­ванные хрустальные ин­тальо и камеи из раковин, искусно украшенные чеш­скими гранатами и жем­чугом. Типичная красота чешского граната особен­но ярко проявляется, ког-

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Рис. 59. Один из наиболее из­вестных чешских гранатов (увеличен в 7 раз) с вращен - ными кристаллами бесцветно­го циркона.

Да он находится в равном себе окружении, в группе с другими гранатами, в тщательно обработанных и вели­колепно изготовленных драгоценностях.

Опал. Единственным драгоценным камнем, обла­дающим удивительной окраской и опалесцированием, является благородный опал. Как правило, он белого, белесого и желтоватого цвета, а игра цветов вызвана чередованием тонких слоев с различным содержанием воды, которые неравномерно преломляют свет. Опал возникает в результате разложения силиката или осаж­дается в кварцевых источниках (например, в Исландии).

Наиболее красивые благородные опалы встречались когда-то исключительно в европейских долинах между Дубником и Червеницами недалеко от Прешова в Сло­вакии. Наиболее редкие экземпляры из этих месторож­дений находятся в коллекции минералов венского музея. Еще в 1920 г. там было добыто столько сырья, что из него отшлифовали 1600 каратов великолепных драго­ценных камней. Бывший арендатор дубницких место­рождений опалов однажды случайно облил чернилами лежавшие в канцелярии на столе необработанные опа­лы. Некоторые из них при этом окрасились так основа­тельно, что после просушки и огранки прямо заиграли невиданными цветами. Искусственно окрашенные опалы называются «хамелеоны». Дубницкие месторождения опалов были позднее затоплены водой. Точные планы достаточно обширных месторождений опала хранятся в техническом музее в Кошицах.

Во второй половине 19 столетия в соревнование с дубницкими благородными опалами вступили опалы, случайно обнаруженные в Восточной Австралии. Рас­сказывают, что какой-то охотник подстрелил в пустыне крупного кенгуру, который в смертельных судорогах от­чаянно бил ногами по земле. Развороченная глина за­сверкала невиданным блеском и красками. Охотник на­полнил сверкающими камнями карманы и в Аделаиде выгодно превратил их в деньги, поскольку специалист ііризнал в них прекрасные экземпляры благородного опала. В дальнейшем пустынный край быстро наполни­ли искатели, которые на этом месте заложили городок Уайт-Клифс. Самый крупный экземпляр благородного опала был найден в конце минувшего столетия в Квинс­ленде (в Австралии). Когда камень подняли с земли, то он разломился на две половины, одна из которых стала частью английских королевских сокровищ (5x4 см, 250 каратов). По описанию тех, кто видел этот камень, он горит при дневном свете одновременно рубиновым, аме­тистовым, смарагдовым и пурпурным цветами.

Для того, чтобы опалесцирование проявлялось наи­более сильно, опалы шлифуют линзой. Радужными цве­тами окрашиваются дублеты, изготавливаемые из низ­ких сильно опалесцирующих опалов, под которые обыч­но подкладывают полированную пластинку из черного оникса.

Полупросвечивающиеся густо-красные (цвета кори­цы) опалы с красивым блеском добывают в Мексике. Они известны под названием огненные опалы.

Алмаз. Преобладает мнение, что алмазы возникли в кимберлитах под земной поверхностью и во время вул­канических извержений были выброшены на поверхность. Кимберлит — это темная, почти черная магматическая горная порода, которая застыла в форме больших воро­нок (называются жерла). Алмазы наиболее часто встре­чаются в речных наносных отложениях. Благодаря сво­им исключительным качествам они привлекали к себе внимание с давних пор. Древнеиндийский алмаз называ­ется азира, т. е. нерушимый, греческий — адамас, или непобедимый, древнечешский — адамант и русский — алмаз.

Первыми, кто занялся огранкой алмазов, были ин­дийцы. Они гладили камень о камень так, чтобы камни как можно меньше теряли в массе и размерах и сохра­няли природную форму. Одиночные полированные плос­кости (фаски) применяли только при огранке тонких и толстых (высоких) таблиц (рис. 60,1а, б). В дальней­шем в Индии не отказались от этой техники обработки алмазов и даже в настоящее время продаются камни, ограненные индийским способом.

