ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРУДА И БЫТА
Процесс обучения является разновидностью умственного труда и связан с усиленной работой головного мозга. Знание студентами основ культуры умственного труда обеспечит эффективность любых интеллектуальных действий при минимальных нервных затратах. Поможет студентам в этом специальная наука — гигиена умственного труда, изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда хорошо известны всем со школьной скамьи, однако они не всегда выполняются. Поэтому остановимся на общих положениях, характеризующих наиболее оптимальные условия труда и быта студентов.
Опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят не от специфики самого труда, а от условий, в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребывание в душном помещении, переутомление.
Прежде всего следует соблюдать правильный режим дня, который способствует лучшей работоспособности, предохраняет от переутомления, обеспечивает успешное выполнение всех заданий.
При умственной работе, как и любой другой, наблюдаются закономерные изменения работоспособности, определенная фаз - ность. Начальная стадия — стадия врабатываемости, когда работоспособность постепенно увеличивается. Затем наступает стадия устойчивой работоспособности и, наконец, стадия снижения работоспособности. В соответствии с этим необходимо планировать свою работу. Сначала выполнять задания средней трудности, затем самые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено,— самые легкие. Пр имерно через каждые 1 —1,5 ч занятий необходимы кратковременные перерывы, что позволит восстановить работоспособность. Каждый студент устанавливает свой режим труда, предусматривающий чередование разнообразных видов деятельности в течение дня, чтобы труд своевременно сменялся отдыхом, чтобы были твердо установленные часы и длительность отдельных занятий, чтобы был постоянный жизненный ритм. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7—8,5 ч в сутки. Необходимо помнить, что каждый «недосланный» час снижает производительность труда на 15—20 %, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм расслабляюще.
Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важное значение имеет рациональное питание. Прежде всего пищу необходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или четырехразового питания. Общая калорийность дневного рациона 2600—3500 ккал. Для людей умственного труда необходимо ограничить потребление жиров и углеводов. Следует исключить такие допинговые средства, как крепкий кофе и курение, которые оказывают вредное влияние на нервную систему.
На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем помещении должны быть светлыми, слабо поглощающими свет, но интенсивно его отражающими. Очень быстро при занятиях умственным трудом утомляются глаза, особенно при темном или слишком ярком свете. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 150 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте. Обязательно должно быть включено общее освещение.
Для эффективности умственного труда имеет значение и нагрузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолютная тишина читального зала, кабинета.
Температура воздуха в помещении, где проводятся занятия, должна составлять 18—20 °С при влажности воздуха 50—75 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появлению ряда функциональных нарушений и снижению работоспособности. Вот почему необходимо систематически проветривать помещения.
Каждый студент должен выработать постоянную привычку поддерживать порядок на рабочем месте. Это немаловажный фактор быстрого включения в работу и систематизации всего материала. Первокурсники должны научиться экономить время (например, использовать время переездов, ожиданий на чтение художественной литературы, просмотр газет и журналов, общение с друзьями и т. д.).
Интенсивный труд и оптимальный отдых всегда взаимоопреде - ляют друг друга. Наиболее полезен активный отдых, занятия спортом. Это мощные стимуляторы против утомления, которые восстанавливают силы, поднимают настроение, укрепляют волю. Отдых может быть и пассивным, например в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособность еще на 1 —1,5 ч обтирание лица холодной водой. Стимулирующее действие против утомления оказывают сладкие вещества, например сахар.
Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми •для всех. Накладывают отпечаток условия жизни, обстановка, индивидуальные особенности человека.
Поскольку все в природе совершается циклично, то и мы, и наша жизнь пронизаны ритмами. Мы ритмично ходим, питаемся, спим, дышим, работаем, отдыхаем. Физиологами установлено: умственная работоспособность достигает наивысшего уровня в период с 8 до 12 часов и между 16 и 18 часами. В недельном цикле максимум работоспособности приходится на вторник, среду, и четверг. В течение года наиболее продуктивным является период с октября по март месяцы с понижением работоспособности к летней экзаменационной сессии. Существуют люди с дневным («жаворонки») и ночным («совы») ритмами бодрствования. Учитывая все эти факторы, необходимо ответственную работу планировать по периодам естественного подъема работоспособности.
Многие первокурсники в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематичность. С первых дней семестра необходимо ежедневно не менее 3—4 ч готовиться к лекциям, семинарам, лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно планировать. Работать надо активно, напряженно, быстро.
Лекционная форма обучения в вузе является главной. Она дает не только глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов, формирует идейную убежденность, развивает творческие способности. В отличие от лекций, семинары требуют от студентов глубокой и довольно длительной подготовки и активного обмена усвоенной информацией. Здесь происходит активное коллективное взаимодействие студентов и преподавателей, в процессе которого у студентов развивается самостоятельное мышление, уточняется и закрепляется изученный материал. Поэтому студенты должны активнее участвовать в педагогическом процессе.
В работе студента значительное место занимает конспектирование. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение и рука. Существуют некоторые общие правила записи лекций. Во-первых, но каждому предмету
Следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важные положения лекции следует выделять подчеркиванием. Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо ее вертикальное и горизонтальное расположение, т. е. членение материала на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно не только четко, но и быстро. Скорость чтения лектора составляет 120 слов в минуту, а скорость записи студента — 30—40 слов в минуту. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая это в механический процесс. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из основных требований к конспектирующему. Лектор обычно голосом выделяет (замедленный темп, повторение) необходимые для записи места. Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений общепринятых, вспомогательных и часто встречающихся слов. Перед лекцией необходимо прочитать конспект предыдущей лекции, т. е. психологически настроиться на восприятие нового материала.
Следует помнить, что ни одна дисциплина не может быть изучена в необходимом объеме только по конспектам. Должно быть параллельное, систематическое изучение как материала учебника, так и конспекта. Над лекциями нужно работать, и студент должен обращаться к своим записям не один раз.
За время обучения в институте студентам приходится изучать до 25000 страниц различного текста. Не все студенты умеют правильно работать с книгой. Установлено, что студент-первокурсник читает медленно: 150—160 слов в минуту вслух и 250— 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: выборочному, сплошному, чтению с проработкой материала и смешанному. Студенты должны уметь правильно выбрать вид чтения, наиболее эффективный для выполнения конкретного задания.
Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараться запоминать существенное. Методика работы с текстом, конечно, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культур^ и начитанности студента, а также от вида изучаемой литературы. Однако основные приемы следующие: предварительное знакомство с книгой, анализ текста, конспектирование и работа одновременно с несколькими источниками.
Итак, путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения их.
В вузе закладывается фундамент знаний но специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить программу вуза, по и приобрести навыки творческой самостоятельной работы.