Введение в специальность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Подготовка высококвалифицированных специалистов для раз­личных отраслей народного хозяйства начинается в высшей школе. Молодой человек, поступивший в институт, попадает в новую социальную среду, которая в дальнейшем пополняет ряды совет­ской интеллигенции. Термин «студент» в переводе с латинского означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладеваю­щий знаниями. Главное направление в жизни каждого студента — учиться, развивать свой интеллект, расти духовно, нравственно, физически. Необходимо, чтобы знания, приобретаемые студентом в вузе, стали его личной точкой зрения, глубоким убеждением специалиста.

Процесс обучения в вузе, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных. В школе основной формой обучения был урок, к которому нужно* было каждый день готовиться, в институте — это лекции, семи­нары, лабораторные занятия, курсовые и дипломные работы и т. д. Поскольку отчет о своей работе студенты представляют только раз в семестр, то большинство из них оказываются неподготовлен­ными к ежедневной самостоятельной работе с учебным матери­алом. Это обусловливает ряд трудностей, с которыми сталкивают­ся студенты в начале учебы. Их можно разделить на три груп­пы [25].

Дидактические трудности связаны с изменением методов обу­чения в вузе, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом лекций, слабой довузовской подготовкой или длитель­ным перерывом в учебе и, конечно, отсутствием навыков само­стоятельной работы.

Социально-психологические трудности обусловлены измене­нием жизненного стереотипа учащихся. Многие меняют место жительства, в связи с чем становится иным круг друзей, воз­никает необходимость ведения самостоятельного хозяйства. Тре­буется время, чтобы наладить привычный уклад жизни.

Профессиональные трудности возникают у вчерашних школь­ников часто из-за непонимания того факта, что уже с первого курса начинается процесс формирования будущего специалиста. Учебный процесс в вузе построен таким образом, что независимо

От будущей специальности все студенты изучают общественно - политические дисциплины, иностранный язык, ряд общенаучных дисциплин. И только с третьего курса студенты начинают более углубленно изучать профилирующие дисциплины.

Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необхо­димо овладеть целым комплексом знаний по разным дисциплинам, успешно пройти учебно-производственную практику, участвовать в научно-исследовательской работе и общественной жизни инсти­тута, работать в студенческих отрядах, уметь руководить кол­лективом.

Профессорско-преподавательский состав института активно содействует формированию у студентов осознанного интереса к будущей профессии в целях сокращения процесса адаптации первокурсников к новым условиям обучения. И все-таки особое внимание студенты должны уделять навыкам самостоятельной работы и умению планировать свою учебную деятельность. Для этого необходимы настойчивость, привычка к самостоятельному труду, что достигается только в повседневной работе.

Следует также помнить, что из-за сильного переутомления (нервного и физического), связанного со сдачей экзаменов в школе и вузе, первокурсники обладают более низкими возмож­ностями восприятия и усвоения учебного материала. Ежедневные занятия студентов (аудиторные и самостоятельные) длятся 8—9 ч, что превышает занятость рабочих на производстве. Это также создает определенные трудности в начальный период обучения в вузе. Сокращение сроков адаптации будет в значительной мере способствовать успешному обучению первокурсников.

Период развития человека в возрасте от 18 до 25 лет назы­вается поздней юностью. Затем наступает период зрелости. Спра­ведливо отмечают, что поздняя юность — время максимального расцвета личности. Психологи установили, что в этом возрасте наблюдается наиболее интенсивное изменение ряда психических функций и развитие интеллектуальных возможностей чело­века [5]. Этому возрасту присущи также максимализм и катего­ричность суждений. В этот период происходит становление миро­воззрения формирование активной жизненной позиции. Возможны конфликты, поскольку юности свойственна повышенная социаль­ная активность. Возникает экономическое противоречие между многообразием желаний и возможностью их осуществления, так как студенты находятся в материальной зависимости от родителей и администрации вуза. Определенные трудности связаны и с пере­работкой информации, поток которой непрерывно увеличивается, а возможности студента остаются прежними. Зачастую материал усваивается поверхностно.