Развитие алмазной огранки в Европе приходится на XIV в., когда это искусство из Индии пришло в Вене­цию, а оттуда через Париж достигло Брюгге, Антверпе­на и Нюрнберга. До этого времени алмазы использова­ли в форме кристаллов (рис. 60,1в), о чем свидетельст­вуют камни в реликвиях, великолепных облачениях, коронах, эфесах мечей и т. д. Единственным способом об­работки была полировка природных плоскостей.

Технологию огранки алмазов разработал в 1476 г. Людвиг ван Беркем (Ludvig van Berquem) из Брюгге, а заключалась она в симметричном расположении плос­костей. Это достижение сделало алмаз самым популяр­ным камнем эпохи Возрождения. Огранка розой впервые появилась в начале XVI в. Следующий шаг вперед сде­лал в середине XVII в. кардинал Мазарини — создатель французской ограночной промышленности в Париже.

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Рис. 60. Эволюция бриллиантовой огранки: таблица; 2 — Мазарини; 3 — Перуцци; 4—оптнко-геометрнчески идеальная.

 

Его способ в течение длительного периода времени счи­тался самым прогрессивным и носил название «огранка Мазарини». Эта форма, в которой по-видимому, зало­жены готические пропорции (рис. 60, 2), проложила до­рогу дальнейшему развитию ограночного дела. Удачный шаг вперед сделал в конце XVII в. Бенатчан Винцент Пе - руцци, который огранил алмаз таблицей, верхняя часть которой имела 32 плоскости, а нижняя — 24 плоскости со сточенным острием (так называемой каллетой) в ниж­ней части алмаза (рис. 60,5); таким путем удалось уси­лить огонь и дисперсию. Перуцци считается создателем бриллиантовой огранки. Дальнейшее развитие ограноч­ного дела привело к сегодняшней идеальной огранке, ко­торая благоприятствует прохождению световых лучей (рис. 60,4).

Самые знаменитые центры огранки алмазов находят­ся в Антверпене (Бельгия) и Амстердаме (Нидерланды). Основал антверпенское алмазное производство Людвиг ван Беркем во второй половине XV в. Он первым позна­комился с преимуществами огранки алмазным порош­ком (бортом). Амстердамское производство заложили в XVI в. фламандские огранщики алмазов, которые пере­селились из Испании. Первоначально алмазы шлифова­ли кустарным способом. Только в XIX в. ручная тяга была заменена на конную, а кустарная работа посте­пенно превратилась в товарное производство. В 1845 г. открылась первая фабрика с паровой тягой, на которой, однако, алмазы только шлифовали. Станочная огранка была внедрена лишь в 1892 г., рёзка — в 1902 г. Элек­трическая тяга внедрена в 1905 г.

В восточносибирской области Якутии в долине р. Ви­люй в 1949 г. была найдена кимберлитовая порода, со­держащая огромное количество алмазов. Якутские ме­сторождения представляют собой пояс шириной от 400 до 500 км. Эти месторождения являются самыми боль­шими не только в СССР, но и во всем мире. Сегодня там возникли города Удачный, Спутник, Мирный, специали­зирующиеся на облагораживании драгоценных камней.

Огранка алмазов. Огранка алмазов осуществ­ляется путем раскалывания и трения или стирания дра­гоценных камней. Цель подготовительной работы — об­работать алмаз так, чтобы он имел приближенную к восьмиграннику форму, поскольку восьмигранник наи­более пригоден для бриллиантовой огранки. Правильная форма достигается путем откалывания ненужных час­тиц. При этом устраняют также загрязненные места, трещины и т. д. При раскалывании алмаз закрепляют в цементе и разделяют пилкой с нанесенным на нее ал­мазным порошком (бортом) или же другим острым ал­мазом в определенном направлении делают выемки, ко­торые в дальнейшем (по необходимости) расширяют и углубляют. Легкими ударами по небольшому долоту, вставленному в выемку, откалывают требуемую часть кристалла. Операцию проделывают многократно со всех сторон (где это необходимо). Затем приступают к тре­нию или стиранию, намечая тем самым основные по­ложения отдельных плоскостей определенного сечения. Закрепленный алмаз трут другим алмазом, также за­крепленным в цементе, в тех местах, где должны быть плоскости. Распиливают алмаз над специальным ящи­ком, выложенным сеточным металлическим листом, ко­торый имеет на двух верхних гранях железные шпильки; на них огранщик может опереться цементными раствора­ми (мастиками), которые он держит над ящиком друг против друга. В таком положении камни можно тереть с большей силой. Работать надо очень осторожно, чтобы сберечь как можно больше драгоценного материала.

