Покрытия на кораблях, танкерах
Специальный тип покрытий используется для стали, соприкасающейся с сырой нефтью и морской водой, как это имеет место в морских танкерах, транспортирующих нефть. Такое покрытие включает неорганическую краску, содержащую цинковый порошок, который обеспечивает катодную защиту от коррозии на локализованном участке стали. Этот вопрос уже рассматривался в гл. 2 в связи с применением силикатов лития. Некоторые дополнительные положения заключаются в следующем.
Как указывалось в некоторых ранее опубликованных патентах, в красках с большим содержанием цинка важное значение имеет кремнеземный компонент. Коллоидный кремнезем вступает в реакцию с тонкодисперсным цинком с образованием силиката цинка в коллоидной форме, в котором суспендирован избыточный металлический цинк [654]. Водонерастворимое связующее для содержащих цинк покрытий приготовляется смешиванием стабилизированного щелочью коллоидного кремнезема и гидроксида лития, взятых в соответствующих пропорциях [655]. Для избежания выделения газа из смесей коллоидного кремнезема с цинковым порошком в них вводятся красители — индигоидные соединения [656]. По другому рецепту предусматривается введение полисиликатного раствора четвертичного аммония, размолотого вместе с оксидом свинца, играющего роль связующего для цинка [657]. Некоторые проблемы возникают от различных примесей, содержащихся в цинковом порошке, способных промотировать реакцию с окружающей систему средой [658]. Адгезия красителей такого типа по отношению к стальной поверхности улучшена за счет добавления стиролакриловой смолы вплоть до 2 % в диспергированном виде [659].
Необрастающая в морской воде водорослями поверхность, окрашенная краской для кораблей, содержащей оксид трибу - тилолова, связывается с коллоидными кремнеземом и диспергированной смолой, причем поверхность кремнезема превращается в органофильную посредством добавления катионного ПАВ [660].