Введение в специальность

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРУДА И БЫТА

Процесс обучения является разновидностью умственного тру­да и связан с усиленной работой головного мозга. Знание студен­тами основ культуры умственного труда обеспечит эффективность любых интеллектуальных действий при минимальных нервных за­тратах. Поможет студентам в этом специальная наука — гигиена умственного труда, изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда хорошо из­вестны всем со школьной скамьи, однако они не всегда выпол­няются. Поэтому остановимся на общих положениях, характе­ризующих наиболее оптимальные условия труда и быта студентов.

Опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят не от специфики самого труда, а от условий, в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребы­вание в душном помещении, переутомление.

Прежде всего следует соблюдать правильный режим дня, кото­рый способствует лучшей работоспособности, предохраняет от переутомления, обеспечивает успешное выполнение всех заданий.

При умственной работе, как и любой другой, наблюдаются закономерные изменения работоспособности, определенная фаз - ность. Начальная стадия — стадия врабатываемости, когда работоспособность постепенно увеличивается. Затем наступает стадия устойчивой работоспособности и, наконец, стадия снижения работоспособности. В соответствии с этим необходимо планиро­вать свою работу. Сначала выполнять задания средней труд­ности, затем самые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено,— самые легкие. Пр имерно через каждые 1 —1,5 ч за­нятий необходимы кратковременные перерывы, что позволит вос­становить работоспособность. Каждый студент устанавливает свой режим труда, предусматривающий чередование разно­образных видов деятельности в течение дня, чтобы труд свое­временно сменялся отдыхом, чтобы были твердо установленные часы и длительность отдельных занятий, чтобы был постоянный жизненный ритм. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7—8,5 ч в сутки. Необходимо помнить, что каждый «недосланный» час снижает производительность труда на 15—20 %, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм рас­слабляюще.

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важное значение имеет рациональное питание. Прежде всего пищу не­обходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или четырехразового питания. Общая калорийность дневного рациона 2600—3500 ккал. Для людей умственного труда не­обходимо ограничить потребление жиров и углеводов. Следует исключить такие допинговые средства, как крепкий кофе и куре­ние, которые оказывают вредное влияние на нервную систему.

На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем помещении должны быть светлыми, слабо поглощающими свет, но интенсивно его отражающими. Очень быстро при занятиях умственным трудом утомляются глаза, особенно при темном или слишком ярком свете. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 150 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не соз­давалось теней на рабочем месте. Обязательно должно быть включено общее освещение.

Для эффективности умственного труда имеет значение и на­грузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолют­ная тишина читального зала, кабинета.

Температура воздуха в помещении, где проводятся занятия, должна составлять 18—20 °С при влажности воздуха 50—75 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появлению ряда функциональных нарушений и снижению работо­способности. Вот почему необходимо систематически проветривать помещения.

Каждый студент должен выработать постоянную привычку поддерживать порядок на рабочем месте. Это немаловажный фактор быстрого включения в работу и систематизации всего материала. Первокурсники должны научиться экономить время (например, использовать время переездов, ожиданий на чтение художественной литературы, просмотр газет и журналов, обще­ние с друзьями и т. д.).

Интенсивный труд и оптимальный отдых всегда взаимоопреде - ляют друг друга. Наиболее полезен активный отдых, занятия спортом. Это мощные стимуляторы против утомления, которые восстанавливают силы, поднимают настроение, укрепляют волю. Отдых может быть и пассивным, например в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускула­туру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособ­ность еще на 1 —1,5 ч обтирание лица холодной водой. Стимули­рующее действие против утомления оказывают сладкие вещества, например сахар.

Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми •для всех. Накладывают отпечаток условия жизни, обстановка, индивидуальные особенности человека.