В процесс обработки восьмигранника в бриллиант входят: резание, затирание, таблица с двумя плоскостя­ми, перекрестная огранка плоскостей верха и низа, вось-

Следующие операции технологического процесса — шлифовка и полировка. Если для большинства драго­ценных камней эти операции выполняют отдельно, то для алмазов их проводят одновременно, а именно — на литом чугунном рифленом диске, который периодически натирают мелко растертым, промасленным алмазным порошком (бортом). Борт получают отчасти из испор­ченных или сильно загрязненных неподходящих для огранки кристаллов, отчасти из темных разновидностей алмазов, известных под названием карбонадо, а также из отколов, образовавшихся при раскалывании и стира­нии алмазов. Приготовленный к шлифовке алмаз при­крепляют металлическим цементирующим составом (сплав свинца и олова) к. металлическому цементу, имеющему форму полого полукруга и закрепленного на

 

Медной шпильке. Расплавленный сплав выливают в це­мент; в процессе охлаждения он принимает форму кону­са, в вершину которого вставляют алмаз. Сплав удержи­вают в специальных клещах и кладут на ограночный диск. Клещи утяжеляют каким-нибудь тяжелым преДт метом, как правило, куском олова, для того чтобы алмаз был соответствующим образом прижат к диску, имел, постоянное положение и быстрее шлифовался[30].

При огранке алмазов используют металлический це­ментный раствор, поскольку обычная мастика из шелла­ка, смолы и кирпичного порошка боится повышенной температуры. После огранки первой плоскости раствор расплавляется и алмаз поворачивают так, чтобы к огран­ке была подготовлена противоположная плоскость. Эту операцию повторяют до тех пор, пока все фаски сверху и снизу не будут отшлифованы и отполированы. Огран­ка одной плоскости продолжается 3—4 ч и дольше, по­этому один огранщик успевает обработать 6—8 алмазов на одном диске. Кроме бриллиантовой огранки, алмазам придают форму розы, для чего подбирают отдельно низ-, кие камни.

Материальные потери при огранке бриллианта раз­ные: составляют от '/г До2/з массы алмазного сырья. Так, например, при огранке всемирно известного Куллинана ; потери составили 65,75%, Эксельсиора — 62,5%, Импе - : риала — 56,25%, де Бирса — 46,66% и т. д. Современные ; огранки алмазов представлены на рис. 61.

Огонь и цветовая игра алмазов. Оценка J всех драгоценных камней обусловлена красотой их окраски. Самыми ценными считаются: рубин цвета голу - : биной крови, сапфир темно-василькового цвета, смарагд.' чистой темно-травяной зелени. Не принимая во внимание J некоторые особенности, мерилом цены алмаза является 1 его бесцветная прозрачность, поскольку только в таком | виде его удивительный огонь и спектральная игра цве - | тов проявляются в полной мере. J

Огненные отблески (рефлексы) алмаза общеизвест-4 ны; предполагается, что их причиной является блеск и ^ї вид огранки с множеством плоскостей. Такое предноло - •

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Направления и преломляются. При отклонении или пре­ломлении лучи раскладываются одновременно на ра­дужные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, ультрамариновый и фиолетовый). Это явление можно часто наблюдать в природе в виде ра­дуги. Рис. 62 показывает, как происходит в ограненном алмазе (бриллианте) преломление света и как появля­ется спектр.

СВетовой луч

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Рис. 62. Огонь и цветовая игра алмаза.