В возрасте от 18 до 25 лет наблюдается неравномерный харак­тер развития памяти, внимания, мышления и интеллекта в целом. Так, в 18 лет, когда память достигает высокого уровня развития, можно запомнить большой объем информации, но сложнее осу­ществить ее переработку, так как мышление в этот период отстает от памяти. Вот почему успеваемость студентов в 3-м семестре более низкая.

Каждому студенту следует знать и учитывать свои индиви­дуальные особенности — памяти, внимания, мышления и т. д. Известно, например, что существует четыре основных вида памяти: зрительная, слуховая, моторная и смешанная.

При зрительной памяти, чтобы запомнить текст и даже пред­ставить размещение материала по страницам, достаточно про­честь текст. В этом случае при изучении материала следует шире использовать подчеркивание, отчеркивания цветными каран­дашами и т. д.

Люди с хорошо развитой слуховой памятью могут, не утом­ляясь, слушать лектора и легко запоминать содержание про­слушанного. Таким студентам следует «прорабатывать» материал вслух: читать, рассказывать, повторять, спрашивать и т. д.

При моторном виде памяти рекомендуется больше работать с карандашом: составлять план изученного, чертить схемы, диа­граммы и т. д.

Смешанный тип памяти определяется тем, что человек оди­наково хорошо запоминает материал, пользуясь разными ме­тодами.

В отношении внимания следует помнить, что в течение первой половины дня происходит постепенное нарастание активности внимания, а во второй половине дня — утомление и снижение. Вот почему лекции предпочтительнее проводить в первой поло­вине дня.

Существуют также определенные различия людей по типу темперамента, конституции, полу, возрасту и т. д. Даже эмоцио­нальное состояние человека сказывается на результатах его умст­венной деятельности: если у человека хорошее настроение, то продуктивность работы будет выше.

Знание своих психофизиологических особенностей и учет их в работе с учебным материалом позволяет студентам более рацио­нально использовать свои возможности, развивать положительные черты и устранять недостатки.

Важное место в системе общественной жизни вуза занимает студенческий коллектив. В начале обучения студенческую группу можно охарактеризовать как «диффузную». В ходе социально­психологической адаптации студентов на I курсе идет приспособ­ление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Характер взаимоотношений в сту­денческом коллективе зависит от поставленных перед ним задач, стабильности его состава, психологической совместимости сту­дентов и т. д. В процессе структурирования, развития коллектива происходит распределение ролей и статусных позиций, симпатий и антипатий. В результате выделяются подгруппы, групповые лидеры и т. д.

Чем больше будут совпадать мнения, оценки, установки членов студенческой группы по отношению к наиболее важным для нее событиям, тем сплоченнее будет и коллектив. На характер взаимо­отношений в коллективе влияет и его количественная характе­ристика. Естественно, что внутри студенческого коллектива могут возникнуть несколько неофициальных подгрупп, в которых будут поддерживаться тесные, дружеские отношения. Для их возникно­вения важна степень однородности коллектива по таким приз­накам, как пол, возраст, образование, и наличие на этой основе общности интересов, потребностей и т. д. В каждом студенческом коллективе и в подгруппах, складывающихся внутри него, сущест­вуют свои социальные нормы, которые регулируют поведение студентов.

Правильный выбор официального лидера группы (старосты, комсорга и т. д.) способствует лучшей организации учебной, трудовой и общественно-политической деятельности коллектива.

Для успешной деятельности в группе необходимо знать особен­ности взаимоотношений между студентами, умело влиять на раз­витие контактов, совершенствовать их содержание и форму.

Введение в специальность

Мотор-редуктор – назначение, преимущества разных типов

Основное назначение мотор-редуктора в приводной системе - увеличить крутящий момент и понизить скорость редуктора при необходимости.

Магазин спецодежды. Спецодежда в Москве оптом.

Покупка и производство медицинской спецодежды в Москве Медицинская одежда – это товар, который всегда пользовался большим спросом. Наиболее популярные ее виды – это халаты, костюмы и колпаки. Использоваться медицинская спецодежда …

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

В зависимости от профиля предприятий и требований, предъ­являемых к качеству производственной воды, на промышленном предприятии могут быть следующие системы водоснабжения: свежей водой, механически очищенной, отфильтрованной, умяг­ченной, обессоленной, теплой, холодной. Сг …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.