Поскольку все в природе совершается циклично, то и мы, и наша жизнь пронизаны ритмами. Мы ритмично ходим, питаемся, спим, дышим, работаем, отдыхаем. Физиологами установлено: умственная работоспособность достигает наивысшего уровня в период с 8 до 12 часов и между 16 и 18 часами. В недельном цикле максимум работоспособности приходится на вторник, среду, и четверг. В течение года наиболее продуктивным является период с октября по март месяцы с понижением работоспособности к лет­ней экзаменационной сессии. Существуют люди с дневным («жа­воронки») и ночным («совы») ритмами бодрствования. Учитывая все эти факторы, необходимо ответственную работу планировать по периодам естественного подъема работоспособности.

Многие первокурсники в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематич­ность. С первых дней семестра необходимо ежедневно не менее 3—4 ч готовиться к лекциям, семинарам, лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно планиро­вать. Работать надо активно, напряженно, быстро.

Лекционная форма обучения в вузе является главной. Она дает не только глубокие и разносторонние знания, но и макси­мально способствует воспитанию и развитию студентов, формирует идейную убежденность, развивает творческие способности. В от­личие от лекций, семинары требуют от студентов глубокой и до­вольно длительной подготовки и активного обмена усвоенной информацией. Здесь происходит активное коллективное взаимо­действие студентов и преподавателей, в процессе которого у сту­дентов развивается самостоятельное мышление, уточняется и за­крепляется изученный материал. Поэтому студенты должны актив­нее участвовать в педагогическом процессе.

В работе студента значительное место занимает конспектиро­вание. Надо научиться правильно записывать лекции, вести крат­кие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение и рука. Существуют некоторые общие правила записи лекций. Во-первых, но каждому предмету

Следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важ­ные положения лекции следует выделять подчеркиванием. Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо ее вер­тикальное и горизонтальное расположение, т. е. членение матери­ала на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно не только четко, но и быстро. Скорость чтения лектора составляет 120 слов в минуту, а скорость записи студента — 30—40 слов в минуту. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая это в механический процесс. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из основных требований к конспектирующему. Лектор обычно голосом выделяет (замедлен­ный темп, повторение) необходимые для записи места. Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений общепринятых, вспомогательных и часто встречающихся слов. Перед лекцией необходимо прочитать конспект предыдущей лек­ции, т. е. психологически настроиться на восприятие нового материала.

Следует помнить, что ни одна дисциплина не может быть изучена в необходимом объеме только по конспектам. Долж­но быть параллельное, систематическое изучение как материала учебника, так и конспекта. Над лекциями нужно работать, и сту­дент должен обращаться к своим записям не один раз.

За время обучения в институте студентам приходится изучать до 25000 страниц различного текста. Не все студенты умеют правильно работать с книгой. Установлено, что студент-перво­курсник читает медленно: 150—160 слов в минуту вслух и 250— 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: вы­борочному, сплошному, чтению с проработкой материала и смешанному. Студенты должны уметь правильно выбрать вид чтения, наиболее эффективный для выполнения конкретного задания.

Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараться за­поминать существенное. Методика работы с текстом, конечно, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культур^ и начитанности студента, а также от вида изучаемой литера­туры. Однако основные приемы следующие: предварительное зна­комство с книгой, анализ текста, конспектирование и работа одновременно с несколькими источниками.

Итак, путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения их.

В вузе закладывается фундамент знаний но специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить программу вуза, по и приобрести навыки творческой самостоя­тельной работы.

Введение в специальность

Мотор-редуктор – назначение, преимущества разных типов

Основное назначение мотор-редуктора в приводной системе - увеличить крутящий момент и понизить скорость редуктора при необходимости.

Магазин спецодежды. Спецодежда в Москве оптом.

Покупка и производство медицинской спецодежды в Москве Медицинская одежда – это товар, который всегда пользовался большим спросом. Наиболее популярные ее виды – это халаты, костюмы и колпаки. Использоваться медицинская спецодежда …

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

В зависимости от профиля предприятий и требований, предъ­являемых к качеству производственной воды, на промышленном предприятии могут быть следующие системы водоснабжения: свежей водой, механически очищенной, отфильтрованной, умяг­ченной, обессоленной, теплой, холодной. Сг …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.