Прежде всего необходимо иметь в виду, что алмаз имеет наивысший показатель преломления световых лу-

Чей (индекс преломления 2,43). Это означает, что падающие наискось све­товые лучи отклоняются от своего первоначально­го направления в наи­большей степени, и это способствует тому, что большое количество све­та, попадающего на по­лированные поверхности, отражается. Этим объяс­няется происхождение жи­вого блеска и огня брил­лианта. Согласно указан-

Ному физическому закону падающие наискось световые лучи не только преломляются, но и распадаются одно­временно на радужные цвета. Отдельные радужные цвета появляются только тогда,"когда цветные тона рас­ходятся. Эта рассеивающая сила (дисперсия) у драго­ценных камней весьма различна, однако у алмаза она проявляется в наибольшей степени.

Белый сапфир имеет, например, незначительную дис­персию (индекс преломления 1,76), поэтому, чтобы в полной мере использовать положительные качества кам­ня, его рекомендуется закреплять в оправе с очень узкими цветными крапанами. В этом явлении мы находим объ­яснение, почему с великолепной игрой алмаза не может сравниться ни один из драгоценных камней. Если дер­жать крупный алмаз близко перед глазами (на расстоя­нии 3—5 см) и попытаться его рассмотреть, то можно явственно увидеть пестрые цветные полоски.

 

Каждый незначительно помутневший минерал суще­
ственно ухудшает радужную гамму цветов, поскольку он их частично поглощает (абсорбирует). Поэтому свой­ства алмазов наиболее ярко проявляются в совершенно чистых бело-голубых камнях. Блеск оказывает влияние на огонь алмаза до тех пор, пока мелкая поверхность граней поддерживает световые рефлексы. Нечто подоб­ное происходит и с видом огранки. Правильно располо-

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

 

Рис. 63. Мерительное приспособление для оп­ределения массы брилли­анта.

 

Женные плоскости в бриллиантовой огранке со всей пол­нотой раскрывают внутренний облик камня, т. е. при­родную игру красок. Бриллиантовая огранка имеет приоритет по сравнению с другими видами огранки. В любом другом случае такой игры цветов увидеть нель­зя, поскольку она заложена в алмазе до обработки.

Определение величины вставленного в оправу бриллианта. Алмаз благодаря своим исключительным свойствам и редкости относится к груп­пе самых дорогих драгоценных камней. В зависимости от способа огранки из него получается бриллиант или роза. Ценность бриллианта зависит от размера, массы, качества, цвета и огранки. Наиболее дорогими считают­ся прозрачные (бело-голубые) без каких-либо дефектов алмазы с безупречной (полной) огранкой. Стопроцент­ные бриллианты (блеск, огонь) получают первоклассной огранкой на правильной площади, созданной самим кам­нем, т. е. грани соответствующим образом должны под­черкивать рефлекс. Дефекты обозначаются по их значи­мости: графиты, включения, трещины, различные точ­ки, облака, песок, лед, некачественная огранка и др.

Единицей измерения массы бриллианта является ка­рат, а в торговле повсеместно для их оценки введен 1 метрический карат. Чутье и профессиональный глаз опытного ювелира отгадают примерную массу камня по внешнему виду. Однако, зная размеры бриллианта, мож­но рассчитать и его массу. На практике для быстрого определения массы камня применяют специальное ме-

IfiE

Размер, мм Масса, ка­раты Размер, мм Масса, караты Размер, мм Масса, караты
1,4 0,01 4,9 0,50 8,9 3,00
1,9 0,02 5,5 0,75 9,3 3,50
2,2 0,05 6,0 1,00 9,8 4,00
2,5 0,10 6,5 1,25 10,1 4,50
2,8 0,15 6,8 1,50 10,5 5,00
3,1 0,20 7,2 1,75 10,9 5,50
3,9 0,25 7,8 2,00 11,2 6,00
4,5 0,40 8,2 2,50 15,2 10,00

Рительное приспособление с круглыми отверстиями (рис. 63). Определение массы камня приведенным выше способом также не дает точных результатов, поскольку в данном случае решающее значение имеют не только периметр или диаметр бриллианта, но и его высота и форма краев (острая, покатая или тупая).

