Юзабилити и исследование пользовательской аудитории
Существует множество различных определений и правил, созданных для систематизации представлений о том, что такое дизайн удобного для пользователя веб-сайта; иногда они даже согласуются друг с другом. При этом все они основаны на одном принципе: пользователям нужны удобные продукты. Это действительно самая универсальная пользовательская потребность.
Чтобы осознать, что нужно нашим пользователям, мы сначала должны понять, кто они. Исследование пользовательской аудитории состоит в сборе данных, позволяющих достичь такого понимания.
Некоторые методы исследования - интервью, опросы, фокус-группы - лучше подходят для сбора информации об общих взглядах и представлениях пользователей.
Другие методы - пользовательские тестирования и полевые исследования - хороши для понимания конкретных аспектов поведения пользователей и их взаимодействия с сайтом.
Контекстуальное исследование - это целый набор методов, которые в совокупности образуют мощный и всеобъемлющий инструментарий, позволяющий вам понять ваших пользователей в контексте их повседневной жизни (отсюда и название). В основе этого инструментария лежат методы, применяемые антропологами при изучении культур и сообществ. Например, методы исследования поведения кочевых племен, примененные в более узком масштабе, позволяют изучить поведение людей, покупающих запчасти для самолетов. Недостатками контекстуального исследования являются высокая стоимость и большие затраты времени. Однако если вы располагаете достаточными ресурсами, а ваш проект требует глубокого знания пользовательской аудитории, контекстуальное исследование может
Открыть вам такие тонкости пользовательского поведения, о которых вы не узнаете с помощью других методов.
C контекстуальным исследованием тесно связан анализ задач. В его основе лежит идея о том, что любое взаимодействие пользователя с сайтом происходит в контексте некоторой задачи, решаемой пользователем. Иногда это очень узкая задача (например, покупка билетов в кино), иногда - широкая (например, выяснение правил международной торговли). Анализ задач является методом подробного изучения шагов, предпринимаемых пользователями при решении своих задач. Это изучение проводится либо с помощью интервью, в ходе которых вы просите пользователей поделиться своим опытом, либо с помощью непосредственных наблюдений за пользователями «в естественной среде обитания».
Пользовательское тестирование - самая распространенная форма исследования пользовательской аудитории. Пользовательское тестирование - это не тестирование пользователей; это тестирование вашего продукта пользователями. Иногда пользовательские тестирования проводятся на готовом сайте - при подготовке к редизайну либо для выявления и устранения непосредственно перед открытием сайта имеющихся проблем, связанных с юзабилити. В других случаях пользователи тестируют сайт в процессе его разработки или даже имеют дело с прототипом сайта.
Тестирование полнофункционального веб-сайта может иметь широкий охват или быть узконаправленным. Как и в случае с опросами или фокус-группами, хорошо, если вы садитесь рядом с пользователем, уже имея четкое представление о задачах исследования. Это, однако, не означает, что пользовательское тестирование должно жестко ограничиваться оценками того, насколько успешно пользователи выполняют строго определенные задачи. Оно может охватывать и более широкие, слабо конкретизированные вопросы. Например, его можно применять для выяснения того, приведет ли изменение дизайна сайта к укреплению или ослаблению бренда компании.
Другим подходом к пользовательскому тестированию является работа с прототипами. Последние могут иметь самые разные формы, от эскизов на бумаге или макетов с упрощенными вариантами HTML-страниц до прототипов с работающими ссылками, создающих иллюзию законченного сайта. В крупномасштабных проектах на разных этапах используются различные виды прототипов с целью получения информации от пользователей на протяжении всего процесса разработки.
Сбор разнообразной информации о ваших пользователях может дать исключительно ценные результаты, но иногда за всей этой статистикой вы рискуете проглядеть реальных людей. Чтобы сделать пользователей более конкретными, можно превратить их в персонажи (иногда называемые моделями пользователей, или профилями пользователей). Персонаж - это вымышленный герой, который представляет потребности целой группы реальных пользователей. Придавая облик и имя разрозненным элементам данных, полученным в результате исследования и сегментации пользовательской аудитории, персонажи помогут вам помнить о людях в ходе работы над проектом.
Рассмотрим пример. Предположим, наш сайт разрабатывается для информационной поддержки тех, кто хочет начать собственное дело. Из исследований мы знаем, что наша аудитория в основном находится в возрастном диапазоне от 30 до 45 лет. Наши пользователи уверенно чувствуют себя в Интернете и вообще свободно обращаются с компьютером. Некоторые уже имеют большой опыт в мире бизнеса, другие сталкиваются с проблемами ведения бизнеса впервые.
В этом случае имеет смысл создать два персонажа. Первому дадим имя Джанет. Это женщина 42 лет, замужняя, с двумя детьми. Последние два года она занимает пост вице-президента крупной бухгалтерской фирмы. У нее вызывает досаду необходимость работать на кого-то, и она хочет открыть собственную фирму.
Другой персонаж - мужчина. Его зовут Фрэнк. Ему 37 лет, он женат, имеет одного ребенка. Много лет он занимается столярными работами в качестве хобби. Его знакомые хвалят мебель, которую он делает, и он подумывает об открытии фирмы по изготовлению и продаже мебели. Он не уверен, стоит ли ему бросать работу водителя школьного автобуса ради такого бизнеса.
Откуда взялась эта информация? По большей части мы ее сочинили. Мы хотим, чтобы персонажи соответствовали тому, что мы знаем о пользователях из результатов исследований, но конкретные биографические подробности являются полным вымыслом, призванным вдохнуть жизнь в этих героев, замещающих реальных людей.
Джанет и Фрэнк представляют тот диапазон потребностей пользователей, о котором мы должны помнить, принимая решения об опыте взаимодействия пользователей с нашим сайтом. Чтобы наши персонажи запоминались еще лучше, мы возьмем пару подходящих фотографий и сделаем Джа - нет и Фрэнка еще более реальными, добавив фотографии к собранной нами информации. Эти профили можно распечатать и развесить в офисе, и тогда, принимая важные
Решения, мы будем спрашивать себя: «Подойдет ли это нашей Джанет? Как к этому отнесется Фрэнк?» Персонажи помогают нам помнить о пользователях на каждом этапе разработки.