Области применения операции суперфиниширования
Суперфиниширование применяют в качестве финишной операции при хонинговании, в основном при обработке наружных поверхностей деталей, эксплуатируемых в условиях трения скольжения или качения; в ряде случаев суперфинишированием обрабатывают также внутренние и торцовые поверхности, например дорожки качения наружных колец радиальных и упорных подшипников качения. Как правило, суперфиниширование производят после операций шлифования, а для нетермообработанных деталей — после операций тонкого точения. Суперфинишированию подвергаются поверхности деталей, установленных как в центрах (рис. 1.7, а), так и на опорных валках, т. е. бесцентровым методом (рис. 1.7,6). Можно суперфинишировать пологие конические поверхности, для чего при центровой обработке головка с бруском разворачивается на требуемый угол, а при бесцентровой — используются специальные профильные опорные валки. Для суперфиниширования внутренних поверхностей (отверстий) небольшой длины (рис. 1.7, б) деталь устанавливают в патроне, а брусок закрепляют в специальной державке, которую вводят в обрабатываемое отверстие. При суперфинишировании внутренних сферических поверхностей (рис. 1.7,г), главным образом желобов колец шарикоподшипников, деталь вращается, а брусок совершает колебательное движение относительно центра качаний, выбранного так, чтобы радиус качаний совпадал с радиусом желоба. Суперфиниширование плоских торцовых поверхностей (рис. \.7,д) выполняется с помощью вращающегося •шлифовального круга, шпиндель которого может совершать также колебательное движение. Ось вращения круга, как правило, смещена но отношению к оси
Рис. 1.7. Схемы суперфиниширования деталей различной конфигурации: а—цилиндрических и конических (в центрах), б—цилиндрических и пологих конических (на опорных валках); в—отверстии; г— внутренних сферических поверхностей; д — плоских торцовых поверхностей, е — выпуклых торцовых поверхностей
детали. При обработке выпуклых торцовых поверхностей (рис. 1.7, е) ось вращения круга наклоняется по отношению к оси детали под некоторым углом.
Широкое распространение суперфиниширование получило в производстве подшипников для доводки дорожек качения колец и роликов. В автомобильной и тракторной промышленности суперфинишированием обрабатывают шейки коленчатых и распределительных валов, поршневые пальцы, валы коробок передач, штоки амортизаторов. В станкостроении суперфиниши-руют шпиндели и пиноли, в других отраслях машиностроения — гладкие и ступенчатые валы, оси, роторы, калибры и другие детали.