Таблица 10 облегчает ответ на вопрос, какова же приблизительная масса бриллианта при данном диамет­ре или каков его примерный размер в соответствии с массой.

4. С алмаза. Достоинства алмаза во всем мире обо­значаются четырьмя С: Carat —масса; Clarity — про­зрачность; Colour — цвет; Cut — огранка.

Масса. 1 карат (сокращенно crt., кар.) =1/5 г, или 200 мг. Слово карат происходит от названия семечек из стручка рожкового дерева (кхаруб, кират, кератион), ими с давних времен взвешивали драгоценные яамни.

Егер (Jager) Рива (River) Топ Весселтон (Top Wesselton) Топ Кристалл (Top Crystal) Кристалл Топ Сильверкейп (Top Silvercape ) Сильверкейп

Цвет. Цвет алмаза определяют при р/ ^лнном све­те путем сравнения с цветом чистой белой бумаги. В меж­дународной практике приняты следующее обозначения:

— нежный бело-голу 'Ч,

— бело-голубой,

— нежный белый,

— белый,

— белый с матовым оттенком,

— едва уловимый желтоватый оттенок,

— очень легкий желтоватый оттенок,

 

Окончание

— легкий желтоватый оттенок,

— ясно видимый желтоватый оттенок,

— желтый цвет.

Прозрачность. Для определения прозрачности алмаза применяется десятикратная лупа. В камнях обнаружива­ются посторонние элементы, капли жидкостей, газовые пузыри и другие дефекты. Прозрачным считается только тот алмаз, в котором при десятикратном увеличении не обнаруживаются посторонние тела.

Огранка. Каждая плоскость ограненного алмаза должна разлагать попадающий на ее поверхность свет на радужные цвета и отражать его. Этим качеством об­ладает лишь безупречно ограненный камень. Полная огранка увеличивает его цену. -

Крупные алмазы. Первые крупные алмазы, которые обратили на себя внимание и приобрели всеоб­щую известность, происходят из Индии. Позднее удиви­тельные экземпляры были обнаружены в бразильских и южноафриканских месторождениях, а также в якутских месторождениях.

Данные о массе крупных алмазов очень условны. При том беспорядке, который царил до принятия метрическо­го карата, в большинстве случаев нельзя с полной уве­ренностью сказать, какая каратная единица, применя­лась для определения массы камня. Так, например, ин­дийский карат равнялся 0,2055 г; бразильский — 0,1922 г; африканский — 0,2053 г. Постепенно, с 1907 г., в большинстве стран был принят метрический карат (0,2 г). В описании отдельных камней, где нет дословных указаний на применение метрического карата, можно предположительно приравнять массу одного карата к 0,2 г.

Известны следующие наиболее крупные алмазы ин­дийского происхождения:

Топ Кейп Кейп (Саре) Еллоу (Yellow)

Орлов (первоначально назывался Великий Могол) признан самым лучшим индийским камнем. Алмаз был найден в 1680 г. в голкондской твердыни под Бомбеем. Его масса составляла почти 400 каратов. Это прозрач­ный, зелено-голубой камень с несколькими незначитель­ными включениями. После огранки розой 35x32x22 мм масса его уменьшилась до 189,6 метрических карата. Ал­маз хранится в Советском Союзе (рис. 64) .

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

 

Кохинур[31] («гора света») — не совсем прозрачный ал­маз, зеленоватого цвета. Первоначальной формой огран­ки была неправильная роза массой 181,11 карата. С 1850 г. — собственность английской короны. В 1852 г. камень был повторно огранен в Амстердаме в более низ­кий бриллиант овальной формы, масса его составляет 108,93 метрических карата (рис. 65).

Шах — белый с желто-коричневым блеском алмаз; найден в середине XVI в. у Голконды. На трех его плос­костях выгравированы персидские надписи; масса со­ставляет 88,7 метрических карата. Хранится в алмазной сокровищнице Советского Союза (рис. 66).

Регент (Питт) — масса 410 каратов; был обнаружен в 1701 г. Его цвет неоднороден. В 1751 г. в Лондоне был огранен в прекрасный бриллиант массой 1367/8 карата. Хранится во французской государственной сокровищни­це в Лувре (рис. 67).

Флорентин (тосканский) — очень прозрачный, немно­го желтоватый, огненный. В середине XV в. его огранил Людвиг ван Беркем в форме бриолеты; масса — 137,27 метрических карата (рис. 68).

 

Сани (Sancy) — масса 53,75 карата, Евгения — мас­са 51 карат, Саксонский белый — масса 48,5 карата, Еги­петский паша—масса 40 каратов, Нессак (Nassak) — масса 78,625 карата, Полярная звезда—масса 40 кара­тов, Акбар Шах — масса 71,72 карата, Низам — масса 277 каратов, Тай-э-маг (Лунная корона) — масса 146 каратов, Хоуп (Норре)—сапфировой синевы, масса 44,5 карата, Дрезденский зеленый — масса 41 метриче­ский карат.

Наиболее крупные бразильские алмазы: Звезда Юга — найден в 1853 г. под Багагеном в шта­те Минас-Жерайс, масса равна 261,88 метрических ка­рата. Огранен в Амстердаме в прекрасный чистый брил­лиант массой 125,5 карата (рис. 69).

Алмаз Е. Дрездена — найден под Багагеном в сере­дине XVIII в. Он представлял собой обломок крупного кристалла массой 120,585 метрических карата. Огранен в бриллиант в форме яйца, масса после огранки 76,5 ка­рата.

Португальский регент — масса 215 каратов; Южный крест — окрашен в розовый цвет, найден в 1929 г., мас­са 118 каратов; Минас-Жерайс — величиной с грецкий орех, найден в 1938 г., масса 172,5 карата; Президент Варгас — совершенно прозрачный плоский валун 55Х X50x25 мм, масса 726,6 карата, найден 13 августа 1938 г. В Амстердаме он был с большой осторожностью разделен на 20 отдельных камней. Дарси Варгас — вось­мигранник, масса которого равна 460 каратам, был най­ден в 1939 г.

Наиболее крупные южноафриканские алмазы: Куллинан[32] (Звезда Африки) — самый крупный из найденных до сих пор алмазов; был найден 25 января 1905 г. в открытом подъемном стволе около Претории (Трансвааль). Кристалл выдавался над желтым грун­том на глубине 18 футов, масса его равнялась 3106 мет­рическим каратам. Свое название алмаз получил по фа­милии управляющего компанией Куллинана (рис. 70). Он был величиной с мужской кулак, прозрачно-белый с голубым оттенком. По мнению специалистов, это была часть (обломок) еще большего кристалла, который имел форму восьмигранника. Трансваальские власти купили

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

Рис. 68. «Флорентин». Рис. 69. «Звезда Юга: Рис. 70. «Куллинан». Рис. 71. «Куллинан 1»,

Рнс. 72. «Куллинан 2». Рис. 73. «Куллинан 3». Рис. 74. «Куллинан 4»,

 

Форму

 

Блеску. В 1896—1897 гг. из него были огранены 2 кам­ня: бриллиант массой 245,35 метрических карата и пант - лок массой 13,34 метрических карата.

Империал Виктория (Великий белый) — найден в районе Егерсфонтайна. Его масса равнялась 469 кара­там, имел форму неправильного восьмигранника. Фирма И. Л. Метц из Амстердама огранила из него в 1885— 1886 гг. один овальный бриллиант массой 184,5 метри­ческих карата и один круглый алмаз массой 20,5 метри­ческих карата (потеря составляла 56,25%).

Де Бирс — найден в отвале де Бирс 28 марта 1888 г. Это был сплющенный правильный восьмигранник, блед­но-желтого цвета, массой 440 метрических каратов. Из него был отшлифован бриллиант массой 234,5 метриче­ских карата (потери составили 46,66%).

Красный крест — канареечно-желтого цвета, масса составляет примерно 375 метрических каратов. Внутри имеет включения в форме черного креста. В Амстердаме был отшлифован в бриллиант массой 250 метрических каратов, причем отшлифован так, что вращенный черный крест стал вырисовываться особенно четко. Во время первой мировой войны (в 1917 г.) он был подарен алмаз­ным синдикатом Красному кресту.

Стюард — с желтоватым оттенком, масса 296 метри­ческих каратов, найден в 1872 г. под Вальдек Плантом на реке Вааль. Был отшлифован в овальный бриллиант массой 123 метрических карата и продан за 9000 либров.

Звезда Южной Африки — найден в 1869 г. в реке Ора - ния. Алмаз чистой воды, отличного качества, масса его составляет 88,75 метрических карата. После огранки в бриллиант яйцевидной формы масса его составила 47,75 метрических карата.

Ду Той I (Du Toit) — найден в 1878 г., масса 250 мет­рических каратов; Доу Той II — найден в стволе того же наименования, масса 127,5 метрических ка­рата.

Юлиус Пам (Iulius Pam) — в 1899 г. найден в Егерс- фонтайне; имел массу 248 метрических каратов; отшли­фованный из него бриллиант имеет массу 123 метриче­ских карата.

Егерсфонтайн — найден в 1881 г. в стволе того же наименования, масса 215 метрических каратов.

Портер Родас (Porther Rhoders) — бело-голубой восьмигранник, масса 153,55 метрических карата; был найден 12 февраля 1880 г. в Кимберли.

Коленсо имеет массу 133,145 метрических карата; Тенант — масса 115 метрических каратов, после огранки масса его составила 68 метрических каратов; Пэм (Егерсфонтайн) — масса 115 метрических каратов, пос­ле огранки — 56,5 метрических карата.

Тифани Еллоу — алмаз желто-канареечного цвета, был найден в Кимберли примерно в 1878 г., масса рав­нялась 128,5 метрических карата.

Золотой утренний блеск — был найден в 1913 г. на р. Вааль, имел массу 133 метрических карата, после так называемой американской огранки (верх — небольшая восьмигранная таблица и 48 фасок, низ — 24 фаски) мас­са его составила 61,5 метрических карата.

Джонкер (Jonker) — имел массу 726 каратов. Самый большой из двенадцати отшлифованных из него камней представляет собой бриллиант в форме восьмигранника 38x35 мм массой 143 карата.

Вайл Рива (Woyle River) — найден в 1945 г. около Сьерра-Леоне (Западная Африка), имеет массу 770 ка­ратов.

Искусственный алмаз. Алмаз из всех драго­ценных камней является самым однородным — чистый углерод, выкристаллизованный в кристаллической систе­ме. Поэтому при изготовлении искусственного алмаза не может быть и речи о синтезе, т. е. о соединении несколь­ких элементов. Однако следует подумать, как заставить углерод кристаллизоваться в формы правильных крис­таллических систем. В некоторых странах ведутся рабо­ты по созданию искусственных алмазов.

Исходным сырьем служит графит, который подвер­гают высокому давлению и одновременно в тысячные до­ли секунды нагревают электрической дугой до темпера­туры в несколько тысяч градусов Цельсия. Имитацией природных условий возникновения алмазов — высокой температурой и давлением — достигают желаемых ре­зультатов. Полученные таким способом алмазы, прини­мая во внимание их небольшие размеры, используют в основном для промышленных целей. Изготовить алмаз, который можно было бы отшлифовать в драгоценный камень, до сих пор не удается.

 

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Каблучки з інкрустацією та без: особливий шарм коштовних виробів

Золоті кольца – це класика, яка залишається завжди актуальною. Дорогоцінний метал не лише приваблює своєю красою, а й дозволяє підкреслити статус, виразити свою індивідуальність та неповторний смак. Не менш популярними …

Мед золото Xuping: как подобрать браслет из медицинского сплава?

Каждая девушка хочет выглядеть женственной и в этом ей поможет изысканная бижутерия, изготовленная из особого медицинского сплава (меди с напылением золота). Она представлена в огромном разнообразии, поэтому подобрать мед золото …

Как правильно выбрать и хранить изделия из серебра?

Многие люди предпочитают украшения из серебра золотым. Тому есть несколько причин и главная из них – это прочность и твердость этого металла. Благодаря этому дизайнеры могут создавать оригинальные и долговечные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.